БЛАЖЕННЫ НИЩИЕ РАЗУМОМ
В «Дуэли», №13 за текущий год на последней странице напечатаны домыслы двух
читателей по поводу трактовки евангельских слов «блаженны нищие духом». Первый
(Ю. Цибулин) благоразумно устраняется от выдвижения собственного мнения и
приводит «авторитетное» утверждение из «Толкового молитвенника», которое гласит,
что «нищие духом», это «люди, любящие делать добро». Хочется сказать господину
Цибулину: молитвенник плохому не научит, но правды не скажет и мыслить не
поможет. Читайте да разумейте! Порой не грех и в словарь заглянуть, и мозгами
пошевелить.
Второй (В.
Мигунов) - тоже по-своему молодец: творчески подошел к вопросу, проанализировал
несколько своих вариантов и остановился на таком: писать, читать и понимать
следует - «блаженны нищие - духом!». Сиречь: блаженны нищие (чем?) - духом. Это
все равно, что «зелены кузнечики - травою» или «вкусен борщ - аппетитом» и так
далее…
Да, велик и
могуч русский язык, как океан! Неумеющий плавать и на бревне потонет, а умеющий
- без бревна до берега не доплывет. Так что давайте разбираться, поскольку слова
эти («блаженны нищие духом») во все времена были камнем преткновения. Открою
секрет: в них промысел Божий, желание, чтобы человек задумался!
Во-первых,
чтобы понять смысл слов, не стоит вырывать их из контекста. Поэтому рассмотрим
предложение целиком: «Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное».
Иисус в Заповедях Блаженства строит фразы по схеме, которая является поэтическим
приемом. Данное предложение состоит из трех смысловых частей:
1. «Блаженны» -
каковы?
2. «нищие
духом» - кто?
3. «яко тех
есть…» - почему?
Рассмотрим
каждую часть. Итак, вооружимся «бревном» - возьмем в руки Церковно-Богослужебный
словарь и вперед!
1. Странно, что
ни тот, ни другой из методологических оппонентов не задался вопросом: что такое
«блаженны»? Неужто знают? Коренное слово «благо» означает «добро». «Блаженный
человек» - это значит «пребывающий в благе», или попросту - благополучный,
счастливый, довольный. Слово «блаженный» еще по традиции адресуется «юродивым»,
то есть психически ненормальным людям, которые постоянно испытывают счастье и
всем довольны вопреки своей бедности. Существует еще несколько однокоренных
слов, которые обогащают наше понимание сути вопроса: «ублажить» - удовлетворить,
«блажь» - желание получить удовольствие, «блядь» - похотливая личность,
одержимая блажью. Пусть нас не смущает последнее слово, потому что оно стало
нецензурным в сравнительно недавнее время. Это слово - бранное, грубое, резкое,
но оно встречается в Богослужебных текстах - в канонах и стихирах.
Итак, выберем
из этого обилия подходящее слово - «счастливы».
2.
Словосочетание «нищие духом» мы не имеем права разделять дефисом, потому что оно
КАНОНИЧНО! В церковном понимании эти слова толкуются, как «смиренные». Почему?
Слово «нищий»
означает «низкий», то есть скудный, бедный, слабый, не имеющий иных средств к
существованию, кроме прошения подаяний. Но в данном случае к слову «нищие»
приставлено дополнение «духом», то есть имеется в виде не материальное, а
духовное состояние человека. Это означает, что такой человек постоянно находится
в духовной нужде - не имеет тепла, ласки, доброго отношения, ему не везет в
жизни, он неудачник и простак. И поэтому ему ничего не остается, как надеяться
на Божию милость, молиться, просить благодати и уповать на духовную поддержку.
«Нищий духом» - это человек, униженно просящий милостыню у Святого Духа,
проявляющий СМИРЕНИЕ. Это определение несет в себе нравственное качество,
которое, по мнению Иисуса, является главной добродетелью, особой заслугой перед
Богом, за которую обязательно последует награда.
3. Определение
награды за духовную заслугу, то есть за «смирение», заключено в словах: «яко тех
есть Царство Небесное», что означает «ибо таковым принадлежит Царство Небесное».
Тут надо обратить особое внимание на акцент, относящийся к слову «таковым» -
«яко ТЕХ есть…»
Теперь
сформулируем фразу современным языком:
«Счастливы
смиренные, ибо таковым принадлежит Царство Небесное».
Эти слова
являются шифром-посланием, который от века к веку все полнее и полнее открывает
духовную (этическую) связь Человека с Богом. Возьму на себя смелость составить
данное предложение в современном смысловом значении:
«Благословенны
те, кто стремится постичь Истину, ибо таковым откроются Тайны Мироздания».
На
церковно-славянском это прозвучит так:
«Блаженны нищие
разумом, яко тех есть Божее достояние».
Н.Н. МЕЩЕРИНА
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200435/?35_4_5