ВОСТОК ЕСТЬ ВОСТОК
Где-то в начале 90-х появилась книга Л. Васильева
«История Востока». Несмотря на претенциозное название, книга смахивала на
краткий справочник по городам и странам - перечисление стран, основных
исторических событий, а в конце каждой главы немудреный вывод о благах рынка и
ложности марксистских догм. Все эти недостатки, конечно, можно отнести к
романтике того славного времени, но отсутствие в этой «Альфе и Омеге» информации
по истории Израиля вызвало у меня чувство замешательства.
Рассеянной рукой я перелистывал страницы, ощущая
себя несчастным географом из «Золотого Телёнка», очутившимся в дурдоме из-за
того, что не смог найти на карте ненапечатанный разгильдяями и головотяпами
Берингова пролива. Но трагедии не произошло. Внизу страницы маленькими буквами
была дана сноска: «Современное государство Израиль - при всех восточных корнях
евреев как этноса - к государствам Востока не может быть отнесено. Оно по всем
основными параметрам структуры и традициям культуры относится к Западу, даже
принимая во внимание деятельность и традиции правоверных хасидов и иных групп
ревностных сторонников древнего иудаизма».
Азохен вей! После того как господин Васильев отнёс
жмеринско-бостонских последователей любавического ребе в разряд ближневосточной
экзотики вместе с хомусом и бедуинами, я, потеряв всякой доверие к его
декларациям, начал проверять, действительно ли Израиль относится по своей
культуре-структуре к цивилизации Запада. Выводы из моих рассуждений я привожу
здесь на суд любезного читателя.
В 1918 году Османская империя канула в лету, а на
её бренных останках удобно расположились колониальные империи - Англия, Франция,
Италия. Палестина досталась резвой Британии, чьи войска вступили на эту землю
ещё в 1917 году. В обозе легионов генерала Аленби, между прочим, шли и отряды
сионистов, которым была поручена почётная и ответственная должность погонщиков
мулов. Главным скотогоном был сам Владимир-Зеев Жаботинский.
Палестина была объявлена английским мандатом.
Мандат - это такая колония, право на владение которой выдавала Лига Наций,
доисторический предок ООН. В остальном Палестина не отличалась от какой-нибудь
Нигерии. В стране всем заправляли английский генерал-губернатор (представитель
короля) и британская администрация. У местного населения было лишь одно право -
право платить налоги, а тех, кто с этим положением не соглашался, отправляли в
концлагерь под Беньямину рубить камень в карьерах или просто сажали на корабль и
выдворяли из страны на все четыре стороны.
Англичане сидели в Палестине до 1947 года. За это
время они в компании с еврейскими сионистами и арабскими феодалами заварили в
стране такую кашу, что им же самим стало тошно. Бедные бриты впали в
ничтожество, собрали чемоданы и уплыли обратно в Англию к туманам и
отвратительной английской кухне. Большая часть британского наследства в
Палестине отошла к новому «демократическому» государству Израиль, которое прежде
всего выгнало из страны всех тех, кто мог бы проголосовать «против».
Если отказаться от громкой риторики, а честно
посмотреть на вещи, то выяснится, что новое Иудейское царство было обычной
постколониальной страной третьего мира. Индустрии как таковой в Палестине не
было. То здесь, то там были раскиданы заводики, перерабатывающие
сельхозпродукцию, и ремонтные мастерские для починки старых мушкетов и разбитых
автомобилей. Основным экспортным товаром Палестины как были, так и оставались
прославленные яффские апельсины, что лишь подчёркивало аграрный характер страны,
этакой «апельсиновой республики». Та же самая грустная картина наблюдалась и в
соседних странах - Египте, Сирии, Иордании. Одинаковые проблемы вели и к схожим
путям их разрешения. В 50-х годах и Израиль и Египет энергично развивали свою
инфраструктуру, в одном случае прокладывая трансизраильский водопровод, а в
другом строя Асуанскую плотину. Правда, толку от этих проектов было как от козла
молока. Негев так и остался пустыней, куда евреев не решается сослать даже самый
свирепый работник «Мисад Клиты», да и от Асуана было больше хлопот, чем пользы.
Лишь после 1969 года, когда в израильскую экономику
потоком хлынула американская помощь, Израиль постепенно выкарабкался из
состояния азиатского убожества и стал превращаться в империалистическую силу,
действующую в партнёрстве с Соединёнными Штатами.
Как во всякой постколониальной развивающейся
стране, армия в Израиле до сих пор играла и играет выдающуюся роль. При
колониализме армия, как правило, становилась первым институтом, куда туземцы
получали доступ и где лучшие из них могли получить подобие образования и сделать
карьеру. После провозглашения независимости, вооруженные силы, как один из
зримых символов суверенитета, становились предметом обожания и преклонения,
питомником национальной элиты. Но в Израиле господство армии приняло уж совсем
гипертрофированные формы. Здесь генералам не надо совершать военные перевороты -
по завершению действительной службы они автоматически получают посты в
правительстве и в руководстве крупных компаний. Военные успехи ЦАХАЛЬ превратили
генералов-чиновников в непререкаемых авторитетов во всех областях знания. В
отличие от России, в Израиле считается, что чем больше фалафелей на погонах -
тем больше и извилин в мозгу, хотя исторический опыт утверждает обратное.
Милитаризация израильского общества действительно
уникальна. Это не внешняя российская показуха с шитыми эполетами, киверами,
чеканным шагом и десантниками. Бог Марс уютно устроился в самом сердце
израильтян. Пропаганда день и ночь вещает о коварном гойском окружении, денно и
нощно точащем ножи и топоры на еврейских младенцев. Заботливая военная цензура
отсекает всякую неподобающую для истинных израильтян информацию. Всю жизнь сабры
можно разделить на четыре периода: подготовка к службе в армии, армия, милуим,
после милуима. В армии израильтяне заводят друзей, женятся, разводятся, а порой
и помирают геройской кончиной. Израиль - это новая Спарта (Моррис) и это Пруссия
ХХ века (Дойчер). Да, такого идиотизма, пожалуй, нет ни в одной арабской стране,
хотя и Насер, и Мубарак, и покойный Асад-старший были выходцами из офицерской
касты. Но где вы увидите нечто похожее на преосвященном Западе?
Другой экзотической восточной фишкой Израиля
является религия. Не так уж и высок оказался культурный уровень вернувшихся из
галуты евреев, чтобы и власти, и народ смогли отказаться от опиума для народа,
который одним облегчает страдания, а другими используется для охмурения
угнетённых. Элементарный акт буржуазной демократии - отделение религии от
государства, то, что французы сделали ещё 200 лет тому назад, так и не был
совершен в Израиле. Вместо этого было создано министерство по делам религии, а
личная жизнь граждан была отдана на откуп раввинам. Смена вероисповедания
карается немедленным лишением гражданства и депортацией за границу. О положении
женщин в ультрарелигиозных семействах я умолчу из соображений гуманности. В
последнее время эта проблема становится предлогом для ковровых бомбардировок. За
счёт налогоплательщиков активно действуют религиозные школы и ешивы. Партии
религиозных фундаменталистов собирают сотни тысяч голосов бедных и неграмотных.
Попробуйте-ка найти 10 различий между израильской партией ШАС и исламскими
партиями в соседних ближневосточных странах! И здесь, и там вы найдёте власть
духовных учителей (раввинов или шейхов), социальную демагогию, направленную
против погрязшего в разврате истеблишмента, ну и под конец призывы вернуться к
высокой духовности предков, правоверных иудеев (мусульман). Есть в Израиле и
свои аналоги «ХАМАСа» с «Исламским Джихадом» - различные фашистские группы типа
«Зо Арцейну». По активности и массовости они пока уступают своим исламским
родственникам, так как пока что всю грязную работу за них берётся делать ЦАХАЛЬ.
Пойдём дальше. На первых же уроках сионистского
ликбеза в ульпане, на мехине или в молодежном летнем лагере темным галутным
евреям рассказывают, как в соседних с Израилем странах широкие народные массы
томятся под пятой чужеземных клик. В Иордании господствуют злые хашемиты, в
Ираке - злые сунниты, в Ливане - злые христиане-марониты, и ещё кто-то страшный
и злой господствует в Сирии. Поэтому мы должны эти страны разбомбить, а их земли
передать еврейскому народу. Но, может быть, иногда на этих встречах попадается
чудак или рассеянный интеллигент в очках, не проникшийся национальным
самосознанием, который поднимает руку и спрашивает: «Позвольте, позвольте, а как
быть с ашкеназской олигархией в самом Израиле? Разве мы не знаем, что наша
страна управляется кланами Шаронов, Рабинов, Рабинов-Философов, Даянов и прочих
родовитых семей?» Что на это ответит учитель ульпана или вожатый на мехине я не
знаю. Но и здесь разница между Израилем и его соседями не слишком велика. Хотя
корни израильской и арабской аристократии всё же иные.
Большинство арабских кланов, подобно знатным
палестинским семействам Хусейни или Нашашиби, ведут свою родословною от
феодальных землевладельцев старой Османской империи. Корни израильской
аристократии напоминают нам о другом печально известном сионистском проекте -
Республике Либерия. Вплоть до начала ХХ века среди американских негров была
популярна идея эмиграции из расистской Америки на родину предков - Африку. А
одна группа энтузиастов даже реализовала эту утопию, основав на западном
побережье Черного континента Республику Либерия. История этой страны так же
печальна и трагична, как и история Израиля. Новая республика быстро попала в
экономическую кабалу и стала полуколонией США. Вся власть в стране принадлежала
эмигрантам из Америки и их потомкам, управлявшими страной через единственную
разрешенную партию - «Партию истинных вигов» (израильский аналог этой партии,
как известно, назывался МАПАЙ). Коренное население Либерии жестоко угнеталось
заморскими «братьями», пока в 1982 году в стране не произошел военный переворот,
в ходе которого все истинные виги были благополучно вырезаны. Поголовно.
Сей печальный конец либерийских вигов заставляет
задуматься и о перспективах израильской ашкеназской олигархии. Земная слава,
увы, не вечна. Кануло в лету и господство маронитов в Ливане, и власть суннитов
в Ираке. Может быть, кто-то и пожалеет надменных белокурых сабров и прольёт
слезу по ожидающей их печальной участи, но не мне, морлоку, потомку белорусских
жидов и холопов, Шарикову, получившему некоторое образование милостью проклятой
советской власти, сожалеть о них. По мне лучшее, чего заслуживает спесивый
аристократ, это удар моргенштерном по голове.
Ещё одно важное сходство между Израилем и его
соседями это печальная участь национальных меньшинств, призванных играть роль
вечного козла отпущения для властей предержащих. Здесь я буду немногословен, так
как в этом вопросе всё ясно и очевидно. Что курду в Ираке и Сирии, что
палестинцу в Израиле и Иордании, всё одно живётся несладко. Что тут можно ещё
добавить?
Завершая тему, затрону самый пикантный вопрос -
тезис о великой израильской демократии. Боюсь, что и здесь я должен буду
разочаровать тех, кто полагает Израиль осколком Восточной Европы, случайно
залетевшим на негостеприимную ближневосточную почву. Опять же начнём с
экономики. Буржуазная демократия - это очень дорогая штука. Чтобы население и
элита согласились играть в парламентские игры, требуются немалые финансовые
отчисления - армии надо дать на лапу, рабочим надо кинуть кусок, надо ввести
парочку пособий, чтобы гордо провозгласить страну «социальным государством», ну
и, разумеется, нельзя забыть наших «друзей», буржуев и бюрократию. В бедных
странах такая модель не действует, поскольку денег на всех не хватает, дай бог
долги МВФ заплатить! Поэтому те немногие, кто держит лапу на денежной кубышке,
предпочитают не делиться и властью.
Как мы уже писали выше, до начала 70-х годов
Израиль с экономической точки зрения был обычным постколониальным государством -
зависимым от западной «помощи», без штанов, но с атомной бомбой. То, что не
сжирали чиновники, шло в котёл армии. Политическая система в стране полностью
отражала экономическую реальность. На словах - «демократия». На практике -
«МАПАЙкратия». Правда, бонапартизма, как в Сирии или в Египте, в Израиле не
было. Здесь система больше напоминало советское «коллективное руководство».
Но вот подули над страной Израиль ветры перемен. То
были не отголоски пресловутого ХХ съезда, а долларовые потоки, хлынувшие из США.
Америка наконец-то оценила молодого хищника. Да и сами израильтяне к тому
времени развернули вовсю эксплуатацию захваченных арабских земель. Страна
богатела, а социальная напряженность росла. Бунты «Черных Пантер» напугали
истеблишмент, который понял, что пора делиться. Так в Израиле в конце 70-х годов
наконец-то была установлена демократия.
Но тут следует сделать пару оговорок. Часто
спрашивают - есть ли демократия в Турции? Типичный ответ на этот вопрос - да,
но... Ибо все знают, что турецкий парламент волен принимать любое решение, но
если турецкая армия скажет «нет», значит - «нет». Насколько ситуация в Израиле
отличается от положения в Турции? С учётом изложенных в этой статье аргументов
разница, наверное, не велика. Власть армии, власть раввинов, власть олигархии,
преследование нацменьшинств - не слишком ли это много для «самой передовой
Ближневосточной Демократии»? И со «свободой слова» ситуация не вполне ясная. Как
будто можно говорить всё, но если затронешь вопрос о ядерном реакторе в Димоне,
помянешь йеменских детей или дискриминацию неевреев, то можешь угодит в места не
столь отдалённые и сидеть там пока не заговоришь с богом на английском языке. У
израильских соседей ситуация та же. Есть партии, есть парламент, есть свободы,
но короля Абдаллу или президента Мубарака лучше не задевать. Правда, говорят,
что под руководством американских и израильских специалистов новая
ближневосточная свобода куётся в Ираке, в местечке под названием Абу-Грейв, но
рекорды молодой иракской демократии выходят за рамки этой статьи.
Вывод из всего сказанного один. Исторически и
политически государство Израиль так же далеко от Европы, как и географическая
Палестина. Видимо, сколько ни приглашай израильские делегации на «Евровидение» и
на игры европейских лиг, а черного кобеля до бела не отмоешь. Проблемы и беды
Ближнего Востока - это наши проблемы и беды. И это мы должны учитывать в борьбе
против капитализма и империализма на этой земле.
Артем Кирпичёнок,
профессор Иерусалимского университета
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200440/?40_4_1