ШКОЛЫ
Маленькое
дополнение к статье В.В. Бобылева «Л.И. Звягинцев» («Дуэль», №29,
2004 г.)
«…Появление в стране после войны вечерних школ -
счастливая государственная находка, давшая возможность получить «аттестат
зрелости» тем, кому война обрубила ступень обязательного среднего образования…»
- пишет т. Бобылев. Все верно, только вечерние и воскресные общеобразовательные
школы появились в СССР гораздо раньше - с конца 1920-х годов. По программе
ликвидации безграмотности (ликбез) по постановлению сталинской ВКП(б) и
Советского правительства в городах и селах страны были созданы бесплатные школы
для всех слоев, возрастов и категорий населения. (Ведь большинство населения
царской России было неграмотным, не могло даже расписаться, и говорухины
действительно потеряли не только ту Россию, но и самих себя.) Учащиеся таких
школ были в основном рабочие и крестьяне старших возрастов. Уже тогда
пробуржуазно настроенная интеллигенция и кулачество сквозь зубы ядом брызгали в
адрес партийного постановления. Разумеется, рабочие и крестьяне того времени
прекрасно понимали причины недовольства буржуазных элементов: монополия на
знания, стремление не допустить конкуренции в области знаний из среды рабочих и
крестьян-колхозников или, по крайней мере, повлиять в морально-психологическом
плане на вышедших в интеллигенцию, «окрестив» их в «общечеловеческие ценности».
Первые советские вечерние и воскресные школы
создавались там, где были более-менее подготовленные
учительско-преподавательские кадры. Бывало так, что за одной партой сидели отец,
сын и внук. Жажда знаний в народе была огромной. Кроме вечерних занятий в школах
проводились громкие читки газет (а в домах - громкие читки книг разной
тематики), лекции по всем вопросам - от международной политики до организации
производства и элементарного быта (особенно популярны в народе были военные
лекторы из политкомиссаров). Правда, тогда газеты сильно отличались от нынешних
- про секс, про бизнес-воровство и убийства, всевозможные слухи и сплетни они не
печатали.
Задачей тех школ было дать знания быстро,
качественно для дальнейшей учебы на рабфаках, в институтах и техникумах, дать
возможность людям грамотно писать, читать, расширить свой кругозор. (Умному
нужен толчок к знаниям, дураку не помогут и репетиторы.)
Один мой дядя (колхозник) закончил школу,
учительские курсы и стал любимым учителем не только детворы. Другой, батрачивший
у кулаков еще в 1920-х годах, закончил вечернюю школу, рабфак, медицинский
факультет и стал высококвалифицированным врачом, сделавшим 248 успешных
операций. Оба погибли в годы Отечественной войны 1941-1945 гг.
После войны работа вечерних школ возобновилась, в
них пришли другие поколения уже только молодых людей. Эти школы имели несколько
иные задачи в отличие от первых, о чем и написал т. Бобылев в своей статье.
Позднее они стали называться школами рабочей молодежи, работавшими в две смены:
днем и вечером.
Почему самая грамотная в мире держава - СССР - была
уничтожена, это уже другая тема. Замечу только: как мог уцелеть СССР, если КГБ
СССР стал антиКГБ и работал вместе с частью ЦК КПСС и ЦК ВЛКСМ на иностранное
государство? Об этом знал и делал публичные намеки самый глупый президент США за
всю их историю, бывший артист Рональд Рейган.
Эти ранее общеизвестные факты из истории развития
просвещения в СССР я напомнил тем, кто их не знает или подзабыл. Каким
просветителем и в чем была и остается церковь, желающие могут узнать из русской
литературной классики и собственных наблюдений и опыта, если не устраивает опыт
отцов и дедов.
Г.И. БУБЕНЦОВ
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200447/?47_6_4