Du bist meine Welt bis in den Tod

Nov 03, 2014 04:34





Одной из самых романтичных и одновременно трагичных любовных историй считается роман австрийского кронпринца Рудольфа и юной девушки, Марии Вечеры. Непростые характеры Марии и Рудольфа, их жизни и смерть, окутанная тайнами, стали сюжетом для многочисленных романов, фильмов, балетов, мюзиклов.

Племянница императрицы Сисси, Мария Лариш вспоминала, что когда зашла речь о поиске невесты для кронпринца Рудольфа, она и ее тетушка заранее пожалели будущую жену принца. Рудольф с юности не отличался примерным поведением, обладал взрывным нравом и славился на всю Европу своими любовными похождениями. Ходили слухи о его романах с женщинами легкого поведения, актрисами, аристократками и даже с его кузиной, Марией Валлерзе-Лариш.

Первый визит в поисках невесты эрцгерцог сделал в Дрезден, где жила принцесса Матильда Саксонская. В то время Матильда была миловидной юной девушкой, но артистический взгляд Рудольфа усмотрел в ней склонность к избыточному весу, которая действительно впоследствии дала о себе знать. Рудольф понимал, что не представляет будущего с такой женой. А испанская инфанта была отвергнута им лишь по той причине, что он нашел ее дурнушкой. Ее лицо показалось Рудольфу еще хуже, чем вес Матильды. Он унаследовал от матери любовь ко всему прекрасному и мог жениться лишь на той девушке, которая бы ему действительно понравилась.




Стефания Бельгийская

Наконец Рудольф приехал в Брюссель, где решил из всех зол выбрать наименьшее и сделать предложение принцессе Стефании Бельгийской. Предложение австрийского эрцгерцога было встречено с радостью, особенно для короля Леопольда Бельгийского.

Когда первые фотографии невесты появились в Вене, все были поражены тем, насколько она бледна. Знающие о прошлом Рудольфа и его вкусах лишь грустно покачивали головами, признавая, что это неудачный выбор невесты. Всем было понятно, что с этой невестой Рудольф никогда не станет образцовым мужем.




Стефания Бельгийская в свадебном платье

С самого начала эту пару окружали скандалы. Все знали о том, что Рудольф взял с собой в Брюссель женщину, которую обнаружили королева и ее дочь в его апартаментах, когда захотели сделать неожиданный визит. Помолвка чуть не была разорвана, но все же 10 мая 1881 года венчание состоялось. В день свадьбы бельгийская принцесса выглядела как нельзя хуже. Ее руки были красны, волосы желтоватого оттенка были очень неудачно уложены. Она была высокой, но совершенно не умела подобрать правильный силуэт, ее ресницы были почти не видны, единственное, что в ней было хорошо - цвет лица.




Можно представить, что красавица Сисси думала о Стефании, когда ее увидела.

К сожалению, Стефания часто находилась под влиянием своей сестры Луизы Кобургской, которая завидовала ей и не упускала случая передать все сплетни о Рудольфе (одно время в свете поговаривали о романе между Рудольфом и Луизой). Стефания несколько раз закатывала сцены ревности, которые очень разозлили императрицу Сисси. Рудольф очень любил свою дочь, эрцгерцогиню Элизабет, родившуюся через два года после свадьбы, но даже ее Стефания пыталась сделать инструментом в ссорах с мужем. Надежды на появление долгожданного наследника у этой пары исчезли, когда Стефания переболела венерическим заболеванием, которым заразил ее супруг.

Знакомство с юной 16-летней баронессой Марией Вечерой стало для Рудольфа глотком свежего воздуха. Девушка действительно любила и понимала его, была готова на любые безумства, а главное - красотой, кокетством и длинными пышными волосами чем -то напоминала главный идеал красоты Рудольфа - его мать. Огненная красота Марии возможно была обеспечена жгучей смесью крови в ее жилах - среди ее предков были немцы, итальянцы, греки, сербы, англичане и турки. Кроме того, она была очень фотогенична и артистична, обожала позировать художникам и фотографам, умела со вкусом одеться по последней моде. Одним словом, была полной противоположностью зажатой эрцгерцогини Стефании.




Хелена Бальтацци

Мария была дочерью чиновника Альбина фон Вечера и Хелены Бальтацци. Уже будучи замужней дамой, Хелена в оранжевом домино мило флиртовала на одном из маскарадов с австрийским эрцгерцогом Рудольфом. Был ли это просто невинный флирт или нечто большее - не известно.

Мария и ее сестра Ханна получили прекрасное образование, сначала на дому, затем в закрытых католических школах. И если Ханна чувствовала себя там как рыба в воде, то Мари скучала и томилась, ей было гораздо интереснее думать о танцах, прогулках, нарядах и читать французские романы, чем выслушивать проповеди.

Однажды Мария побывала в Каире, где тогда служил ее отец. Этот город и восточная культура очаровали девушку. Они были близки ее темпераменту.




Маленькая Мария

Современники не раз писали о Марии, все сходились на том, что она обладала необычайной женственностью.

"Мне стоит лишь закрыть глаза и я вижу перед собой образ Мари Вечеры во всей свежести ее красоты. Она не была высока, но благодаря гибкой и рано развившейся фигуре выглядела старше 18 лет. У нее был прекрасный цвет лица, яркие губы и маленькие белые зубы, которые я называла мышиными. Форма носа не была идеальной, но она добавляла ее лицу некоторую пикантность и я никогда не видела таких прекрасный глаз - темно синих, огромных с длинными черными ресницами. У нее были очень длинные волосы, маленькие аккуратные руки и ноги и красивая соблазнительная походка.




Какой странной она была! Кокетливая от природы, бессознательно аморальная в своих почти восточных чувственных идеях, к тому же такая милая и привлекательная, что для нее не составляло труда привлечь мужское внимание. Она была влюбчива и имела представление о страсти. Ее сознание было испорчено неподобающими книгами, которые ей тайне приносила ее горничная Агнес." - писала о ней Лариш




Мария и Ханна

"У Мэри Вечера был смугловатый цвет лица, свежие румяные щечки, миндалевидный разрез глаз, почти черные волосы и очень женственная фигура. Более очаровательную головку себе вообще трудно было представить! На нее стоило лишь посмотреть - и ты уже испытывал счастье!" - вспоминала еще одна современница.

С детства она была влюблена в эрцгерцога и это не было секретом для ее близких. Все считали это детской блажью, но однажды Мари всерьез заговорила о своих чувствах с кузиной Рудольфа, Марией Лариш.




"Ты ведь будешь на празднике по случаю бриллиантовой свадьбы твоих дедушки и бабушки? Там будет и Рудольф. Передай ему привет от того, кто его очень любит"

-Я ничего подобного не скажу. Волки наподобие Рудольфа съедают таких ягнят, как ты. Рудольф - совершенно не такой герой, каким ты его себе представляешь.

-Я не верю тебе! В любом случае, передай ему мои слова.

По возвращении в Вену я получила от Марии письмо с просьбой прийти к вечернему чаю. Я ответила согласием и Мария приехала. Она была такой счастливой и кружилась в танце по комнате."

Вечера поведала Марии Лариш о том, как написала письмо с признанием кронпринцу и попросила о встрече. Рудольф ответил, что ночью возле дома баронессы будет ждать его экипаж, который доставит ее к нему. Выбрав удобный момент, Мария тихонько вышла из дома с помощью все той же Агнес и села в ожидающий ее экипаж, который отвез ее к Рудольфу.

Принц оказался именно таким, о котором мечтала Мари. "Мы говорили и не могли наговориться. это какой-то сказочный сон, но однажды мне суждено проснуться от этого сна и выйти замуж за другого человека." Этим человеком мог стать Герцог Браганза. Мария называла его "сумасшедший герцог" и уверяла Мари Лариш в том, что герцог все знает о ее отношениях с кронпринцем, но "он любит меня настолько, что сделает все, что я пожелаю, ты же знаешь, как он глуп".




Мария и Рудольф очень часто встречались, почти всегда - тайно, иногда - с помощью Марии Лариш. Баронесса Вечера долгое время ни о чем не догадывалась наивно полагая, что ее дочь в самом деле просто общается с графиней Лариш.

Мари была совершенно счастлива и лишь со смехом пересказывала Лариш слухи о том, что о ее связи с кронпринцем уже осведомлена "глупая эрцгерцогиня".

В опере давали "Фауста". Мария сидела справа от меня на виду у всей публики. Она была лучезарно-прекрасна! Ее белое крепдешиновое платье было последней новинкой роскошной простоты. На фоне красной ложи ее кожа приняла оттенок слоновой кости. Ее глаза сияли, щеки горели, а ее наглый взгляд был устремлен на императорскую ложу напротив.




Кронпринцесса Стефания и принцесса Луиза Кобургская

Кронпринцесса и Луиза Кобургская выглядели очень расстроенными, заметив Марию. Баронесса была счастлива - это был ее триумф. "Ты когда-нибудь видела кого-то уродливее этих бельгиек? Это ведь даже не фигуры, а снопы сена, перевязанные посередине! Мне было жаль Рудольфа. А ты видела, как они на меня уставились?! Да, я знаю, они ненавидят меня, а Стефания прозвала меня коротышкой." - ворковала Мари на следующий день в гостях у Лариш. Ярость и сцены ревности Стефании ей красочно описывал сам Рудольф.

Однажды Мария ни с того ни с сего потащила Лариш к фотографу и попросила сняться с ней. "Кто знает, быть может у нас больше не будет возможности сфотографироваться вместе". К Рождеству она прислала Лариш свое фото с подписью "Treu bis in den Tod". "Это последнее фото, которое я делаю, хочу, чтобы меня помнили красивой молодой девушкой".




Мария в свои 17 лет очень часто заговаривала о ранней смерти, будто манила ее. "Кто рано умирает, тот особенно дорог господу", "Мне кажется, что я рано умру - у меня короткая линия жизни на ладони" - признавалась она сестре.

У Баронессы Вечеры были свои планы на дочь. Семья была на грани банкротства и помочь могло лишь удачное замужество.Старшая дочь баронессы, Ханна была зациклена на религии и дурна собой, все надежды возлагались лишь на хорошенькую Мари.




Мария в маскарадном костюме

В тот вечер маленький дьяволенок Мари скандализировала общество. Был великолепный бал, на котором присутствовала Императорская семья. Мари приковывала к себе все взгляды не только благодаря красоте, но и благодаря слухам, которые распустил герр Пеши. Мари, кокетливо улыбаясь, беседовала с Рудольфом, а когда подошла эрцгерцогиня, смеряла ее взглядом и с презрением отвернулась. Баронесса Вечера, наблюдавшая эту сцену, схватила Марию за руку и увела с бала. Масла в огонь подлили старушка Таксис, соседка, которая "открыла глаза" баронессе о ночных прогулках ее дочери. Мария оказалась под домашним арестом. Мари понимает - единственный шанс еще раз увидеть возлюбленного - побег и только Лариш может ей в этом помочь.




Мария в словацком наряде

Она отвозит Мари в Хофбург, откуда та сбегает с Рудольфом в Майерлинг. А вот все, что произошло далее очень спорно и окутано тайнами. Версий случившегося очень много. Наиболее распространена та, согласно которой Рудольф давно планировал уйти из жизни и Мария согласилась пройти с ним этот путь до конца.

В Майерлинге в то время находились не только Мария и Рудольф, но и граф Шпитценштайн. Последний даже не заметил присутствия Марии, так как она не выходила из покоев Рудольфа. Что произошло в этих покоях 30 января 1889 года - остается лишь гадать. Утром слуги не смогли разбудить наследника и заподозрив неладное - взломали дверь, обнаружив тела Рудольфа и Марии.

Хелена Вечера, искавшая свою пропавшую дочь, добилась аудиенции у императрицы, на которой та заявила: "Ваша дочь мертва, мой сын тоже. Теперь запомните навсегда: мой сын был в Майерлинге один, и он умер от сердечного приступа."




Влюбленные завещали похоронить их вместе, но эта их последняя воля была нарушена. Кронпринца похоронили в семейной усыпальнице со всеми почестями, а с Марией не дали проститься даже матери - она была тайно похоронена на ближайшем к Майерлингу кладбище. Об этом оставил сведения офицер, наблюдавший за похоронами: "… Как только часы на башне пробили полночь, появился экипаж, а не катафалк, как я ожидал. Когда я вышел в темноте посмотреть, кто приехал, передо мной предстала дьявольская карикатура. Между двумя мужчинами на задней скамейке сидела Мария Вечера, полностью одетая, надменно прямая. Но совсем мёртвая!.."




Об этом пишет и Лариш: "Мария не была так изуродована как Рудольф, у нее была повреждена половина лица и вытек глаз… Ее волосы были причесаны и собраны в узел. На нее надели ее белье, корсет, шелковые чулки, сапожки и то прекрасное черно-зеленое платье, в котором я видела ее в последний раз в Хофбурге, шляпку с вуалью и меховое пальто."




Фотография из последней фотосессии Марии

Последнее письмо матери: "Прости меня за то, что я сделала. Я не могла противиться любви. По соглашению с ним я хочу быть похороненной на кладбище Алланда. Смерть даст мне больше счастья, чем жизнь".

Письмо Марии Лариш: "Дорогая Мари, прости меня за все доставленные тебе неприятности. Спасибо за все, что ты для меня сделала. Если жизнь будет слишком сурова к тебе после того, что мы сделали, следуй за нами. Это лучшее, что можно сделать. Твоя Мари"




Остается только надеяться, что там Мария и Рудольф навсегда вместе и навсегда счастливы. Так или иначе, но своим поступком они ввели в те года моду на самоубийства влюбленных и вдохновили режиссеров XX века на шедевры киноклассики, за образ Марии брались настоящие дивы - Даниэль Дарье, Катрин Денев, Одри Хепберн. Майерлингская история до сих пор волнует умы и вдохновляет людей искусства.

габсбурги, royalty

Previous post Next post
Up