Кто был автором идеи создания первой советской музыкальной комедии "Весёлые ребята"
Mar 21, 2016 11:09
Рассказывают что Леонид Утёсов и Григорий Александров сильно рассорились друг с другом, когда каждый из них пытался доказать, что именно он стал инициатором создания "Веселых ребят". Что интересно, на самом деле эта заслуга принадлежала другому человеку, чье имя вряд ли известно широкой публике. Это был тогдашний руководитель советской кинематографии Борис Захарович Шумяцкий. Весной 1932 года, специально приехав в Ленинград, он посетил теа-джазовский спектакль "Музыкальный магазин", а потом зашел в гримерную к Утёсову и сказал: "А знаете, из этого можно сделать музыкальную кинокомедию. За рубежом этот жанр давно уже существует и пользуется успехом. А у нас его еще нет". В тот же вечер начались переговоры, приведшие в конце концов к созданию фильма "Веселые ребята"
Борис Шумяцкий и Леонид Утесов
Шумяцкий легко согласился со всеми предложениями Утёсова, кроме одного - пригласить в качестве композитора фильма Исаака Дунаевского. Он считал Дунаевского композитором "непролетарским". Но в те годы начальство еще шло на компромиссы. "Берите своего Дунаевского, - сказал наконец Шумяцкий, - но режиссера фильма дам я". Именно он предложил сделать режиссером будущего фильма Григория Александрова, только что вернувшегося из Америки
Григорий Александров, Сергей Эйзенштейн, Эдуард Тиссэ, Уолт Дисней. 1934 год
Так как создаваемая кинокомедия родилась из утёсовского "Музыкального магазина", то и главным героем ее остался молодой музыкант-любитель Костя Потехин. Правда, из крестьянина-единоличника он превратился в фильме в колхозного пастуха
Как вспоминает Г. Александров, газета "Комсомольская правда", активно помогавшая при съёмках, объявила конкурс на тексты песен. Множество поэтов, среди которых были и известные, представили слова для "Марша веселых ребят". Одни из них томно и скучно писали про любовь, другие, в погоне за комедийностью, сочиняли, например, такие слова для припева:
Так будь здорова, гражданка корова, Счастливый путь, уважаемый бугай!
Утёсов, вспоминая ту же "поэтическую эпопею", писал: "Пришло время съемок, и ничего не оставалось, как пройти в первой панораме под "Марш веселых ребят" и, скрепя сердце, пропеть такие безличные слова:
Ах, горы, горы, высокие горы, Вчера туман был и в сердце тоска...
И так еще несколько куплетов, которые теперь я даже уже и не помню. Но конец припева запомнился мне на всю мою долгую жизнь. Обращаясь к стаду, я пел:
А ну, давай, поднимай выше ноги, А ну, давай, не задерживай, бугай!
Несмотря на то что я изображал пастуха, этот литературный бугай был мне антипатичен"