Застывшая музыка старого Кисловодска. Кисловодский вокзал

Jul 01, 2014 12:18



С чего начинается знакомство с городом для любого путешественника. С вокзала!
Поэтому серию постов посвящённых старинным зданиям Кисловодска я начинаю именно с кисловодского вокзала.


Кисловодский железнодорожный вокзал - уже сам по себе достопримечательность. Расположенный, буквально, в сердце города, утопающий в зелени Кисловодский вокзал поражает своей архитектурой и атмосферой.



В 1890 г. по инициативе управляющего И. Д. Иноземцева правление акционерного Общества Владикавказской железной дороги (ОВЖД) обратилось к правительству с предложением построить Минераловодскую ветвь до Кисловодска за собственный счет. Решение о сооружении ОВЖД этой ветви, длиной в 64 км и стоимостью около 3 миллионов рублей, было утверждено Александром III 15 июня 1891 г.


Окончательные изыскания по новой ветви были исполнены летом и осенью 1891 г. Для нее предполагалось построить ряд пассажирских зданий, в том числе и станцию III класса для Кисловодска. 8 февраля 1892 г. состоялось совещание, в котором приняли участие инженеры управления ВЖД, комиссар КМВ П. П. Сущинский и горный инженер А. И. Незлобинский. Было решено построить кисловодский вокзал на месте, которое предложили инженеры ВЖД. Отчуждение под железную дорогу земельных участков в Кисловодске, принадлежащих Управлению КМВ и обществу Кисловодском слободы, производил агент ОВЖД землемер-таксатор А. В. Замковой. На неудобной территории будущего вокзала и Курзала прежде находились слободские огороды. План направления и профиль ветви с указанием расположения станций были утверждены 21 марта 1892 г. После этого началось сооружение железной дороги. Главным инженером по постройке ветви стал Михаил Станиславович Кербедз (1854-1932).


Самые крупные сооружения железнодорожной ветви - металлический мост длиной в 33 м на каменных опорах через Подкумок близ Кисловодска был построен по проекту инженера Л. Ф. Рунге,


а каменный виадук через кисловодскую Шоссейную улицу (ныне - пр. Кирова) - по проекту инженера М.С. Кербедза.


На площади у подножия Крестовой горы, в конце железнодорожных путей, был устроен особый поворотный круг, который разворачивал паровозы для обратного движения.


Ввиду недостатка места на пассажирской станции Кисловодска для устройства путей и помещений товарной станции все товарные операции были выделены и перенесены на отдельную станцию, севернее вокзала. Для удобного сообщения вокзала с кисловодским курортом и слободой в северном отроге Крестовой горы были пробиты две дороги - проезжая (ныне - ул. Вокзальная) и пешеходная (ныне - пр. К. Маркса).


Автором утвержденного эскизного проекта зданий кисловодского вокзала был, предположительно, гражданский инженер Николай Эдуардович Кордес. Он принял деятельное участие в сооружении гражданских сооружений Минераловодской ветви.


Строительство вокзала и станционных сооружений производилось с весны 1893 г. К осени пассажирское здание и особый жилой дом ВЖД на склоне Крестовой были готовы вчерне, а их отделка была завершена весной 1894 г.


Полное освидетельствование Минераловодской ветви особой правительственной комиссией состоялось 3 мая 1894 г. Комиссия признала гражданские здания кисловодского вокзала «отличные красотою, как наружных фасадов, так и весьма изящной внутренней отделкой». Комиссия определила все работы качественными и разрешила начать эксплуатацию Минераловодской ветви.


Одноэтажное протяженное здание пассажирской станции III класса на невысоком каменном, цоколе построено в эклектическом «кирпичном» стиле. Главный, фасад здания обращен на запад.



Центральный входной ризалит имеет дверной проем в виде стрельчатой арки. На щипце ризалита, украшенном ступенчатым рельефом, надпись «КИСЛОВОДСКЪ».



По сторонам от входа имеется по три окна. Фасады украшены лопатками с вертикальными углублениями и круглыми выступами, аркатурным поясом и фризом с выступающими квадратами. Лопатки завершаются над карнизом, кирпичными, тумбами.

Восточный фасад, обращенный к перрону, имеет ряд окон и дверей с арочными проемами, украшенными полуциркульными наличниками.



Над восточным, фасадом находится фигурный аттик с большим круглым углублением, на слегка скошенных углах, фасада сделаны глухие островерхие башенки, высота пассажирского и служебных помещений была более 4м



Стены были кирпичные, а полы деревянные. Потолки по балкам были сделаны, двойные, оштукатуренные. Крыша на деревянных стропилах покрыта железом. Отопление здания велось кирпичными печами. Было предусмотрено большое помещение для почтового ведомства площадью 25 кв. м.


Низкая платформа перед пассажирским зданием была укрыта от непогоды длинным навесом на высоких чугунных столбах.



В 1896 г. ОВЖД закупило партию американских паровозов «Baldween» (Филадельфия), которые стали основными для Минераловодской ветви. Для обслуживания паровозов было сооружено паровозное депо и поворотный круг на кисловодской станции. Первым начальником кисловодского депо был Иван Христофорович Варакоис. С появлением Минераловодской ветви число посетителей КМВ стало быстро возрастать и в последующие десять лет увеличилось более чем в шесть раз.


Позднее севернее главного пассажирского здания было пристроеню узкое и протяженное одноэтажное багажное отделение, западный фасад которого имел подвальный этаж. Пристройка была сооружена из кирпича на цоколе из кисловодского камня; на крыше был сделан приземистый купол с высоким шпилем. Фасады имели множество дверей и окон, обрамленных П-образными наличниками с двойными замковыми камнями. Навес был продлен до конца пристройки.


В 1910 г. южнее главного здания, на месте небольших павильонов бакалейной лавки, жандармского кабинета и «ретирадника» по проекту тогдашнего архитектора Управления ОВЖД (Ростов-на-Дону) было построено кирпичное здание Столовой в стиле «модерн».


Сооружение отличалось асимметричными фасадами и состояло из двухэтажного здания и главного зала


Высокий обеденный зал с широкими окнами и расписным потолком имел два входа. Один из них с угла украшен широким аттиком. Другой угол зала был оформлен в виде башни. Прилегающее к залу двухэтажное здание имело вспомогательный характер. Предположительно южная его часть включала в себя небольшие номера для отдыха состоятельных особ. Содержателем станционных буфетов, а затем и столовой был Василии Иванович Дзлиев. В летние сезоны начала XX пока при вокзале действовало Экскурсионное бюро «русского Бедекера» - Григория Георгиевича Москвича (ок. 1865-ок. 1927), ялтинского книготорговца и известного издателя серии «иллюстрированных практических путеводителей» по Крыму, Кавказу и другим регионам России. Бюро Москвича располагало конными экипажами, автомобилями, пароходами и вагонами. Экскурсии устраивались по всему Кавказу.



В начале XX века начальником станции был Ю. М. Верженский. В 1915 г. были проведены работы по расширению пассажирского здания. Для удобства жителей Кисловодска был построен бетонный пешеходный мостик над железнодорожными путями, который вел к дачам и гостиницам Вокзального переулка, к храму и гимназиям.


Вообще сооружение железнодорожного вокзала сыграло важную роль в развитии Кисловодска. Его появление дало мощный стимул к образованию огромного дачного селения на востоке от железной дороги, на привокзальной горке и в Ребровой балке, которое сложилось всего за два десятилетия, в 1897-1917 гг.


Вокзал пережил все революции и войны России XX века. В 1936 г., с появлением электровозов, на месте поворотного круга была устроена широкая Привокзальная площадь.


В годы Великой Отечественной Войны лечебная база Кисловодска была переведена на лечение раненых солдат и офицеров. Кисловодск превратился в один большой госпиталь.
Вокзал города ежедневно принимал эшелоны с ранеными





В 1975-1988 годах была произведена реконструкция вокзала (арх. И. М. Фриденталь).





Были построены 20-метровая башня с часами и вокзал для поездов местного сообщения.



17 мая 2003 г. в бывшем помещении Столовой, где находится администрация вокзала и станции, в присутствии министра путей сообщении РФ была открыта постоянная выставка «История развития железнодорожного транспорта» и освящена часовня Св. Николая Чудотворца. Старые здания пассажирского вокзала значительно перестроены внутри.
Архитектуру вокзала Кисловодск дополняет восстановленный питьевой бювет с питьевой водой.


К 200-летию Кавказских Минеральных Вод в 2003 году произведен капитальный ремонт вокзального комплекса, уложена тротуарная плитка на перроне и платформах, заменена теплотрасса, установлено новое информационное табло прибытия и отправления поездов.

При подготовке материала использовались современные фотографии автора, архивные фото из личной коллекции. Текст преимущественно взят из книги Боглачёв С. В., Савенко С. Н. "Архитектура старого "Кисловодска". - Пятигорск: ООО Издательство "Снег", 2006.

Смотрите также:










Нетуристический Кисловодск.
Часть 1

Нетуристический Кисловодск.
Часть 2

Нетуристический Кисловодск.
Часть 3


Мои предыдущие посты:
















Любимые советские актёры. Первые роли в кино. Часть 9
Знаменитые футболисты в детстве
Нетуристический Кисловодск. Часть 3
Сочи в 80-е годы ХХ века. Часть 5
Фотографии знаменитостей в досье полицейских архивов

Кисловодск, КМВ, города, связь времен

Previous post Next post
Up