Двенадцатый год. Накануне мировой войны

Aug 24, 2012 15:41

По истории медицины Дальнего Востока написано много книг, но большинство материалов касаются истории советского периода. Это связано с тем, что длительное время дореволюционные достижения, достижения «царского режима», умалчивались по идеологическим соображениям.

Становление больничного дела в Приамурском крае и Приморской области, как тогда назывались Хабаровский и Приморские края, в привычном для нас понимании - как развитой системы здравоохранения для всех граждан - действительно произошло только в 20-30-е годы прошлого века. Однако предпосылки для ее возникновения - экономические, социальные, научные, были созданы упорным, а подчас и героическим трудом предшествующих поколений, колонизация и освоение Дальнего Востока шли гигантскими темпами, позволявшими говорить о всем дальневосточном регионе в купе Желтороссией и Порт-Артуром как о новой русской америке.

Предлагаю вашему вниманию небольшой обзор состояния медучреждений региона на начало ХХ века

Организация медицинской помощи в дореволюционный период была архаична и имела прикладной характер. Так, первый госпиталь на всем пространстве от Якутии до Камчатки возник в Охотске, в середине ХVIII века - в то время это был главный порт и военно-морская база России на Тихом Океане. Специальным указом в 1812 году учрежден военно-морской госпиталь в Петропавловске-Камчатском, который в дальнейшем переведен во Владивосток.

Постоянные городские больницы появляются только в 1890 году во Владивостоке на 40 коек и в Хабаровске для переселенцев на 15 коек, расширенная в 1903 до 40, а в 1909 - до 80 коек. До этого времени существовали лишь военные лазареты (в Хабаровске с 1867 года постовой лазарет на 14 коек при населении 4807 человек, заведовал которым лекарь IV разряда, в дальнейшем преобразованный в полугоспиталь; и богадельня для призрения немощных больных, курируемая все тем же лекарем)

Военные госпитали, казачьи лазареты, богадельни, лазареты при тюрьмах - это все, чем располагало население вплоть до конца 1890-х, где оно могло получить относительно квалифицированную медпомощь по европейскому образцу. Устраивались они во всех пунктах, где скапливалось значительное количество служилых людей. В первой половине ХIХ века такие лазареты были и на Аляске - в Новоархангельске и Кадьяке.

Большинство ведомственных медицинских учреждений, если и оказывало помощь посторонним, то исключительно за плату, тариф колебался от 1,5 до 3 рублей за сутки пребывания в стационаре. Очевидно, что это была непосильная плата для большинства сельского населения и основной массы горожан. Земская медицина, имевшая разветвленную сеть в России в начале ХХ века, на Дальнем Востоке представлена не была.

Если сейчас на Дальнем Востоке количество врачей на 1000 населения превышает аналогичный показатель в среднем по России, то в то время ситуация была диаметрально противоположна, причем отставание было гигантским. Например, центральные ассигнования на здравоохранение по Приморской области составляли 13,9 копеек на душу населения, Амурской - 9,8, тогда как земские губернии европейской части получали 41,1.

Самая представительная и передовая медицинская служба принадлежала ведомству железной дороги, поэтому остановимся на ней подробнее.

До поражения в русско-японской войне основное финансирование шло на строительство Китайской Восточной железной дороги и Южной Маньчжурской дороги до Даляня и Порт-Артура со всей инфраструктурой в рамках проекта мирного присоединения Маньчжурии к Российской империи, известного как проект царского правительства «Желтороссия». Достаточно сказать, что на этот проект было истрачено до трети золотого запаса страны плюс немалые инвестиции европейских банков, главным образом французских (5/8 от всего финансирования). На дороге была организована широкая сеть медицинских пунктов - от амбулаторий на небольших станциях до крупных госпиталей в Харбине. Учитывая, что сам Харбин и вся КВЖД были отстроены с нуля в безлюдных степях и непроходимых болотах всего за 5 лет - это громадное достижение.

Центральная больница КВЖД, Харбин 1904г.

Отделение

коек

ординатор

Хирургическое отделение (с женским, операционным, перевязочной, рентген-кабинетом)

32

Ф.К.Раунах

Венерическое

22

Т.В.Нестеров

Женское

12

Э.Б.Глазберг

Терапевтическое

36

Э.Б.Глазберг

Заразное

15

М.И. Айнгорн

Военный барак (исключительно для нижних чинов)

37

И.Н.Гельднер

Психиатрическое

10

Г.И.Можаев

Глазное

30

Т.И.Новкунский

Для хроников и выздоравливающих

24

Т.И.Новкунский

итого

218

Всего по одной КВЖД было более четырехсот коечных мест, это сопоставимо с количеством коек по всему Дальнему Востоку, включая Камчатку и Сахалин, где более-менее внятное врачебное обслуживание имелось лишь в крупных городах - Владивостокская городская больница, существовавшая там с 1890 года, имела на тот же период 200 коек, весь коечный фонд Хабаровска насчитывал несколько меньше, если не считать обособленную медицинскую службу Амурского и Уссурийского казачьих войск, имевших бригадный военный лазарет на 100 мест.

В 1910-х Владивосток имел уже вполне сформировавшуюся и действенную врачебно-санитарную службу.




Так на повестке дня обзора за октябрь 1914 года стояли вопросы эпидемии сыпного тифа, особенностях бактериологии, лабораторной диагностики и лечения; о соответствии в санитарном отношении участков, предназначенных для бань; заседание противочумного бюро в связи с объявлением забайкальской области «угрожаемой»; денежного содержания врачей и экстернов…













Но вернемся к железной дороге, средоточию цивилизации в этих глухих местах.

В работе харбинского госпиталя КВЖД применялись передовые по тем временам технологии лабораторных исследований, диагностики и лечения, к работе привлекались европейские доктора, главным образом немцы. Европа смотрела на русскую колонизацию Манчжурии с восторгом и надеждой. Она видела в прорыве России на Восток колоссальные выгоды и открывшиеся возможности для всех европейцев.

После сдачи Порт-Артура и ЮМЖД стало очевидной необходимость строительства сквозной магистрали по собственной территории, развития Амурской и Приморской областей.

В 1911-12гг ускоренными темпами велось строительство Амурской железной дороги, Алексеевского моста или «Амурского чуда», как тогда его называли во всем мире.

Известный путешественник и географ Ф. Нансен, побывавший на восточном участке осенью 1913 г., в своих записках назвал транссибирскую магистраль «чудом техники». Он писал также, что «...состояние многочисленных рабочих относительно недурно. На больших станциях имеются больницы... Везде там светло и чисто...»




Согласно Врачебно-санитарному отчету за 1913 год, по всей линии строительства существовало 10 медицинских пунктов, кроме того, на строительство моста была выделена баржа, где располагался плавучий госпиталь. Эти учреждения обслуживали 57 000 человек, включая местных жителей районов постройки.

Автор сборника дает краткое описание условий труда и быта персонала, контрактных рабочих, инженерного состава и местного населения области постройки.

Негативное влияние на здоровье связывается им в первую очередь с неблагоприятным климатом (высокая влажность болотистой местности, гнус и паразиты, резкие перепады температуры и пронизывающие ветра), сложной эпидемиологической обстановкой (эпидемии чумы в манчжурии, сыпной тиф, болотная лихорадка), тяжелыми и опасными работами, в т.ч. в тоннелях и кессонах, неустроенность быта, акклиматизация переселенцев.







Из отчета 1912 года видим, что частыми были: брюшной тиф, травмы и ожоги, цинга, перелой, крупозная пневмония, бугорчатка легких, болотная лихорадка, трахома, сифилис, отравление спиртом, душевные болезни

Усилиями медицинской службы динамика трудовых потерь сводится к минимуму, несмотря на значительное увеличение количества рабочих за исследуемый период

оставалось

заболевших

выздоровевших

умерло

состоит

1912

71

4142

3897

187

129

1913

129

5202

4960

174

197

К отчету 1913 прилагаются подробные цветные графики кессонных работ. Максимальная глубина работ 8 сажень, продолжительность смены 6 часов.

По словам автора за 1911-1913 годы налицо позитивные изменения в состоянии здоровья подконтрольного населения.

Это связано, в том числе, и с хозяйственным освоением территории застройки - активно осушались болота, устраивались огороды и пастбища, вместо временных палаток появлялись добротные бараки, налаживалось снабжение качественной водой. В одном из отчетов линейный доктор сетует на то, что централизованно поставляемые продукты - концентрированное молоко, овощи, солонину - приходится выбрасывать в связи с тем, что в избытке появились дешевые свежие продукты.
Интересно, что нормы жилого помещения измерялись не квадратными метрами, а единицами объема - не менее кубической сажени на человека. Немного, конечно, но такой подход кажется разумным.

«Что касается рабочей массы, то ея прежнее индифферентное отношенiе къ своей судьбѢ сменилось твердой увѢренностью въ завтрашнемъ днѢ»

медицинский вестник

Previous post Next post
Up