"Боялись готовить есть: а вдруг сосед зайдет и увидит, что у них есть хлеб и донесет властям. Такой случай у нас был. Соседка пришла и попросила хлеба для детей в долг. Мама такой хлеб пекла, что на всю деревню славилась. Дала от чистого сердца. На другой день в доме был обыск, проверяли, чем мы питаемся. Ничего особого не нашли. Тогда забрали мамины ботинки…"
Наткнулся в сети на потрясающий сайт. Люди ходили по глухим сибирским деревням (Кемеровская область) и записывали на диктофон рассказы стариков 1912-1918 годов рождения про их жизнь.
Это последние свидетели коллективизации.
Просто волосы встают дыбом, когда читаешь эти истории. Это не как в учебнике статистические выкладки просматривать - картинки живые.
Но я пересказывать их здесь не буду, это надо читать целиком, лишь приведу некоторые цитаты и свое резюме. Что поколебало несколько некотрые мои стереотипы.
1. Почти у всех куча детей. Шесть - это "не очень много". Обычно 8-12.
я все-таки думал, что поменьше было
2. Удивила их шкала "бедность-богатство"
Я думал, что бедняк - это кто не имел ничего, ну, может курочку рябу там или захудалую лошаденку. Они там называют бедными тех, у кого и коровы, и лошади, и овцы, не говоря про свиней и кур, которых вообще даже считать впадлу.
3. Обилие техники и сложного сельхозоборудования в хозяйствах единоличников, в том числе импортного (американские) - веялки, косилки, маслобойни и т.д.
В советской подаче образ единоличника - деревянная соха и ручные косы. Да и позже этот образ особо не развенчивался.
4. Понятий кулак-середняк-бедняк вообще не существовало, пока его не привили большевики.
Соответственно никакой классовой борьбы на деревне не было в помине. Зажиточные хозяйства были островами стабильности, кредиторами семенного фонда, арендодателями инвентаря и механизмов, гарантами рабочих мест и сиротскими приютами.
5. Бедняки тоже не были в основной массе такой жаждущей кулацкой крови сволотой, как это стали представлять после перестройки. И не было к ним такого однозначно негативного отношения со стороны более зажиточных. Чаще всего бедными становились по чрезмерной многодетности, которая пороком не считалась.
"К беднякам люди относились по-всякому. К нам плохо не относились. Помогали, кто, чем мог. К богачам - так же, к одним хорошо, к другим плохо. Это от человека зависит"
"В книгах по коллективизации, написанных до перестройки, была показана нереальная картина по раскулачиванию. В этих книгах кулаки описывались только плохими людьми. А, вот, те, кто их раскулачивал, всегда рисовались работящими и честными людьми. В книгах после перестройки все зажиточные изображались умными, хорошими и душевными людьми. И то, и другое неправда!"
"Таких людей у нас в деревне больше десятка было. Раскулаченным не позавидуешь! Хоть мы и бедно жили, но зла им не желали. Мы за счет их и жили. Кулаки помогали бедным работой, хлебом. Поработаешь у них на поле, они тебя напоят, накормят и еще с собой дадут. Мы довольны были. Пойдешь к ним, с радостью встречают. А как иначе? Ведь работник пришёл. Жалко их было, когда раскулачивали. А крику-то сколько было!"
"У нас сильно богатых крестьян не было. Не было таких, которые круглый год работников держали. А когда сезон сельхозработ начинался, тогда мы шли к ним в наём. Мы к кулакам относились как к нашим помощникам в жизни"
"В семье моего отца было двенадцать человек. И никто, никогда не голодал. У нас было две лошади, корова, а также американская веялка-самотряска, молотилка с конным приводом и косилка. Бывало, запряжет отец коня, скосит и наше поле, и соседские. А соседи нам за это снопы вязать помогали. По-соседски и жили. Друг другу всегда помогали. Один - другого уважали. Уважительно жили"
"Когда кулацкое имущество распродавали, в нашей деревне его никто не покупал. Как можно брать чужое!? Понимали, что это не продажа, а грабёж. Как это? У тебя отобрали, а я купил? Это себя не уважать. А у нас люди уважали и себя, и соседа.
Деревня наша была старинной. Обычаи нам от дедов пришли, очень уважали обычаи, не смели их нарушать. Купишь такое - как сам и ограбил"
Кстати, там есть и воспоминания тех, кто раскулачивал и дочки председателя колхоза, вобщем полный плюрализм.
Поражает насколько все они запуганы - показания снимали уже в третьем тысячелетии, а они все еще боятся сказать лишнее. Иногда просто комично выглядит, как сначала рассказывают про голод, смерть детей и родственников, а потом "В колхозе было хорошо! Шли на работу - пели песни" или "А что коммунисты? При коммунистах порядок был!"
"Да не трепи ты сильно, а то посадят!"
"Может, я что лишнего сказала, Вы уж меня извините. Не привыкла я к разговорам. Я все работала. А как я жила, меня никто никогда не спрашивал.
В наше время лучше было молчать, целее будешь"
"Хватит и тебе, дед, рассказывать. Видишь, он же всё на свою машинку записывает!"
Еще несколько цитат и умолкаю
Про слепую веру власти:
"Нам говорили, что Ленин наш вождь, и Сталин наш вождь. Мы им верили и делали, что они нам велели. Сталин был нашим хозяином"
Сталин внушал нам страх. Чувствовалась его сила. Когда он умер, было всеобщее горе. Я ревела навзрыд.
Власть? Не знаю, что это такое. Но думаю, что это то, без чего нельзя чувствовать себя уверенной, как бы нельзя полностью быть свободной
"За властью я не слежу. Знаю Президента. Мне и достаточно. А что там власть делает…
Это она себе проблемы наживает"
Про выборы и грамотность:
"В школу я не ходила. Она далеко была. И одеть нечего. Нас таких много было. Ликбезов тоже у нас не было. Я до сих пор грамоты не знаю. Пенсию могу посчитать. Подпись поставить тоже смогу. Бумаг, анкет никогда не заполняла. На руки нам документов не давали, чтобы мы куда-нибудь не сбежали из деревни. Сначала документы были в колхозе, потом их передали в совхоз. В правлении все заполняли, а я только работала"
"Выборы проходили весело. Шли как на праздник. В бюллетене стояла одна фамилия. Всё было ясно за кого голосовать. Да и начальство нам, бывало, зачитает за кого нужно голосовать, мы проголосуем, и веселимся"
"Это когда в 1937 г. проходили первые выборы. Колхоз зарезал быка, сварили суп. Установили такой порядок: проголосовал - садись за стол. Наливали тарелку супа и ставили стопку водки. Кто из полуголодных колхозников откажется при таких условиях проголосовать?"
"Наш председатель записался в колхоз раньше всех. Он грамотный был. Семь классов закончил. Такого образования ни у кого в деревне не было"
"Радио похожее на черную тарелочку было. Оно нам каждое утро говорило: «Доброе утро!»
О том, чо надо работать и все будет заибцом. Пиздеть - не мешки ворочать:
"Выдумали - нет работы. Да в деревне всегда работа есть! Я вообще не понимаю, как это нет работы!"
"Сейчас ругаются, что пенсию не выплачивают, да и мала она для проживания. Это так, конечно. Но у колхозников не было пенсии вообще. Старики жили за счет своего хозяйства, чушек держали"
"Сейчас жизнь и вовсе наладилась. Только надо, чтобы пенсию вовремя носили. А так, жить можно! Корову держу, козочек, кур. В общем, не жалуюсь. Да ещё дети, нет-нет, да помогут. Жить стало лучше. Хоть и давят народ ценами"
"Мне 89 лет, но я всё сама по дому делаю: и пол помою, и за водицей схожу. Закалка-то она много значит. Я, вот, и думаю, а если бы жизнь по-другому сложилась, дожила я до стольких лет или нет?! Наверное, нет! Потому что, хоть и суровая была жизнь, но люди хотели жить и жили. Жизнь - штука тяжелая. Но если хочешь жить - значит, будешь.
Никуда ты не денешься - ни от времени, ни от судьбы!"
Первоисточник -
книга "Устная История"