На самом деле я про бритье буду рассказывать. Я, например, бриться ненавижу. Поэтому увиденное не могло оставить меня равнодушным.
Есть в Бирме монастырь. Большой. И послушников, из которых потом выращивают настоящих монахов, берут туда с шестилетнего возраста. Вообще в Бирме стать монахом -- очень престижно. Но это уже совсем другая история.
В один из дней монахи брились, вернее брили друг друга. Делают они это раз в две недели, так что мне повезло застать этот праздник жизни и острых лезвий. Не заметить это мероприятие сложно. Идешь по монастырю -- а там 800 монахов бреют других 800 монахов. Потом -- наоборот. В смысле меняются местами.
С послушниками постарше -- все понятно. Бреются они ловко, быстро и умело, рассказывая, судя по смеху, неприличные анекдоты из жизни буддистских монахов.
Но папское сердце дрогнуло, когда я увидел, как мальчики, лет, скажем 8, бреют друг друга. Опасной бритвой. Почти без взрослых. То есть там стоял, конечно, опытный послушник. Лет 10. Он проводил разъяснительную работу с теми, кто не знал, с какой стороны держать опасную бритву. Потом ставил в пару и напутствовал добрым словом. Тех кто совcем не умел -- еще и звонким смехом.
О том, сколько времени послушник уже провел в монастыре, можно было судить по количеству порезов, которыми он украсил голову напарника.
В общем "младшие группы" в тот день бегали по монастырю с головами, похожими на глобус марса. У самых младших -- со следами вулканической деятельности.
Но было трудно не заметить, что друг к другу там все относятся с заботой и уважением. Бритва-то опасная. И бреют по очереди -- сначала ты, потом -- тебя.
Взгляд там у детей очень взрослый. И никакими, простите, кидалтами там и не пахнет.
Update: На фото -- безопасная бритва. Опасной там бреются монахи постарше, лет так с 14. Хотя есть люди, которые считают станок с лезвием безопасным в руках семилетнего ребенка?
Мне кажется, что так детей можно воспитывать. Убиться -- не убьются, а ответственности -- много. Согласны?