Мысль выехать в в окрестности Ржева возникла как только появились первые листочки на деревьях. Нет, понятно, что там севернее и листва еще вряд ли проклюнулась, но запах весны стал настолько ощутим, что не сорваться с места было невозможно. Поэтому созвонились с Женей aka Euster и запланировали на последнее воскресенье апреля.
Этой ночью был ливень. Я уж было стал терять надежду, зная как Женя ценит погоду и свет. Но к великой радости он не собирался отказываться от путешествия и подъехал в Одинцово около 9 утра. Пьяными дорогами подмосковной элиты, а именно через Подушку, Рублевку и Ильинку, выскочили на Новую Ригу и втопили газ. Первым пунктом выбрали Княжьи Горы, с главной целью посмотреть состояние тамошней УЖД. До этого пришлось вкусить и оценить и состояние дорог, ибо таковое в тверской области аховое. Даже М-9 Москва - Рига не исключение. Погода что-то тоже противоречива. Тем не менее еще не было 11 часов, как мы свернули с автотрассы и в первые минуты 12-го были у княжьегорского вокзала. И вовремя. 2ТЭ116 с наливным составом приближался со стороны Шаховской.
2ТЭ116-1011, ст. Княжьи Горы
Станция Княжьи Горы
Перешли пути и отфотографировали. Как только прошел состав увидели на платформе укоризненно смотрящую на нас дежурную. Понятно, что мы ожидали услышать. Тем более что на ОЖД после терактов инструкции у работников беспрецедентно строгие. Однако ошиблись, хоть и отчасти. Как только мы приблизились на расстояние общения, женщина с упреком заговорила: "Ну что ж вы делаете? Что ж вы под колеса то лезете? Ведь сами погибнете и мне несдобровать. Они же передали и потребовали вызвать милицию. Я конечно не буду никого вызывать, вроде люди то нормальные, но зачем же так..." Как не извиниться перед такой задушевной дежурной? Уверив в исключительно мирных намерениях, распрощались и поехали в поселок. Сначала в ту точку, где по карте дорогу должна пересекать южная ветка УЖД. Зрелище нас ждало грустное.
Остатки южной ветки Княжегорской УЖД
Теперь хоть понять, что осталось в самом поселке. Проехали через него к леспромхозу и заглянули за забор предприятия. Выходной, народу никого. Лесопилка, несколько путей, пара платформ с пиломатериалами, цех и ТУ6А у дверей ангара. Судя пор всему это и есть действующая часть узкоколейки. Всё соответствует прочитанному ранее о разборе путей за пределами поселка и слабом движении внутри него. Единственный тепловоз видимо и перемещает пиломатериалы.
Лесопилка
Грустно и всё менее удивительно, что посещение УЖД всё чаще напоминают визиты с целью почтить память :(
Но пора двигаться. Переезд в четной горловине станции уже закрыт, т.к. вот вот прибудет пригородный с Волоколамска. Но судя по всему будет скрещение, т.к. со Ржева также прибывает "боинг" с составом. Так и вышло. Грузовой, пройдя станцию, начал вновь набирать скорость, а через минуту тронулся и пригородный.
2ТЭ116-170 прибывает на ст. Княжьи Горы
ТЭП70-0129 с пригородным Волоколамск - Ржев, ст. Княжьи Горы
Однако как же хочется сделать снимок подкидыша с замечательным ТЭПом в живописном природном месте. А ведь время позволяет догнать его еще минимум пару раз. Рискнем? Пока Женя выруливает обратно на М-9, я изучаю карту. Вот и нужный и удобный поворот. Местная дорога пересекает железку между станциями Обовражье и Погорелое Городище, а переезд являет собой заодно и о.п. 188 км. Перед переездом некое подобие небольшой выемки. А вот и старый знакомый 0129-й с двумя вагонами и изумленной локбригадой. Прогудев, поезд делает остановку, а мы тем временем уже разворачиваемся в обратную сторону.
ТЭП70-0129 с пригородным Волоколамск - Ржев на перегоне Обовражье - Погорелое Городище
ТЭП70-0129 с пригородным Волоколамск - Ржев на о.п. 188 км
Азарт не иссякает и есть желание поймать его еще разок. Грунтовка снова выводит нас на рижское шоссе. Через небольшой отрезок времени проезжаем красивый городок Зубцов и вскоре останавливаемся возле путепровода железной дороги над автотрассой. Путепровод пересекает шоссе под углом и здесь есть все шансы получить небанальный снимок поезда на мосту. Еще не успели выйти из машины, как на Волоколамск проследовал 116-й с составом. Мы с Женей разошлись на точки, подальше друг от друга. Всё утро дождь то начинался, то прекращался. Придорожный грунт изрядно развезло и я немало перепачкал обувь, пока пролезал на выбранное место. И снова тепловоз с наливным составом, теперь на Ржев. Вообще трафик на линии Москва - Рига не может не радовать. В прибалтийские порты везут очень много нефтепродуктов и любителям "боингов" здесь самое место для ловли. А вот и пригородный. Помощник похоже изумлен до последней степени :)
Пора и в город. Заскочив "для протокола" на вокзал, где отдыхала у платформы одинокая АЧ-ка, готовая вечером отправиться на Вязьму, проанализировав расписания дневных пригородных, набросав ориентировочный план и поняв, что есть некоторый кредит времени, решили отобедать. Вкусив комплексный обед в одной из кафешек в центре города, с удовлетворением отметили, что погода наладилась. Над старым городом сияло солнце, а облачка украшали голубое небо. И в таком свете Ржев выглядел величаво. Благодаря своему географическому положению, будучи постоянным живым щитом на подступах с запада, многострадальный город вытерпел на свою историю столько, что страшно вообразить. А нынче, глядя на него, сложно представить, что в Великую Отечественную он был полностью стерт с лица Земли. И воскрес. И стоит нынче у истоков Волги тихий, уютный, в меру высокий, но и не провинциальный городок, полный зелени и исторических памятников. Я больше всего люблю именно такие города. Где всё в меру. Машин, суеты, шума и частного сектора. При этом не может не радовать активность малого бизнеса, что выражается в огромном количестве магазинчиков, салонов связи, штор и красоты, занимающих первые этажи зданий, что особенно заметно на центральных улицах. Живут люди, везде живут. Мы попали во Ржев между датами освобождения города от немецко-фашистских захватчиков и Днем Победы. Улицы украшались разноцветными флагами и плакатами к великому празднику.
АЧ2-102/ АПЧ2-072-4/ АЧ2-096 на ст. Ржев-Балтийский
Храм в честь Новомучеников и Исповедников Российских и гостиница "Ржев"
Краеведческий музей и военная техника
А Волга здесь все-же непривычно узкая :)
Ну и конечно нетленный образ, взятый в кино конца 90-х и 2000-х из жизни - "бумер" на фоне храма :)
Пора двигаться в направлении вяземской ветки. Высмотрели по карте кратчайший путь, лежащий по каким то задворкам, да всё равно заплутали. Задав пару вопросов местным жителям и взяв правильное направление, поехали по таким буреякам, что за нашу легковушку стало страшно. Однако обошлось без неприятных сюрпризов и быстро выбравшись на трассу мы доскочили до моста над перегоном Ржев-Балтийский - Рождественно линии Ржев - Вязьма. С минуты на минуту должен просдедовать пригородный на Осугу, что менее чем в 30 км южнее Ржева и мы всё гадали, пойдет ли АЧ-ка с последующим возвратом в Ржев и уходом на Вязьму, или же ТЭП с вагоном. Второй вариант, исходя из расписаний, был более вероятен. Он и оказался правильным.
Взгляд на местность
ТЭП70-0350 с пригородным Ржев - Осуга
Фото Euster'а
Перегон Ржев-Балтийский - рзд. Рождественно
Теперь необходимо заглянуть на новосокольническое направление. Молниеносно, как и всегда, домчались до станции Мончалово. И опять вовремя, т.к. объявили прибытие пригородного поезда со Старой Торопы. Последний пришел и отправился под ТЭП70-0296. Станция, как впрочем и большинство таковых на дизельных линиях Октябрьской ЖД, тихая, уютная и зеленая. Классический вокзальчик, клумбы и забавная скульптурка мальчика, просящего милостыню, подле одной из них. Женя, фотограф весьма и часто нестандартно мыслящий, использовав свой объектив 11-18, сделал на мой взгляд великолепную широкоугольную зарисовку. Я тем временем запечатлел вокзал и станцию с нескольких точек.
Фото Euster'а
ТЭП70-0296 с пригородным Старая Торопа - Ржев, ст. Мончалово
Ст. Мончалово
Выход дежурной и громкие вопросы с претензиями в наш адрес понятно дело не сильно удивили. Увы, не везде такие ДС, как в Княжьих Горах. Но здесь ситуация усугубилась появлением некого нетрезвого неадеквата, который начал что-то молоть про необходимость лицензии на фотосъемку, роту автоматчиков, которую он немедленно вызовет и о том, что "вон там - военная часть, а радиус вокруг неё, включая станцию - наша запретная зона." Поскольку мои попытки разговаривать нормальным тоном разбивались о встречный шквал идиотизма, Женя начал кипеть. Однако какой смысл тратить нервы если наша миссия на этой станции выполнена? Мы особо не церемонясь и не прощаясь, посоветовав этому маргиналу "не нести х..ню" , демонстративно неторопливо уехали. Товарищ правда, внимательно рассматривая авто, куда то звонил и была некая опаска, что в ДПС передадут номер машины, но обошлось. Всё таки как же некоторым ничего из себя не представляющим личностям, говоря словами философа Ильина, "хочется фигурировать". Впрочем тема избитая.
Марш-бросок на запад и мы у путепровода над перегоном Мончалово - Чертолино. Живописный перелом профиля и небольшая выемка. Женя заинтересовался одним интересным стыком. Его состояние после наплавки можно видеть на фото. В сторону Ржева проследовал хозяйственный поезд , а вскоре на пригорке показался пригородный Ржев - Нелидово - Новсокольники. И снова наш "тепловоз дня" - 0129-й :)
ТЭП70-0129 с пригородным Ржев - Нелидово - Новосокольники, перегон Мончалово - Чертолино
Фото Euster'а
Стык после наплавки (Фото Euster'а)
Женя в машине
Оставалось последнее направление из четырех, составляющих ржевский узел, а именно торжокское. Поскольку мы находились на М-9, а вскоре должен был отправиться подкидыш на Волоколамск, то решено было заскочить на уже знакомый нам путепровод между Ржевом и Аристово и зафиксировать поезд. Он шел под тем самым 0296-м, что мы видели в Мончалово.
ТЭП70-0296 с пригородным Ржев - Волоколамск, перегон Аристово - Ржев-Балтийский
На какое-либо движение по линии Ржев - Торжок надежды не было в силу того, что все пригородные там уже ушли, но это не главное. Вернулись в город и с удовольствием прогулялись по ст. Ржев-Белорусский, по которому на маневрах гулял одинокий ТЭМ18Д.
Ст. Ржев-Белорусский
Попытались было прорваться к ст. Есиповская, несколько раз пересекая линию, но местные жители констатировали, что нормальной проезжей дороги к станции нет. Выяснять правда это или нет уже времени не было.
Перегон Ржев-Белорусский - Есиповская, линия Ржев - Торжок
Гнездо аиста
Старый дом в окрестностях ст. Есиповская
Неудачно попытавшись заставить аиста высунуть голову из гнезда (и криками, и сигналом), мы решили завершить поездку на насыпи у западной горловины Ржева-Балтийского. Кто когда то бывал на этой станции наверняка наблюдал, как эффектно смотрится поезд, спускаясь к станции с горки, которая чем то напоминает сортировочную, но раз в 5 масштабнее. И вечером, против заходящего солнца, здесь можно сделать очень красивые силуэты. А закат в тот день был очень красочный. К горловине также ведет грунтовка. Мой товарищ пошел вверх по насыпи, а я решил поэкспериментировать внизу с боковым светом. Вышло небезинтересно. К тому же долго ждать не пришлось. С запада прибывал 2ТЭ116 с разношерстным составом, первая половина которого состояла из полувагонов. Вечерний свет позолотой отражался на боковинах тепловоза и вагонов, когда состав поднимался вверх и ярко красным, когда спускаясь тот прибывал на станцию.
Вокзал ст. Ржев-Балтийский
Euster на насыпи
2ТЭ116 в лучах закатного солнца
Вот собственно и всё. Потом дорога домой. По закату в Тверской области и по темноте в Московской, где сон уже начал выключать меня из жизни. Почти в полночь Женя высадил меня в Одинцово. Оба были усталые, но довольные :)