Говорят, мужчины любят ушами, а женщины глазами. Это неправда. Изначально и те и другие любят носами. Ещё в середине 1980-х ученые доказали, что наши тела производят феромоны - химические соединения, прямым образом влияющие на сексуальность…
Наверное, каждый может вспомнить случаи, когда запахи оказывали влияние на наши решения (например, есть или не есть творожок, залежавшийся в холодильнике), настроения (ох, эти запахи весны), предпочтения (запах пота или несвежей одежды сводит на нет все обаяние собеседника) и даже самочувствие (разболевшаяся от запахов цветов голова). А между тем до недавнего времени ученые уделяли мало внимания исследованиям обоняния у человека, считая нос гораздо менее важным органом чувств, чем глаза или уши.
В существование же у человека феромонов - веществ, управляющих поведением практически всех известных животных, включая млекопитающих, насекомых, рыб и рептилий (до сих пор нет полной уверенности насчет птиц), и подавно верили единицы. Согласно господствующей в науке точке зрения феромоны утратили свое значение в процессе эволюции человека, поэтому производство этих веществ и реакции на них остались в далеком "животном" прошлом.
Однако в последние годы отношение к обонятельному анализатору человека стало меняться - появились веские основания утверждать, что роль обоняния в нашей жизни до сих пор была незаслуженно занижена. Соответственно пришлось пересмотреть и отношение к человеческим феромонам.
Биомаркеры
О том, что существует биохимические сигналы, ученые догадывались давно, но только в 1961 году Адольф Бутенандт, который специализировался в области химии гормонов, выделил из желез самки тутового шелкопряда половой аттрактант - бомбикол. Было также обнаружено, что характерная поведенческая реакция у самцов шелкопряда возникает даже при чрезвычайно низких концентрациях этого вещества, в пределах 3 000 молекул на 1 мл воздуха.
Собственно, этим и объясняется невероятная сложность идентификации феромонов, но с активным внедрением хроматографических методов газового анализа резко увеличилась продуктивность научных исследований в этой области.
Хемосигналы
Дальнейшие исследования показали, что в основном феромоны бывают двух типов: релизеры и праймеры. Релизеры представляют собой однозначные биологические маркеры, которые используются самками, например, исключительно для привлечения брачных партнеров.
Что касается праймеров, то они имеют более сложную природу. В частности, медоносные пчелы обладают пятнадцатью известными железами, которые производят вещества сложных комбинаций.
Пчела-матка излучает так называемый нижнечелюстной королевский феромон, содержавший в себе карбоновые кислоты и ароматические соединения.
Эти хемосигналы подавляет половое созревание других пчёл-самок и даже ориентирует их на труд. «Кроме того, в природе встречаются другие феромоны, которые метят путь, например у муравьев, - поясняет биолог Майк Сигал, - или активизируют сигнал тревог. Фактически, это особый язык биохимического общения, который позволяет насекомым жить в сложных колониях».
К человеку
Долгое время считалось, что феромоны выделяют только животные, а человеку они ни к чему. Хотя бы потому, что необходимые коммуникации обеспечиваются общением. Однако 18 ноября 1986 года газета The Washington Post опубликовала сенсацию - «Ученые Филадельфии впервые установили, что человеческое тело производит феромоны, специальные ароматические химических соединения, -которые влияют на сексуальную физиологию другого человека».
Буквально на следующий день американская общенациональная газета USA Today напечатала статью «Настоящее химическая революция между полами», в которой д-р Уиннифред Б. Катлер, отвечая на вопрос корреспондента, сказал следующее: «Запахи мужчин имеют огромное значение для здоровья женщин. Я рекомендовал женщинам, с необычно длинными или короткими менструальными циклами идти в мужскую раздевалку и вдыхать запах».
По словам ученого, уже через три месяца наблюдалась стабилизация среднестатического цикла на уровне 29,5 дней. Дело в том, что подмышечные мужские железы выделяют, по крайней мере, один феромон, влияющий на репродуктивное здоровье женщин.
Запах женщины
Вскоре ученые установили, что женские феромоны влияют на поведение мужчин с более выраженным эффектом. Было сделано предположение, что так называемые флюиды имеют биохимическую природу.
Оказывается женщина, в сильном эмоциональном состоянии, называемом любовью, способна посылать необыкновенно мощные хемосигналы понравившемуся мужчине и одновременно подавлять желание других конкурирующих подруг.
«Феромоны человека привлекают сексуальных партнеров точно так, как это происходит в животном мире, - уверен д-р Уиннифред Б. Катлер, - эти хемосигналы очень эффективны во взаимоотношениях между полами. В то же время новые исследования... показывают, что женщины также страдают от феромонов других мужчин и женщин, настроенных по отношению к ним отрицательно».
Кроме того, благодаря феромонам интуитивно можно даже представить, как выглядит партнер. Считается, что не без влияния этих публикаций в 1992 году вышел в прокат фильм режиссера Мартина Бреста «Запах женщины».
Духи с феромонами
Феромоны идентифицируются вомероназальным органом, находящемся в носу, который иногда называют органом Якобса. Далее полученный хемосигнал обрабатывается мозгом, который и определяет поведенческую реакцию человека. Так или примерно так начинаются статьи, посвященные этим веществам в парфюмерии.
«Купив духи с феромонами можно в считанные часы изменить свою жизнь, - уверяет Иоланда Петерсен из Вашингтона, - однажды я надушила ими запястья рук и мгновенно почувствовала острый интерес мужчин к моей персоне».
В реальности в так называемых «сексуальных» духах нет феромонов человека, зато в избытке присутствуют андростеноны, полученные из желез свиньи.
Более того, исследования показывают, что человеческие феромоны улавливаются партнером на расстоянии не более одного метра и «живут» примерно пять часов, в редких случаях - сутки. Именно поэтому профессиональные биологи с известной долей скептицизма относятся к такой парфюмерии, зато для борьбы с вредителями в сельском хозяйстве с успехом используют биологические половые маркеры насекомых, хотя бы потому, что они имеют более простые формулы.
Александр Ситников