Заметки ботаника. Хам-мункулусы, или Вторичное одичание.

Jun 13, 2016 17:54



Хам-мункулусы, или вторичное одичание
Я - биолог. Люблю свою профессию. Иногда она приносит (если работаешь хорошо) ощущение не зря прожитой жизни и радует удачами. Удачи в моей отрасли биологии вполне ощутимы: их можно погладить по мягкой шёрстке или - по гладкой чешуе; можно понюхать, или съесть, или поставить в вазочку... А главное, знание биологии, как и любые другие знания, дают мне опору, на которой можно строить свои представления о жизни и окружающем мире. А также желание и возможность поделиться всем этим с другими, например, с учениками. И вот на одном из недавних занятий ученики попросили меня рассказать о гомункулусах (тема урока была другая, но - учить надо тогда, когда ученик задаёт вопросы, говорили древние мудрецы). Выяснилось, что они посмотрели в интернете видео о том, как вырастить гомункулуса в домашних условиях. И они это уже точно знают и почти что умеют, а от меня требовалось только рассказать об истории вопроса, объяснить, что такое гомункулус, уточнить область их применения, а также рассказать, чем их кормить, когда они появятся на свет. Я попросила подробности. Подробности мне почему-то сообщать не хотели, зато пытались подсунуть это самое видео на двух планшетах сразу. Я это решительно прекратила: как же это вы будете создавать гомункулуса, если даже не можете своими словами рассказать, как это делается?! Они долго мялись, и в результате оказалось, что способ создания гомункулуса в 21 веке не сильно изменился со времён средневековых алхимиков. Куриное яйцо (покупается в магазине, давно и безнадёжно мёртвое ); в проделанную в скорлупе дырочку («надо попасть в желток...» - желток не яйцеклетка, а питание для неё) шприцем запускается «мужская сперма» (то-то они мялись! Мутноватая жидкость, скорее всего, - для мытья посуды ), дней 10 держать в тепле (в шапке, в кладовке). Потом яйцо разбивают - и вытаскивают оттуда готового «живого гомункулуса» (в одном варианте он был явно силиконовый, а в другом - недоношенный куриный эмбрион, грубовато отфотошопленный). В одном видео он плюнул чем-то в своего демиурга, и тот его книжкой пришиб и спустил в унитаз... 8 класс. 21 век. МОИ ученики!.. А ведь я учу их не только галочки в ЕГЭ ставить... Я почувствовала себя ехидным циником, который объясняет детишкам, что Дед-Морозов не бывает. Больше всего мне хотелось заботливо спросить, не пробовали они, скажем, приручить дракона, полетать на метле или выпросить новое корыто у Золотой Рыбки. Вместо этого я напомнила о генах и хромосомах, о том, как природа с их помощью создала «защиту от дурака», и поэтому разные виды, например, курица и человек, не могут скрещиваться. Ещё показала картинку - как растёт куриный эмбрион в курином же яйце, и на каком этапе развития зародыш цыплёнка можно принять за жутковатого человечка. Он вполне живой и может шевелиться, если какой-нибудь садист разобьёт яйцо. Дальше в ход идёт фотошоп. Также нельзя забывать о силиконовом пластилине и ловкости рук. Конечно же, совсем не все готовы были смириться с горькой правдой. Рассказы о гомункулусах ползли из класса в класс, обрастая по дороге удивительными подробностями. Младшие классы укоризненно спрашивали меня, почему я им ничего не рассказываю, в то время, как всем известно, что в школе у многих подрастают волшебные человечки. На улицах, проходя мимо групп старшеклассников из других школ, порой тоже, кроме своеобычных слов и выражений, слышу о гомункулусах... А уж что творится в сети! От полутора до почти трёх миллионов просмотров!.. Короче, надо принимать меры и попробовать рассказать сразу всем. Понятие «гомункул» или «гомункулус» возникло в мрачном европейском средневековье и было теснейшим образом связано с патриархальной моделью мира. (Феминистки, насторожитесь!) То есть идея была примерно такая: всем известно, что женщина - зло. Единственное, что от неё нужно - это выносить, родить и выкормить детей. Семя, из которого вырастает человек, поставляет, конечно, мужчина, а женщина - только инкубатор. А что, если заменить этот сварливый, строптивый и - какой там ещё? - инкубатор на что-нибудь более покладистое и менее раздражающее? Например, чем плохи куры? Тихонечко кудахчут на своём насесте, потом, глядишь, снесли яйцо, а там - и не через 9 месяцев, как у этих копуш, а через какие-то 3 недели, глядишь - пушистый цыплёнок. Сын петуха. И куриные яйца стали надеждой алхимиков. Да, а зачем, собственно, нужны были гомункулусы? Алхимики были убеждены, что человечек, созданный необычным, волшебным способом, будет наделён и волшебными свойствами. Например, сможет ответить на любой вопрос своего создателя. На любой, от «который час?» до «как сделать золото из подручного материала». Предскажет будущее. И, что особенно ценится во все времена, сможет вызвать благосклонность властей к своему папочке. Когда говорят о гомункулусах, непременно вспоминают Парацельса (1493-1541гг.). Швейцарский врач, реформатор медицины, алхимик и философ эпохи Возрождения, носивший имя Филипп Авреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, придумал себе короткое, но ещё более гордое имя - Парацельс, «превзошедший Цельса» (Цельс - знаменитый древнеримский врач). Это был очень профессиональный пиар-ход, потому что под этим именем его до сих пор помнят. Парацельс был действительно выдающимся врачом и фармацевтом. Как алхимик он тоже был знаменит, и в некоторых своих трудах (например, «О природе вещей») он подробно описал способы создания гомункулусов. Вместо куриного яйца он использовал пробирку, инкубатором служила навозная куча. Во-первых, тепло, во-вторых - материалы и оборудование доступны каждому, а в-третьих, в просвещённом 16 веке всем и каждому было известно, что там, в навозной куче, самозарождаются, то есть возникают из ничего, сами по себе, различные живые существа, от мух до мышей, а иногда и птицы. Так вот, в навоз на 40 дней зарывали пробирку с мужской спермой, «пока не начинало … жить и двигаться, обретая человеческие формы, но прозрачное и нематериальное». Далее надо было младенца кормить человеческой кровью (интересно, чьей?). При этом держать всё равно в пробирке и в навозе ещё 10 месяцев. Потом гомункулус становился взрослым, разумным и самостоятельным человеком... ростом около 30 см. Надо думать, у Парацельса была полная лаборатория гомункулусов... Впрочем, каждый уважающий себя алхимик рассказывал что-либо подобное. Но на выдумках долго не продержишься. Вся эта история с гомункулусами стала потихоньку затихать и сошла бы на нет, но тут неожиданно вмешался такой уважаемый исследователь, как Антони ван Левенгук (1632-1723 гг.)


С помощью сделанных им микроскопов Левенгук - первым из людей - открыл целый мир мельчайших созданий, до тех пор неизвестных человечеству. В капле воды из лужи, «...помещённой на голубое фаянсовое блюдо...», он увидел целый океан, населённый крохотными невиданными драконами и червячками, которые двигались, что-то ели и охотились друг на друга. Он изучал под микроскопом всё, что только мог. Он рассмотрел сперматозоиды и описал их. Микроскопы Левенгука были замечательными. Но всё-таки, на наш, современный, взгляд, слишком слабенькими для таких мелких объектов. К тому же наши глаза, даже вооружённые новейшей техникой, ничего не анализируют, а «докладывают» мозгу, а уж интерпретирует он, на основании тех знаний, что заложены личным опытом, воспитанием и образованием. Поэтому Левенгук, с той великолепной самоуверенностью, без которой он вообще ничего не смог бы открыть, сообщил, что сперматозоиды - это маленькие человечки, «анималькуле» ("существа", "зверюшки").Появились рисунки приверженцев теории анималькулизма (не Левенгука, тот был точен), изображающие сперматозоиды с головкой, ручками и ножками, и с хвостиком. Вот оно, научное подтверждение! Ободренные этим открытием, гомункулусы продержались ещё какое-то время. Самым симпатичным из поздних литературных гомункулусов мне кажется персонаж из 2 части «Фауста» Гёте (написанной в 1825-1831 годы). Замечательный учёный, Иоганн Вольфганг Гёте задолго до появления науки генетики понимал, что существование гомункулуса невозможно, это - «половина человека». Недаром созданием гомункулуса занимается не Фауст, а его глуповатый ученик Вагнер. Гётевский гомункулус, живущий в колбе, не может её покинуть, однако надеется «дорасти до целого человека» в море. Но тут вмешалась женщина, морская царевна, в которую бедняга влюбился. Он бросился к её ногам, разбил колбу, внутри которой жил, о подножие трона любимой - и «превратился в ничто»... Превратились в ничто и его собратья - гомункулусы. А алхимики не исчезли, а эволюционировали и стали настоящими учёными-химиками. Огромное количество опытов, которые они проводили в течение столетий, дали результаты: многое стало известно о взаимодействии разных веществ и их свойствах. Да и мы, женщины, добились (ох, на свою голову) равноправия. Укладываем рельсы, управляем машинами, самолётами и государствами... И - спасибо науке генетике - теперь точно известно, что лишь половина хромосом, половина всей информации, согласно которой будет жить новый организм, достаётся ребёнку от отца, а вторая половина (причём немного большая) - от матери. Сама по себе любая половина нежизнеспособна, даже если закопать её в навоз на 40 дней... Теперь - о вторичном одичании. Есть такой биологический термин. Как там пел Маугли, поссорившийся с деревней? «Напущу я на вас неотвязные лозы, И род нечестивый ваш джунгли сметут...» Это когда перестаёшь ухаживать, например, за клумбой, где чинно, мирно, благородно растут культурные растения. Отвлекаешься на какие-нибудь другие дела. А потом смотришь - и твои цветочки выросли, заколосились, заплели крыльцо и соседский забор, и уже, чтобы пройти по участку, надо прорубать тропу с помощью мачете. Или, скажем, собака. Друг человека. Но человеку может надоесть друг, он его выгоняет, и вот - стаи одичавших собак. Вторично одичавших, потому что когда-то, тысячи лет назад, были дикими, потом их приручили, воспитали, а теперь вот перестали быть ответственными за тех, кого приручили... Это я об образовании с его бесконечными реформами. В процессе своего индивидуального развития (онтогенеза) каждое живое существо - и человек тоже - проходит вкратце весь путь эволюции своего вида. От одноклеточного существа до того, каким он стал сейчас. В каком-то виде это относится и к историческому пути человечества. Период средневековья настигает нас где-то к 6-8 годам. Чуть раньше, чуть позже. Эй, юные - и бывшие юными - алхимики! Кто из нас не составлял жуткие зелья в красивых пузырьках, чаще всего - от маминых духов? Их полагалось закапывать и прятать; их сравнивали - у кого более вонючее. Об их свойствах рассказывали друг другу страшное... Или - превращение обычной, скажем, фольги в настоящее золото путём бросания в костёр. Или - проверка всего на свете на возможность взрываться... С возрастом это обычно проходит. Накапливаемые знания заставляют нас с сожалением отказаться от волшебства средневековых представлений о мире,заменяя его гораздо более интересными и гораздо более сложными теориями. Но сложные знания понимать сложно. Тут надобно трудиться. А к этому сейчас ничто не располагает. А тут - проведёшь пальчиком по экрану, и вот тебе ответы на все вопросы. Придуманные другими, часто неверные - но готовые и сразу. Вот и появляются гомункулусы: отсутствие фундаментальных знаний, душевная лень и вера в чудеса, основанная на каких-то древних механизмах мозга. И единственный способ борьбы с этим вторичным одичанием - тоже древний: упорный, кропотливый труд. Передача и получение знаний. И - да ну их, эти реформы! Хорошему учителю, как говорится, даже учебник не помеха. Мы сможем, мы должны объяснить ученикам, что знания - это интересно, что только они делают нас по-настоящему свободными, что они дают возможность полноценного существования в реальном мире. А гомункулусы... Как говорил Модест Матвеевич Камноедов из книги братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу»: «Вы, извиняюсь, это... хам-мункулус? Ну и стойте, где положено». Возвращайтесь на своё место, в средневековье. На «Чёрную кухню» - в лабораторию алхимика, к панацее, «Красному льву» и философскому камню. А к нам - пожалуйста, в любое время! Но - в музей, с аккуратной табличкой: «Гомункулус лабораторный, общий вид». Маша Трифонова. Биолог.

гомункулус, наука, история, Заметки ботаника, моё, школа, онтогенез

Previous post Next post
Up