Венгерская армия продолжает строить вдоль границы с Сербией забор высотой 3,5 метра, чтобы попытаться остановить тысячи нелегальных мигрантов из районов боевых действий в Сирии, Афганистане, Ираке, которые пробираются в ЕС через Балканы. Длина ограждения должна составить 177 километров, строительство планируется завершить к ноябрю. Несмотря на принимаемые меры,
ситуация с мигрантами продолжает ухудшаться.
Венгры надеются, что новый забор остановит поток сирийских беженцев.
Вот так в Европу направляются люди, бегущие от войны. Основной удар на себя сейчас принимает Сербия. Мигранты добираются туда из Македонии и концентрируются в районе города Каниже (округ Воеводина), откуда до границы с Сербией десять километров. Раз в два-три часа из центра Канижи выходят группы по 40 человек. Они направляются в сторону леса вдоль Тисы (приток Дуная), которая служит границей расположенной в десяти километрах Венгрии. Проводникам известно расписание патрулей, и обычно им сопутствует успех. Но и за свои услуги они просят немало: 1500 евро со взрослого и 1000 евро с ребенка,
пишет швейцарская Le Temps.
Те, кто не смог сесть на поезд в Македонии, идущий до границы с Сербией, идут по шпалам, ночуя по дороге в палатках или просто на голой земле. Каждый вечер границу между Македонией и Сербией нелегально пересекают от 1000 до 1500 человек. По меньшей мере, столько же ежедневно прибывают в Болгарию. Если мигранты подают прошение об убежище в Сербии, они получают сертификат на свободное передвижение на 72 часа, что в теории нужно, чтобы добраться до переполненных центров размещения. На самом деле эти трое суток используют, чтобы перебраться через границу Венгрии - в Шенгенскую зону.
Люди тратят на то, чтобы добраться до ЕС все свои сбережения. Вот ценник для обычного сирийского мигранта: 1 000 евро за поездку на лодке из турецкого Измира до греческого Хиоса, 500 евро до Афин, затем до Салоников и Македонии, еще столько же до Сербии. В общей сложности поездка стоит больше 5 000 евро.
Журналист Le Temps беседует со стоматологом Абдул-Хамидом, который бежал из Идлиба, где идут бои войск Асада с боевиками ИГИЛ. Его удивляет бедность стран, в которых ему довелось побывать: «Македония и Сербия в Европе, но до войны в Сирии было лучше». Он надеется получить убежище в Германии, но не собирается оставаться там навсегда: «Если я не вернусь обратно, там останутся только ИГИЛ и Башар Асад. Молодежи нужно обязательно вернуться, чтобы построить новую Сирию». На фоне того, что происходит сейчас в Сирии это звучит по меньшей мере наивно.
Те, кому не хватило денег, скапливаются в «джунглях» расположенной неподалеку от Канижи Суботицы. «Джунгли» - это заброшенный кирпичный завод, где несколько сот человек ночуют в совершенно антисанитарных условиях. Целые семьи собираются в тени обвалившихся зданий и под навесами, ищут воду из источников, чтобы хотя бы помыться, раз она слишком грязна для питья. «Джунгли» - это вотчина проводников и мафии: здесь регулярно возникают конфликты между афганскими и пакистанскими группами. Не оставляют в покое поселившихся на заводе людей и местные «бандиты». «У них длинные ножи», - рассказывает молодой афганский туркмен, у которого недавно отобрали деньги и телефон.
У тех, кого ограбили бандиты в Сербии, не возникает даже мысли обратиться в полицию, которой почти не видно в местах расположения самодеятельных лагерей беженцев. «Полицейские заодно с грабителями», - говорят мигранты. Таксист из Суботицы Боско: «Когда везешь мигрантов к границе, тебя всегда останавливают. Пока один полицейский проверяет документы на машину, второй берет деньги с мигрантов. Иногда доходит до 100 евро с человека». Несколько дней назад Боско жестоко избили коллеги за то, что он «портит им бизнес», отказываясь поднимать цены для мигрантов. «Делать деньги на несчастье людей - самый страшный позор, - говорит он. - Если бы я пошел на это, мне было бы стыдно смотреть на себя в зеркало».
Мигранты и их дети ночуют в одном из парков Белграда. В основном это те, у кого нет денег на проводников, переводящих людей через границу с Венгрией. Местные жители помогают им как могут. Хозяин кафе в Каниже позволяет им пользоваться туалетами (он даже повесил там табличку на арабском языке), даже если те ничего не покупают. Кроме того, он предоставил в их распоряжение сеть и розетки для зарядки смартфонов. Сирийцы с их помощью изучают границу в Google Maps и обмениваются слухами в Facebook. «Я потерял клиентов, но нам нужно помогать друг другу, - говорит он. - Мы здесь знаем, что такое война»
Еще один отчаянный рывок через венгерскую колючую проволоку.
Фото: NTB/Scanpix
Положение с войной, которая разрушила Сирию и привела к появлению раковой опухоли под названием ИГИЛ, очень тяжелое. И вина, по моему мнению, лежит полностью на тех, кто снабжал оружием противников Асада, а прежде уничтожил режим Саддама Хусейна. Благими намерениями вымощена дорога в ад. Являются ли режимы Асада или Саддама диктаторскими? Безусловно. Можно ли было с ними бороться с помощью военной силы и победить? Уже очевидно, что нет. Я думаю, что все происходящее - это самая большая ошибка американцев после Вьетнама. А расплачиваться за нее приходится Европе и вот этим несчастным людям, которые в то время, когда вы читаете это текст, пытаются убежать от войны.
- - - - - - - - - - - -
Я в социальных сетях: