В ноябре 2009 г.
navalny опубликовал у себя в блоге пост под названием
«Как пилят в ВТБ», где рассказал о том, что дочернее предприятие банка ВТБ - компания ВТБ-Лизинг приобрела 30 буровых установок китайского производства не у производителя, а у посредника с большой переплатой: буровые купили в 1,5 раза дороже официальной цены производителя, указанной в прайс-листе: $457 млн против $300 млн. Увеличение цены произошло исключительно за счет участия в сделке посредника - кипрской компании Clusseter Ltd, которая приобрела 30 буровых у Sichuan Honghua Petroleum Equipment Co. Ltd и перепродала их «ВТБ лизингу», в результате чего 165 миллионов долларов остались на счетах кипрского офшора.
Через полтора года Алексей
вновь вернулся к проблеме буровых установок для ВТБ-Лизинга - теперь, в подтверждение своей версии о распиле, он показал копии двух контрактов:
ВТБ-Лизинг - Clusseter Ltd;
Clusseter Ltd - китайский производитель буровых. Вдобавок к этому появились фотографии мест хранения установок в ЯНАО с комментарием: «Зимой полмиллиарда долларов акционеров ВТБ лежат под снегом, а летом в болоте».
В 2011 г. Навальный как акционер банка ВТБ подал в суд на Кипре с требованием выплатить компенсацию за счет ответчиков (Clusseter Ltd, ВТБ-Лизинг и др.) за ущерб, нанесенный договором о покупке буровых. Кроме этого, в феврале 2012 г. Навальный требовал
признать сделку по покупке 30 буровых ничтожной. В обоих исках Алексею было отказано, по разным причинам.
История с покупкой буровых наделала немало шума и, по мнению многих, нанесла значительный урон репутации банка. До последнего времени ВТБ практически не комментировал ситуацию. И вот в августе 2012 г. ВТБ-Лизинг решила показать в каком состоянии находятся буровые установки, купленные по контракту с Clusseter Ltd, а также представить свою версию событий вокруг сделки. Для этого ВТБ-Лизинг пригласила Алексея Навального с группой журналистов, блогеров и акционеров ВТБ в Оренбургскую область и Ямало-Ненецкий автономный округ, где работают буровые установки ZJ50DBS. Алексей не смог поехать - он находится под подпиской о невыезде и следователь отказался отпустить его из Москвы. А жаль - с его присутствием поездка получилась бы куда интереснее.
Итак, версия Алексея Навального известна - банк ВТБ с помощью кипрского офшора отмыл 160 млн долларов. У банка и ВТБ-Лизинга есть свой взгляд на ситуацию. В его изложении
история выглядит так:
В 2007 г. в ВТБ-Лизинг обратился Председатель совета директоров компании Well Drilling Corporation Юрий Яковлевич Лившиц. Рассказав о своем контракте на буровые работы с геолого-разведочной компанией «Северная экспедиция», Well Drilling Corporation предложила ВТБ-Лизингу купить 30 буровых установок ZJ50DBS китайского производства, чтобы взять их в лизинг. Well Drilling Corporation указала поставщика буровых - кипрскую компанию Clusetter Ltd.
Согласно ст.2 Федерального закона о финансовой аренде (лизингу) №10-Ф3 лизингодатель (ВТБ-Лизинг) обязан приобрести в собственность указанное лизингополучателем (Well Drilling Corporation) у определенного им продавца (Clusetter Ltd). Проще говоря, закон обязывал ВТБ-Лизинг купить буровые именно у кипрской компании, а не у производителя. Для покупки буровых по указанной цене в 15 млн долларов за каждую установку ВТБ-Лизинг взял кредит у китайского банка - 240 млн долларов. Финансовую экспертизу сделки проводила известная консалтинговая компания
НЭО Центр.
Well Drilling Corporation внесла 45 млн долларов аванса и указала грузополучателя - ЗАО «Грант», которое должно было получить оборудование на свой склад на станции Пурпе в ЯНАО.
Таким образом в проекте покупки буровых со стороны лизингополучателя участвовали четыре компании - Well Drilling Corporation, УК «Северная экспедиция», ЗАО «Грант» и ЗАО «ИжДрил-НордЭкс-Хунхуа», которое отвечало за сертификацию и т.н. мобилизацию буровых установок по контракту К161/01-07 от 26 июля 2007 г.
ВТБ считает, что все четыре компании были тесно связаны:
Юрий Лившиц одновременно был совладельцем и Председателем совета директоров УК «Северной экспедиции» и Well Drilling Corporation, а также
входил в Совет директоров ЗАО «ИжДрил-НордЭкс-Хунхуа».
Виктор Александрович Андреев
был гендиректором ЗАО «Грант» и одновременно совладельцем ГРК «Северной экспедиции», а его сын Сергей Викторович Андреев владел частью акций «Северной экспедиции».
В свою очередь, со стороны кипрского продавца оборудования Clusseter Ltd.
по доверенности действовал Вадим Игоревич Попов, в 2006 г. бывший
Председателем совета директоров геолого-разведочной компании «Северная экспедиция». Упоминаемая в
том же протоколе собрания директоров кипрской компании Clusetter Ltd. Анна Синицина
участвовала в собрании акционеров компании Well Drilling Corporation.
_ _ _ _ _ _
В то время китайские буровые установки ZJ50DBS называли
экономичной альтернативой для Сибири. В марте 2008 г. издание Oil&Gas Eurasia писало:
Всего в 2008 году компании планируют поставить из Китая до 56 буровых установок. Десять из них будут доставлены в Россию еще до начала апреля. Такой объем поставок позволит «Иждрил-Нордэкс-Хунхуа» быстро занять нишу тяжелых стационарных буровых установок, особенно в сегменте глубокого бурения. По мнению Юрия Лившица именно этот сегмент является «незанятой нишей на рынке».
Для решения столь масштабных планов российским компаниям, прежде всего, следует обратить внимание на то, насколько эффективными и оправданными будут эти буровые установки на российском рынке. Следующим, не менее важным, вопросом станет финансирование производства. С учетом того, что компании, планируют поставить только в 2008 году более 50 буровых установок, для этого потребуется до $1,12 млрд (по оценке НГЕ, из расчета $20 млн за одну установку). В этом случае для компаний, скорее всего, собственных финансовых ресурсов будет недостаточно. Следовательно, необходимо искать дополнительные финансовые ресурсы у потенциальных стратегических партнеров, которыми могут стать крупные финансовые организации.
_ _ _ _ _ _
Настроение было радужным недолго - грянул кризис, цена нефти падала до $56 за баррель и у Well Drilling Corporation c «Северной экспедицией» начались проблемы.
Буровые работали, но деньги ВТБ-Лизинг (3,5 млн руб в месяц за одну установку) получать перестал. По документам буровые эксплуатировались, приносили прибыль, но лизинговая компания денег не видела. Зимой 2009 г. началась длинная череда судебных исков, в результате которых ВТБ-Лизинг хотел получить назад своё оборудование.
Это было непросто - к буровым установками ни на месторождениях, ни на территории склада ЗАО «Грант» сотрудников ВТБ-Лизинг не подпускали. В феврале 2009 г. у ЗАО «Грант» появился новый владелец - Вадим Смоляр. Тогда же «Грант» попытался выставить на аукцион две буровые ВТБ-Лизинг, которые находились на территории склада, чтобы покрыть свои убытки от переставшей платить «Северной экспедиции».
Только к 2010 году ВТБ-Лизинг смог отобрать своё имущество у ЗАО «Грант» и «Северной экспедиции». С начала 2010 первые 7 буровых начали сдавать в аренду другим компаниям. В настоящее время все тридцать установок переданы или законтрактованы Оренбургской буровой компании, ООО «Газпром бурение» и ООО «НЭУ». Где они сейчас находятся можно посмотреть в
этой таблице. Компания «Северная экспедиция» оказалась банкротом и была ликвидирована. Компания Well Drilling находится в процессе банкротства. «Грант» переехал в Москву.
Таким образом, как считает ВТБ, благополучно разрешилась история с покупкой 30 буровых установок. Техника работает и приносит прибыль. Банк ВТБ и ВТБ-Лизинг продолжают отрицать существование контракта о покупке буровых за 297 млн. у китайского поставщика - ни российская, ни китайская сторона оригинала контракта, о котором
писал Алексей Навальный, не видели. ВТБ-Лизинг
предоставил акционерам таможенную декларацию на одну из буровых, где указана цена $15 220 598.
Вот то, о чем рассказало нынешнее руководство ВТБ-Лизинг. А вот, что показали акционерам, журналистам и блогерам:
Оренбургская область. Облет буровой установки в процессе монтажа.
Оренбургская степь невероятной красоты, как на картине.
Первая посадка - у буровой 5115.
Буровая установка ZJ50DBS производства китайской компании Sichuan Honghua Petroleum Equipment Co. Ltd. Здесь буровые называют станками.
Буровые очень прожорливы - такой станок употребляет по 4 тонны дизельного топлива в час.
Аппаратная. Шкафы с управлением температурой.
Насосы для закачки бурового раствора. Такой раствор, подаваемый по трубам в скважину, вращает бур с алмазными насадками.
Буровая на разведанном месторождении выполняет одну, главную работу - делает дыру для краника, из которого польются живые деньги. Нефте или газодобывающая компания заказывает такую работу на своей земле и щедро платит за неё.
Глубина такой скважины - 3-4 км. Причем, идти она может не вертикально, а под углом. Вышка стоит здесь, а скважина бурится где-нибудь в километре отсюда.
Рабочие в приватной беседе похвалили свою буровую: «Хороший станок, надежный».
Наши транспортные средства - в одном Ми-8 летят акционеры, в другом - журналисты и блогеры.
За взлетом вертолета наблюдает местное население.
Вторая посадка у буровой №13 (скважина 4015) на Лебяжинском месторождении. Здесь, на нефтяных полях, принадлежащих ТНК-BP, работает компания «Газпром Бурение».
Эта буровая ничем не отличается от той, где мы были час назад. Здесь я только сфотографировал данные станка с номером контракта.
Желтое - это не горка, а желоб аварийной эвакуации с буровой.
Облетев
пятнадцать буровых в разных стадиях монтажа и работы, мы попрощались с Оренбургом и отправились в Новый Уренгой. Ямало-Ненецкий округ встретил неласково - дождем и холодом.
Новый Уренгой, аэропорт Ягельное.
Мы летим за 200 км, где на берегу Тазовской губы работает буровая №7 компании «НЭУ». Облачность низкая, погоды нет, нас долго не выпускали из аэропорта и вертолет летит низко, над самой тундрой.
Где-то там, недалеко по местным меркам, в тот день летал с журавлями Владимир Путин.
Тазовская губа - часть Обской губы Карского моря. Это уникальное Юрхаровское месторождение - 100 миллиардов кубометров газа.
Подлетаем к буровой. Она уже немало потрудилась в этом месте: трубопроводы справа - это несколько уже пробуренных и работающих скважин.
После посадки наши вертолет сразу начало засасывать в песок. Потом еле взлетели.
Здесь уже все знакомо и я, кажется, начинаю неплохо разбираться в технологии бурения.
Отправляемся назад в Новый Уренгой.
Жилой комплекс для вахтовых рабочих газоперерабатывающего завода.
Трудные дороги Ямала. Вахтовка застряла.
По пути в Новый Уренгой облетели усовершенствованную буровую ВТБ-Лизинг - установка поставлена на рельсы и движется по ним. Всё отечественного производства. Колоссальная экономия времени на разборку/сборку станка. Он так и передвигается в собранном состоянии.
На следующий день после пятичасовой поездки по бетонке через тундру мы оказались на той самой станции Пурпе, куда когда-то приходили буровые из Китая. В тот день там грузили одну из законтрактованных установок - это больше 80 железнодорожных платформ.
Один из участков хранения буровых, на которые ВТБ-Лизинг привозила своё оборудование, вызволенное из плена у «Гранта». В тот день на этом участке находились на хранении четыре установки, которые планируются к модернизации.
Почва здесь - сплошной песок, сухой, почти белый. На болото, как я сказал в разговоре с Алексеем Навальным, это место совсем не похоже. Алексей признал, что это было художественным преувеличением. Здесь, однако, была беда - весной за пару дней температура резко повысилась и часть хранилища затопило талой водой. Случай, как говорят в ВТБ-Лизинге, признали страховым, получили компенсацию.
Охранники грустно смотрела на людей с фотоаппаратами - им, видимо, так хотелось запретить съемку! Как запрещали её Навальному, когда он приезжал сюда в 2011 г.
P.S. А теперь необходимое пояснение: я ни в коем случае не собираюсь быть арбитром в споре Алексея Навального и банка ВТБ. Я ни на чьей стороне, я сам по себе. Мне хотелось увидеть своими глазами и потрогать своими руками скандальные буровые - я это сделал. Я хотел получить информацию для блога от ВТБ-Лизинг - я её получил в том объеме, который смог переварить, спасибо. Я поговорил на эту тему с Алексеем - он уверен в своей правоте, ОК. То, что я рассказал выше, десятая часть того, что я услышал и прочитал. Уверен, не всем эта тема интересна, как мне, поэтому я её, как мог, сократил, оставив только канву и немного деталей. Хотите судить о деле сами - очень хорошо, я вам не судья.
А так, вообще: тундра и степь потрясающе красивые, буровые работают, на вертолете полетать здорово, а увидеть людей, занятых делом в суровых условиях, еще здоровее. В Новом Уренгое небо с радугами и очень разное. Страна у нас бесконечная.
Фотографии: © drugoi