Фотографии и видео: © drugoi
11-13.07.2011, Россия | Преодолев почти четыре тысячи километров, 76 экипажей из 130, стартовавших в Москве 10 июля, финишировали 16 июля в Сочи, завершив третий по счету
ралли-рейд «Шёлковый путь» из серии гонок «Дакар».
В этом году удача не улыбнулась нашим спортсменам - на предпоследнем этапе экипаж Фирдауса Кабирова из команды «КАМАЗ-Мастер», опережавший соперников в течение всей гонки, превысил скорость на трассе «лиазона» (передвижение по дорогам общего пользования), получил штрафные очки и не смог сохранить первенство из-за отмены последнего заезда на спецучастке от Майкопа до Сочи: речка Шахе затопила трассу и гонку было решено не продолжать.
Победителем ралли-рейда «Шёлковый путь 2011» в классе грузовиков стал экипаж Алеша Лопрайса на «Татре».
Фирдаус Кабиров занял второе место, а экипаж Андрея Каргинова - третье.
В категории автомобилей первое место досталось поляку
Кшиштофу Холовчику на BMW X3, вслед за ним по результатам гонки идет товарищ Холовчика по команде Team X-Raid, девятикратный победитель «Дакара»
Стефан Петрансель на MINI. Третье место досталось россиянину Александру Желудову на Nissan.
Я присоединился к пресс-экипажу спонсора команды «КАМАЗ-Мастер» банка ВТБ после второго этапа, в Волгограде. Прилетел поздно ночью и сразу окунулся в бивуачную жизнь большой гонки. В прошлом году я не смог полететь на «Дакар» в Чили, и теперь мне было очень любыпытно посмотреть на такую же гонку изнутри. Зрелище, я вам скажу, бесподобное.
В этом году стоянки ралли устраивались на территориях военных аэродромов, а организацией быта, как и всей гонки в целом, занимались французы. За считанные часы на аэродроме разворачивался целый поселок для гонщиков и гостей ралли. Здесь было всё: бесплатная столовая, отдельный лаунж с баром, сцена, пресс-центр с доступом в интернет, места для палаток, туалеты, медицинская помощь. В распоряжении оргкомитета были несколько транспортных реактивных самолетов, которые перевозили оборудование для бивуака с места на место. Для видео и фотосъемки были арендованы несколько вертолетов. В общем, я был немало удивлен размахом, с которым проходил «Шёлковый путь», и получил большое удовольствие от пребывания в таком замечательном месте со своей особой атмосферой.
Ралли: от Волгограда до Астрахани
01. Первая ночь в бивуаке под Волгоградом. В это время пилоты отсыпаются в своих палатках, а с машинами работают техники. Красный Nissan - машина китайского пилота Цзихун Чжоу и француза Жан-Пьера Гарсена. Мы с ней еще встретимся на следующий день.
02. В палатке спишь, как убитый, несмотря на то, что всю ночь рядом с тобой ездят машины, стучат инструментом и громко разговаривают на разных языках. Утро в бивуаке начинается с умывальника, похода в столовую, раздачи воды и сухих пайков. На стенде рядом со столовой висят бумажки с результатами вчерашнего этапа. Лагерь потихоньку пустеет - машины отправляются на трассу лиазона, в сторону астраханской степи.
03. Мы уже на точке для съемки. Чтобы добраться сюда, мы ехали несколько часов по шоссе и практически полному бездорожью. Это специфика внедорожного ралли, как вида спорта - у него очень мало зрителей, трассы проходят по безлюдным местам и единственные, кто может показать происходящее - фотографы и видеооператоры.
На снимке: экипаж французов Этьена Смулевича и Паскаля Патюра на Ниссане.
04. Поэтому, рядом с гонкой всегда находятся вертолеты с камерами, ведется видеосъемка, результаты которой уже вечером можно смотреть на больших телевизорах, установленных в столовой.
05. Багги от Hyundai голландского гонщика Корнелиуса Кулена. Одному, без штурмана, ехать значительно тяжелее - нужно не только находить дорогу, но и контрольные точки по GPS, которые организаторы гонки ставят в особенно труднодоступных местах. Например, на гребне высокой песчаной дюны.
06.
07. В поисках контрольной точки уткнулся в песок грузовик MAN немецких гонщиков.
08. Китайский пилот Цзихун Чжоу не рассчитал скорость на подъеме в горку и его Ниссан застрял намертво. Не помогли даже подложенные под колеса cэнд-траки (специальные металлические пластины). Тут без помощи фотографов не обошлось, машину вытолкнули из песка, она скатилась вниз и гонщики потом просто обошли опасное место.
09. Хорошенько разогнавшись, MAN ту же горку проходит без проблем.
10. Российский экипаж Владимира Васильева и Кирилла Шубина из команды G-Force Proto.
11. Местные жители довольно дружелюбны, не пытаются убежать, а, наоборот, крутятся вокруг людей, любопытствуют, охотно позируют перед камерой. Есть мнение, что просто изучают возможность напасть и съесть.
12. После долгих поисков контрольной точки у машины Владимира Чулкова и Алексея Яскова из команды УАЗа перегрелся двигатель.
13. В ралли вместе со специально подготовленными автомобилями, происхождение которых по внешнему виду трудно определить, участвуют вполне себе серийные внедорожники. Судьба их незавидна, прямо скажем.
14. День закончился, второй этап гонки завершился под Астраханью и все собрались в бивуак на аэродроме рядом с военной частью. Теперь, до поздней ночи, здесь будут чинить то, что поломалось на трассе.
15. Кто-то уже отдыхает рядом со своей «техничкой» - сервисной автостанцией на колесах.
16. Если после предыдущего этапа по раскисшим от дождя липецким полям машины отмывали с помощью пожарных брандспойтов, в тот вечер борьба велась с мелким, как пыль, астраханским песочком. От него можно было избавиться только с помощью сжатого воздуха, которым продувалось всё: техника, одежда, обувь.
17. BMW X3 лидера гонки Кшиштофа Холовчика на мойке.
18. Девушки разносят коктейли.
19. В бивуаке идут неспешные ремонтные работы.
20. Немцы с помощью лома и такой-то матери выправляют погнутую балку бампера.
21. На стоянке у «французских» Ниссанов - идеальный порядок.
22. MINI ближайшего соперника Холовчика и товарища по команде Стефана Петранселя. От настоящего MINI здесь, конечно, только логотип на двери багажника. Корпус почти целиком из карбона, рамная конструкция, форсированный двигатель.
23. Мне разрешили заглянуть внутрь этого чуда, на котором гоняет девятикратный победитель «Дакара».
24. Вечером территория бивуака ралли выглядит, как маленький город, который почти на километр растянулся вдоль взлетной полосы аэродрома. Самолет справа - это «скорая помощь» на случай серьезных травм.
25. Завтра на этом Ми-8 мы полетим снимать гонку с воздуха. Третий этап ралли - сложнейшая кольцевая трасса длиной в 400 км.
26. Пресс-центр и передвижной штаб ралли на базе транспортника Ан-72.
27. В лагере у команды «КАМАЗ-Мастер» работа кипит вовсю. Машин у команды много и все нужно готовить к завтрашней гонке.
28. Кажется, здесь могут делать любые ремонтные работы.
29. Консилиум врачей принимает решение.
30.
31. Утром подъем в шесть, а в половину восьмого - старт третьего этапа гонки, часть которого проложена через песчаные дюны.
32. Старт, поехали! Холовчик на BMW X3 ждет отмашки судьи.
33. Стартовал экипаж Айрата Мардеева.
34. Мы снимаем, как стартуют лидеры, потом бежим садиться в вертолет - нужно догонять. Пилоты разгоняют свой старенький Ми-8 до максимальной скорости, его трясет и колотит.
35. Открыт входной проём, иллюминаторы, фотокоры строчат своими камерами, когда внизу, с длинным шлейфом пыли за собой, появляется машина участника ралли. В салоне вертолета страшный шум, ветер, ничего не слышно.
36. Так гонка выглядит сверху:
37. Это Петрансель пытается догнать Холовчика. Ему скоро удастся это сделать.
38. Мы летим на первую точку для съемки - в начале песчаных барханов. Скорей, скорей, нужно обогнать все машины и успеть сесть.
39. Обогнать идущих первыми Холовчика и Петранселя мы так и не смогли. Вертолет только приземлился, мы выскочили из него и тут же из-за холма вынырнули две машины лидеров и промчались мимо нас, чуть не врезавшись в вертолет. Пилоты, обругав того, кто дал им такие координаты для посадки, переставили Ми-8 подальше.
40. Бельгийский экипаж на Фольксвагене.
41. Будущий победитель ралли Алеш Лопрайс на «Татре».
42. За рулем желтого «монстра» - Алеш Лопрайс.
43. Солнце поднялось, стало совсем жарко и раскаленный воздух размывает очертания далеких холмов. На трассе экипаж Александра Желудова и Андрея Рудницкого на Ниссане.
44. Экипаж немца Франца Эхтера на МАНе.
45. Мы прилетели на следующую точку, к высоченной песчаной дюне, которую называют Большим Братом. Сюда можно добраться только на хорошем внедорожнике или вертолете. Здесь нам предстояло стоять на палящем солнце около двух часов, ожидая лидеров гонки. Нельзя сказать, что это радовало - сдуваемый ветром песок уже явно чувствовался в тех частях фотоаппаратов, которые нужно было крутить или нажимать.
46.
47. Я допивал уже четвертую бутылку воды, когда из-за дальних барханов вынырнули те, кого мы так долго ждали - Петрансель и Холовчик. Француз уже обогнал поляка и шел в метрах трехстах от него.
48. Мы стояли на Большом Брате, машинки проскакали далеко внизу. Сначала проехала MINI Петранселя, за ней мчался Холовчик. Одно неверное движение и BMW повисла брюхом на остром выступе! Машина беспомощно крутила колесами, MINI скрывался из виду.
49. Из машины выскочил штурман Холовчика бельгиец Жан-Марк Фортен и стал махать рукой людям, стоявшим на краю высокой дюны. Несколько человек побежали к нему на помощь. Это страшно увлекательное занятие - бежать по песку и фотографировать. Я, однако, был очень рад, что
хоть немного помог знаменитому гонщику.
50.
51. Холовчик выпустил домкрат из днища, мы втроем навалились, качнули машину вперед и она встала на все четыре колеса. Штурман впрыгнул в кабину и X3 понеслась под горку догонять Петранселя.
На этом драматическом эпизоде гонка для меня закончилась - пора было улетать назад, в бивуак на военном аэродроме под Астраханью. На следующий день я уже был дома.
В заключение - маленькое видеоприложение к репортажу:
Click to view
P.S. Огромное, просто гигантское, спасибо пресс-службе банка ВТБ и лично Игорю Комарову за приглашение побывать на ралли и содействие в подготовке фоторепортажа. Это было великолепно.