Победителем конкурса на здание новой Парижской оперы, которое заказал император Наполеон III, стал малоизвестный тогда архитектор Шарль Гарнье. Проект в стиле эпохи Второй Империи с веяниями римской архитектуры занял пятое место из 171 принимавших участие проектов, в результате чего получил шанс участвовать во втором туре. Гарнье выиграл второй тур, и в мае 1861 года, в возрасте 35 лет, архитектор приступил к возведению новой Парижской оперы. Денег Гарнье отвалили целую кучу, поэтому отделка здания была выполнена по самым высоким стандартам качества, с использованием самых дорогих материалов. Строили здание оперы долго - пятнадцать лет, с перерывами на войны и парижские игры в Коммуну. Завершение работ к 30 декабря 1874 года вылилось в общую сумму расходов 36 миллионов франков золотом. Получился грандиозный памятник эпохи эклектики в архитектуре в модном тогда стиле
«бозар». Так как «Гранд Отель», в котором я остановился, расположен рядом с Оперой, первым делом я отправился туда с намерением, наконец-то, попасть внутрь здания и посмотреть на творение Гарнье. Стоит такой визит недорого - всего за 9 евро вы можете погулять по разрешенным к посещению местам Оперы и даже заглянуть в зрительный зал.
1. Здание Оперы (или как его теперь называют Оперы Гарнье - современная Опера теперь есть на площади Бастилии) - безусловная архитектурная доминанта этой площади, вокруг которой счастливо существуют дорогие отели и магазины, включая недавно открытый Apple Store.
2. В 2000 году фасад отреставрировали, покрыли золотом то, что им было покрыто когда-то, и теперь здание можно рассматривать бесконечно - сколько здесь всего наворочено. Архитектурные детали, лепнина, античные скульптуры, бюсты композиторов, растительный орнамент из камня - все это сливается в одну бесконечную мелодию, рожденную изощренным умом французского архитектора.
3. Ступени перед фасадом - одно из любимых мест отдыха горожан и туристов. Здесь всегда намусорено, но это совершенно не мешает прохожим греться на солнышке.
4. Так выглядит площадь перед зданием Оперы с балкона второго этажа.
5. Опера Гарнье завершает собой Оперный проспект (avenue de l’Opéra). Начинается же проспект зданием Лувра.
6. Зайдем же внутрь. Большое фойе для прогулок зрителей в антрактах. Роспись на потолке - кисти Поля Бодри. Аллегорическую композицию из трех плафонов и тридцати панно он писал в течение десяти лет (1864-1874).
7. Элементы архитектурной и декоративной отделки фойе.
8. Фойе с обратной стороны. Слева установлен бюст архитектора Гарнье работы скульптора Жана-Батиста Карпо.
9. Грандиозные люстры в фойе подчеркивают помпезность всего убранства зала.
10. Парадная лестница, ведущая в зрительный зал, салоны и фойе.
11. У стен - женские бюсты, над ними - аллегорические изображения различных исторических областей Европы в римской топонимике.
12. В зрительный зал можно заглянуть через одну из лож второго яруса. Зал рассчитан на 1900 зрителей.
13. Главная достопримечательность зрительного зала - потолок, расписанный в 1964 году великим Марком Шагалом.
14. Входная дверь в ложу.
15. Парадная лестница со стороны зрительного зала.
16. Парадная лестница объективом вверх.
17. Жаль, что я не взял с собой штатив, приходилось снимать на очень длинных выдержках и высоком ISO.
18. Фантастический по красоте и изяществу потолок одного из салонов.
19. Лестница на выход.
20. Пространство под центральным маршем парадной лестницы.
21. Боковой пролет лестницы, ведущей от входа.
22. Здание Оперы реставрируется - снаружи и внутри. Здесь трое молодых людей выбивали стамесками поврежденные элементы напольной мозаики.
23. Стены левого крыла укрыты защитным покрытием с расписанием сезона 2010-2011. Ближайший спектакль в эти дни - «Евгений Онегин».
Фотографии: © drugoi