В ночь с 20 на 21 августа 1968 года Чехословакию оккупировали воинские соединения армий стран Варшавского договора: 200 000 солдат и 5000 танков. Накануне ввода войск министр обороны СССР, Маршал Советского Союза А. Гречко проинформировал министра обороны ЧССР Мартина Дзура о готовящейся акции и предостерег от оказания сопротивления со стороны чехословацких вооруженных сил.
Чехословакия, август 1968 г.:
как это было.
21 августа. Убитые и раненые на улице Праги. (AP Photo/Libor Hajsky/CTK)
Прага, 21 августа. Жители города забрасывают советские танки бутылками с зажигательной смесью. (AP Photo/Libor Hajsky/CTK)
21 августа. "Никогда больше с СССР!": антисоветская демонстрация в Карловых Варах.
21 августа. Горящий советский танк на улице Праги.
Прага, 21 августа.
Прага, 22 августа. Общение горожан с советскими военнослужащими.
Карловы Вары, 21 августа. Группа студентов на грузовике.
Прага, 22 августа. Советская бронетехника в окружении жителей города.
Прага, 24 августа.
Прага, 21 августа. Столкновение с войсками у здания пражской радиостанции.
Братислава, 22 августа. В подписи к этому снимку говорится, что экипаж советского танка открыл огонь по демонстрантам, после того как молодежь начала забрасывать танковую колонну различными предметами, фруктами и овощами.
Оккупированная Прага, 24 августа.
Демонстрация в Праге, 24 августа.
Прага, 24 августа. Демонстрация студентов с национальными флагами.
Прага, 24 августа.
Прага, 27 августа.
Прага, 29 августа. Горожане осматривают разбитый советский танк.
Танки против студенческих баррикад в Праге.
Прага, 29 августа. Студенты жгут советские газеты на Вацлавской площади.
Прага, 29 августа. Несколько чешских военных присоединились к протестующим на улице.
Прага, 28 августа. Советские танки на Староместской улице.
Граница между Чехословакией и ФРГ, 22 августа. Чешские пограничники задерживают солдата армии Чехословакии в тот момент, когда он попытался перебраться на немецкую сторону.
Прага, 30 августа. Жители города у самодельного мемориала первой жертвы советской оккупации Праги - 14-летнему подростку, который погиб в первый день входа войск в город.
Прага, 10 сентября. Советские десантники маршируют по улице Праги.
Советские солдаты в Праге, 5 сентября
Солдатский концерт в Праге, 1 сентября
Мемориал на месте, где студент факультета философии Ян Палах сжег себя в знак протеста против оккупации Чехословакии. Январь 1969 года.
"Наиболее яркой страницей в истории публичного несогласия с вмешательством извне в чехословацкие события стала «сидячая демонстрация», состоявшаяся в Москве на Красной площади страны.
Общеизвестный факт - в демонстрации приняли участие семь человек -- лингвист Константин Бабицкий, филолог Лариса Богораз, поэт Вадим Делоне, рабочий Владимир Дремлюга, физик Павел Литвинов, искусствовед Виктор Файнберг, поэтесса Наталья Горбаневская. Но на самом деле, на Лобное место в тот день вышла и восьмая «протестантка»: двадцатилетняя студентка МГИАИ Татьяна Баева. После задержания друзья убедили ее сказать сотрудникам милиции и КГБ, что она случайно оказалась на площади. После допросов ее отпустили.
Наталья Горбаневская (кстати, именно она была первым редактором вышеупомянутой «Хроники…») позже вспоминала:
- Ровно в 12 часов дня 25 августа 1968 года мы сели на парапет у Лобного места и развернули лозунги: «At’ zije svobodne a nezavisle Ceskoslovensko!» («Да здравствует свободная и независимая Чехословакия»), «Позор оккупантам!», «Руки прочь от ЧССР!», «За вашу и нашу свободу!», «Свободу Дубчеку!». Почти немедленно раздался свист, и со всех концов площади к нам бросились сотрудники КГБ в штатском: они дежурили на Красной площади, ожидая выезда из Кремля чехословацкой делегации. Подбегая, они кричали: «Это все жиды! Бей антисоветчиков!».
Мы сидели спокойно и не оказывали сопротивления. У нас вырвали из рук лозунги. Виктору Файнбергу разбили в кровь лицо и выбили зубы, Павла Литвинова били по лицу тяжелой сумкой, у меня вырвали и сломали чехословацкий флажок. Через несколько минут подошли машины, и всех, кроме меня, затолкали в них. Я была с трехмесячным сыном, и поэтому меня схватили не сразу: я сидела у Лобного места еще около десяти минут. В машине меня били. Вместе с нами арестовали несколько человек из толпы, которые выражали нам сочувствие, -- их отпустили поздно вечером. После обыска и я была освобождена, вероятно, потому, что у меня на руках двое детей." (Источник:
http://www.kipiani.org/gulag/index.cgi?10)
О "Пражской весне" 1968 года. Josef Koudelka. Invasion - Prague 1968