“ПОСЛЕДНЕЕ МЕТРО” Ф.Трюффо
Это история о том, как несколько симпатичных людей удачно выкарабкались из-под груды проблем и обстоятельств. Помнится на подобном материале Жерар Ури сделал комедию “Большая прогулка”. Трюффо не хочет комедии, он тяготеет к драме, но и не хочет - здесь это принцип, творческая установка - доводить дело до трагедии. Если не знать другие фильмы Трюффо, то не вполне ясно, зачем сделан этот, в котором последовательно обмануты все ожидания зрителя, включая то, что художник масштаба Трюффо не мог сделать фильма “просто так”. Здесь кроется какая-то “мораль”. И она есть. Ее можно выразить одним словом - тривиальность. Жизнь тривиальна, говорит нам автор - и это хорошо! C’est si bon!
Дело в том, что Трюффо знает только один выход из тривиальности жизни - в эксцесс, в срыв; об этом многие его фильмы, например - наугад - один из первых и один из последних - “Нежная кожа” и “Женщина рядом”. Человек спотыкается о собственное иррациональное - и падает, гибнет - вот “глубинная” тема Трюффо. Но, как истинный француз, он трезв и рационален, поэтому знает, что это не может быть универсальным принципом искусства: ни творчество, ни бытие не “покрывается” эксцессами. И тут он попадает в замкнутый круг: если не эксцесс - то тривиальность, если не тривиальность - то эксцесс. Выйти за пределы этой оппозиции он не может, и оттого развлекает себя и зрителя тем, что укутывает ее в разные жанровые одежки. То это мелодрама, то детектив, то еще что-нибудь чуть иронически аранжированное. Здесь, в “Последнем метро”, он представляет “положительную” половинку своего мировидения на близком и милом французскому сердцу материале оккупации и Сопротивления. И смотрите-ка! - ни оккупация, ни Сопротивление не помеха ни жизни, ни людям в их замечательном умении не покидать рамок обыденности.
И все бы ничего, если бы не одна маленькая загвоздочка: искусство требует выхода из этих рамок, хотя бы только от автора. Иначе получается что-то кулинарно-десертное, нечто без последствий. В том числе и эстетических. Все сделано настолько аккуратно, что ключ к фильму - последний переход от “трагедии” (читай - от последствий, более чем возможных в тех обстоятельствах, которые автор соорудил из Сопротивления, оккупации и любовного треугольника) к happy end’у - проворачивается вхолостую. Ирония автора не срабатывает, не прочитывается.
Трагедии нет!?
Зрители довольные расходятся по домам.