"Да и да" - фильм неоднозначный, но яркий. А отношение к творчеству автора, да и к самому автору, настолько полярное, что, дабы угодить всем, пришлось написать две рецензии. Выбирайте, что ближе! Перефразирую известную фразу Генри Форда: понравится ли вам новый российский фильм "Да и да" или не понравится - в любом случае вы окажитесь правы.
Первое, что бросается в глаза, - нереалистичность. И дело не в игре актеров, которые как раз скорее заслуживают похвалы, а в режиссерской промашке - в тотально-девочковом понимании жизни. Мир, сконструированный Германикой, - игрушечный, невсамделешний. Андеграундное искусство, которое уже и не андеграундное давно, выступающее эдаким гламуром для бедных. Рок-символизм 80-х, успевший устареть уже несколько раз. Якобы художники, поглащающие водку в количествах, которое не снилось не только "Левиафану", но и "Особенностям национальной охоты" на пару с "Днем выборов". Красавчик главный герой, который в принципе, по своему складу никогда бы не стал художником: актером, музыкантом, поэтом - возможно, но не художником. Какая-то тотальная экстерриториальность и вневременность - если по другим российским фильмам, в том числе и по "Все умрут, а я останусь", лет через 50 можно будет восстанавить дух нашего времени, архитектуру, технологии, моду, то по "Да и да" не удастся восстановить ничего - никаких примет. Но при этом "Да и да" - не притча, по типа Звягинцевского "Возвращения", тут нет ни аллегорий, ни морали - одни только эмоции.
Кстати, об эмоциях. Сама Германика определяет, что фильм её про позднюю первую любовь. Не знаю, насколько известно самой Валерии это чувство, (а говорят, что фильм во многом автобиографичен, и передает переживании самой Германики) но то, что показано на экране - это чистой воды любовная зависимость, показанная, довольно точно. Героиня фильма влюбляется в придуманный образ, герой - так и вообще, никого кроме себя не любит... Короче, реальной любовью в этом фильме и не пахнет. Вряд ли это минус, но точно озадачивает прокатчиков - под каким соусом подавать фильм?
Можно обвинить Германику и продюсеров фильм в определенной конъюктурности. Успех ленты "Географ глобус пропил" пробил дорожку к большому экрану фильмам про школу и учителей. Однако, фильм про молодую училку, несмотря на интригующее начало с проверкой тетрадей, зритель так и не увидит. А жаль... Портрет начинающей учительницы в современном искусстве не раскрыт чуть более, чем полностью.
Показался мне слабоваты и пустоватым сценарий Александра Родионова, работавшего также с Германикой над "Все умрут...". Известный по фильмам "Долгая счастливая жизнь", "Сумасшедшая помощь", "Пока ночь не разлучит", в "Да и да", по моим ощущениям, немного схалявил. Много несказанного. Откуда возникла любовь - не ясно. Как рождается искусство (кроме как из водки) - не раскрыто. Хотелось бы привести цитаты из фильма, но запомнилась только одна фраза. К финальной точке фильм приходит весьма последовательно, но слишком уж прямолинейно. В мозгу зрителя, прошедшего вместе с героиней по всем кругам несчастной любви, намертво впечатывается безапелляционное "не влюбляйтесь в эгоистов".
Но самый главный минус и беда "Да и да" - это, конечно, личность режиссера. Претенциозный псевдоним, вызывающее поведение, панковская внешность, эпатаж, высокомерие и доля тщеславия... Слава Германики играет с ней злую шутку, кого-то она привлекает, но многих отталкивает.
Ощущение, что Германика не жалует широкого зрителя, тот отвечает ей тем же. Вот, например, характерные высказывания лагеря "нелюбителей Германики":
- У Германики можно обсуждать только имя и причу. Больше там обсуждать нечего.
- Если мне заплатят басков 100 - тогда может быть пойду на Гай Германику.. а добровольно - ни за что!
- Германика просто эпатирует, типа Литвиновой. А кина российского нет и не будет. Звягинцев не в счёт(уже потерян).
- Фанатов Германики, вообще-то, следовало бы лечить. Хотя бы амбулаторно.
- Опять всё кино будут колоться, матюкаться и насиловать друг друга? Я не пойду! Спасибо!
Чтобы я не написал в предыдущей части, мне лично, по большому счету, фильм понравился - всё-таки он цепляет, он красивый, он необычный, он "вкусный". Обсуждая после просмотра картину с друзями, мы, практически, сошлись во мнении, что сними этот фильм кто-то из наших знакомых, мы бы все наперебой говорили: "Как здорово! Отличная картина! Уау!"
Главная фишка картины, пожалуй, - её художественное решение. Подкрашенные постоянной цветомузыкой кадры серой российской обыденности смотрятся настолько чётко и красиво, что вызывают зависть и сожаление, что нельзя сделать то же самое и в реальности. А смелое вкрапление анимации заметно оживляет картинку и сюжетную линию.
Уйдя в сторону от популярного ныне псевдодокументального стиля, Германика, будучи сильным документалистом, остается верна "живой", подвижной камере, которая то бродит-кружит меж людей, то зависает под потолком, то и вовсе - ложится набок. Аккуратно предположу, что на сегодняшний день уже сложился удачный альянс режиссёра и оператора, Всеволода Каптура, одногодка Валерии. Это их третья совместная работа, после сериалов "Школа" и "Краткий курс счастливой жизни".
Несмотря на то, что я считаю выбор Александра Горчилина на роль молодого художника катастрофическим непопаданием в типаж и оправданным только его безуловной киногеничностью и смелостью, сами актерские работы на очень высоком уровне. Что подтверждают две номинации на лучшую женскую роль у Агнии Кузнецовой, нашей восходящей звезды, за этот фильм. А играть молодым талантам приходилось, временами, не только в любовь, но и в откровенное порно - так чтобы и с чувствами, но вроде как бы и без.
Отлично подобранный саундтрек, жаль что маленький - всего три песни, первую из которых мы слышим только в середине фильма. Безусловный хит, композиция "Говорит и показывает" группы "Пикник", внезапно наполняет пространство фильма пьянящей эйфорией: "Не придуман еще мой мир. Оттого голова легка...". И если до сего момента вы ещё не "въехали" в фильм, но тут уж погрузитесь точно. Другая сцена, волшебный сон с волками и утопленницей, изначальна была придумана для клипа на "Эпилог" группы "Агаты Кристи", но группа распалась и задумка вместе с песней перекочевала в фильм. Автор трека "Жизнь - веселый карнавал" - художник и музыкант Сергей Пахомов, не просто снялся в эпизоде в роли художника, но и выступил художником-постановщиком картины. Собственно, во многом именно ему фильм и обязан оригинальным художественным решением.
Всё в купе - операторская работа, художественное решение, музыкальный фон и харизма актеров - сглаживают и, по мне, так очень даже перекрывают небольшие сценарные огрехи и жизненные неправдоподобности. В итоге получается достаточно смелый, авангардный кино-коктейль, фильм-состояние, "девочковое кино" про несчастную любовь. Здесь уместно было бы сравнить "Да и да" Германики с "Последней сказкой Риты" Литвиновой, причем если в художественно-эстетическом плане "Сказка" за счёт всевозможных шляпок стоит чуть выше, то по совокупности и цельности "Да и да" кажется куда посильнее и интереснее. Виден прогресс и по сравнению с предыдущими работами, очевидно что Валерия повзрослела и взяла новый профессиональный уровень. Вот и на последнем ММКФе её отметили призом за лучшую режиссуру.
Ну и, надо сказать, что как и у Литвиновой, у Германики есть свои фанаты и преданные поклонники, для многих из них "Germanika is Love" совсем не пустые слова. Дадим и им слово:
- Я фанат "Школы" и "Краткого курса счастливой жизни". И ради просмотра нового фильма я бы даже "слиняла" с работы.
- Фильм видела, мне понравился, советую. Хотя, конечно, не для ханжей кино, а для ценителей.
- Валерия сняла трогающее, душераздирающее кино, заставляющее чувствовать и думать.
- Германика показывает наш мир таким,какой он и есть со всеми его несправедливостями, пороками и нечистью. За это я ее уважаю.
Если после всего этого вы всё ещё спрашиваете: "Смотреть или не смотреть?", отвечаю: "Да и да".