Фильмография Нагисы Осимы (1932 - 2013). Часть 1. 1959 - 1964 гг.

Feb 11, 2014 03:35

Потратив немало сил на то, чтобы найти и посмотреть максимальное количество фильмов одного из наиболее любимых мной режиссеров, я решил к первой годовщине его ухода из жизни (15 января) сделать максимально полный обзор фильмографии Нагисы Осимы, написав обо всех фильмах, которые мне удалось отыскать - в озвучании русском или английском, с субтитрами или без, на языке оригинала.



Всего в обзоре 33 фильма, из которых 10 наиболее ранних вошли в эту, первую из трех, часть.

Оригинал текста, трейлеры и несколько редких фильмов: http://smartpowerjournal.ru/240114/

1959. Завтрашнее солнце
Tomorrow’s Sun | Ashita no Taiyo | 明日の太陽
Япония. 7 минут

Дебютная короткометражка молодого Осимы с практически отсутствующим сюжетом радует глаз теплой цветовой гаммой. Ее общий оптимистический настрой заметно диссонирует с последующими фильмами режиссера.

1959. Улица любви и надежды
A Town of Love and Hope | Ai to Kibo no Machi | 愛と希望の街
Япония. 62 минуты

Первоначально Осима хотел назвать этот фильм «Мальчик, продающий голубей». Но название не устроило студию «Сётику» и тогда режиссер переименовал картину в «Улицу гнева». Однако этот вариант студия сочла слишком мрачным, на смену ему пришли сперва «Улица печали», потом «Улица любви и печали» и наконец - «Улица любви и надежды».

Впрочем, уступив название студии, молодой режиссер смог снять то, что он хотел. История любви девушки из богатой семьи и бедного подростка, раз за разом продающего на улице голубя, который потом снова к нему прилетает, лишена каких-либо розовых очков и всяческого сентимента. В первом же большом фильме Осимы появляется тема социальной несправедливости, разделяющей людей даже не усилиями окружающих, а глубоким недопониманием между ними. Отсутствие возможностей и социальных лифтов не просто тяжело переживается, но и ведет в конкретных обстоятельствах к бунту.

1960. Повесть о жестокой юности
Cruel Story of Youth | Seishun Zankoku Monogatari | 青春残酷物語
Япония. 96 минут

Награды и фестивали:
Премия Гильдии кинорежиссеров Японии (1960)
Премия кинокритиков Японии «Голубая лента» лучшему новому режиссеру (1961)

По аналогии с английскими «рассерженными молодыми людьми» того же времени, можно было бы назвать главных героев фильма «молодыми озлобленными». В этом рассказе о полном грубоватой чувственности притяжении парня и девушки, одновременно не способных ни высказать свои чувства, ни дать этому союзу сколько-нибудь прочный жизненный фундамент, впервые проявляется особая двойная оптика взгляда Осимы на своих героев. Он одновременно очевидно сочувствует своим персонажам и безжалостно достоверно фиксирует скудость эмоциональную и умственную их способа существования, отказываясь от романтизации люмпенизированной молодежи.

1960. Похороны солнца | Захоронение солнца | Кладбище солнца
The Sun’s Burial | Taiyo no Hakaba | 太陽の墓場
Япония. 87 минут

Награды и фестивали:
Приз Гильдии кинорежиссеров Японии лучшему режиссеру (1960)
Премия кинокритиков Японии «Голубая лента» лучшему новому режиссеру (1961)

Ярко-красное солнце - символ Японии - восходит над бараками и хижинами послевоенного Токио. Съемки проходили в крупнейшем районе трущоб в японской столице. Теснота, нищета, грязь, пьянство, преступность… Но фильм Осимы не бьет на жалость, его герои скорее пришли из ночлежки в «На дне» Горького, чем из мира «Бедных людей» или «Униженных и оскорбленных» Достоевского. В этих городских джунглях царствует социал-дарвинизм и борьба за существование крайне ожесточена.

Поначалу и довольно долго фильм не выглядит поражающим, но в определенный момент его мощь, оранжево-красная гамма многих эпизодов начинает действительно обжигать и завораживать.

Что значит быть сильным в этом мире «отбросов общества»? Выжить физически и любой ценой добиться хрупкого и относительного благополучия или суметь сохранить внутренний стержень, не стать животным, думающим исключительно о победе любой ценой?

Осима впервые выходит далеко за рамки сугубо молодежной тематики, впервые отчетливо выражает свою антивоенную позицию и поднимает вопрос о социальной разрухе и неустроенности большой части поколения отцов, прошедших войну. Неустроенности, из которой любыми путями и способами пытаются вырваться их дети.

1960. Ночь и туман в Японии
Night and Fog in Japan | Nihon no Yoru to Kiri | 日本の夜と霧
Япония. 107 минут

Награды и фестивали:
Премия кинокритиков Японии «Голубая лента» лучшему новому режиссеру (1961)
Приз Гильдии кинорежиссеров Японии лучшему режиссеру (1961)

Герои этого фильма принадлежат по большей части к числу политизированных студентов, выступавших в год выхода этого фильма против подписания очередного американо-японского соглашения о сотрудничестве. Осима и автор сценария фильма сами ранее принимали участие в крупных студенческих выступлениях 1952 года.

События, которые в другом фильме скорее всего стали бы важнейшими, - например, свадьба - здесь лишь предлагаемое обстоятельство, повод и следствие политических дискуссий среди молодежи. Объектом удара Осимы в этой работе стали пытающиеся контролировать молодежный протест функционеры-сталинисты из Коммунистической партии Японии, бездушные догматики, руководствующиеся карьерными соображениями.

Фильм состоит всего из 47 длинных планов и его действие разворачивается преимущественно в темное время суток.
Компания «Сётику» преждевременно отозвала «Ночь и туман в Японии» из проката, что стало одной из причин ухода Осимы со студии и основания им собственной кинокомпании «Содзося».

1961. Содержание скотины
The Catch | Shiiku | 飼育
Япония. 105 минут

Первым фильмом Осимы под брендом «Содзося» стала экранизация ранней повести Кэндзабуро Оэ, будущего лауреата Нобелевской премии по литературе. 23-летний писатель написал «Содержание скотины» в 1958 году и был удостоен за это произведение престижной Премии имени Рюноскэ Акутагавы.

Вслед за Оэ, Нагиса Осима в своем фильме открывает неприглядные стороны традиционного коллективистского уклада жизни на примере маленькой сельской общины времен войны. Деревня неумолимо перемалывает судьбы чужих, как ассимилируя их - так и отвергая, будь то пленный американский летчик - или вынужденные переселенцы из города. При просмотре фильма на ум приходят рассказы Чехова «Мужики» и «В овраге».

1962. Восстание христиан
The Rebel | Amakusa shiro tokisada | 天草四郎時
Япония. 100 минут

Запрет христианства в Японии был поэтапно введен в 1587-1614 годах и действовал более двух с половиной столетий. Он был частью общей политики изоляционизма, вызванной страхом перед колонизацией страны европейскими державами.

По легенде, борьба с христианством началась после того, как правителю Японии конца XVI века Хидэёси Тоётоми доложили о неосторожном ответе лоцмана-европейца в одном из портов на вопрос о том, как Испания приобрела такие обширные владения по всему миру. Лоцман ответил: «Сперва приходят миссионеры, а потом солдаты короля». Вскоре деятельность христианских миссионеров в Японии была запрещена.

После окончания в начале следующего века междоусобных войн и прихода к власти клана Токугава, Япония продолжила закрывать свои границы для иностранцев. Эта политика дала стране два с половиной века без войн и породила десять поколений самураев, никогда не участвовавших в битвах, однако она дала и технологическое отставание, в том числе и в военной сфере.

Изоляция не смогла заменить модернизацию. В середине XIX века США и страны Европы (среди которых была и Российская империя) вынудили Японию открыть границы и подписать соглашения о свободном обмене товарами.

Но в своем фильме о восстании христиан 1637-1638 годов, Осима на первый план выводит не столько религиозные или политические мотивы, сколько борьбу восставших против феодального произвола и нищеты, носящую практически классовый характер.

1963. Забытая армия империи
The Forgotten Soldiers | Wasurerareta Kogun | 忘れられた皇軍兵士
Япония. 25 минут

Относительные неудачи последних картин привели к трехлетней паузе Осимы в кино, которую он заполнил своими работами на телевидении.

Телефильм «Забытая армия императора» посвящен трагической судьбе японских ветеранов Второй мировой, ставших на войне инвалидам. После возвращения с войны на них старались не обращать внимания, обрекая людей, искалеченных в боях за родину и императора, на нищенское существование.

Эта работа Осимы, показывающая борьбу ветеранов-инвалидов за свои права, считается одним из лучших документальных фильмов в истории Японии.

1964. Это я, Беллетт
It’s Me Here, Bellett | Watashi wa Beretto
Япония. 27 минут

По заказу производителя автомобилей Isuzu Осима снял рекламный фильм из трех короткометражных новелл, посвященных модели Isuzu Bellett.

Впрочем, ненавязчивый продакт-плэйсмент нисколько не помешал ему рассказать три полноценные истории, композиция которых (но не жанр) немного схожа с гайдаевской «Операцией Ы».

Однако не только композиция вызывает в памяти работы великого отечественного комедиографа. Жизнерадостность красок первой новеллы и несколько фарсовая режиссерская интонация в ней, автомобильные сцены во второй истории и захватывающая погоня в третьей, виды природы, музыкальное решение - всё это в «Это я, Беллетт» напоминает и другие киноленты Гайдая 1960-х. И совершенно не схоже с другими фильмами самого Нагисы Осимы, за исключением разве что дебютного «Завтрашнего солнца».

1964 - 1965. Рассвет Азии
The Dawn of Asia | Ajia no Akebono | アジアの曙
Япония. 13 серий по 60 минут

13-серийный телевизионный фильм «Рассвет Азии» посвящен бурной истории Китая XX века. Осима вообще в своих кино- и телеработах нетипично для большинства японских режиссеров интернационален. Он много обращается к истории и современности других стран региона (помимо Китая, это в первую очередь Южная Корея), не замыкаясь исключительно в рамках узко национальной социальной и исторической проблематики. В 1970-е годы он даже снимет пару документальных телевизионных фильмов о Бангладеш, государстве, только что добившемся независимости от Пакистана.

(продолжение следует)

японское кино, Нагиса Осима

Previous post Next post
Up