Алекс де ла Иглесиа "Печальная баллада для трубы" 2010

Mar 08, 2011 16:07

Запросто можно сказать, что "Баллада" - кино для массового зрителя и вообще блокбастер. Все атрибуты присутствуют - страстная любовь, красная кровь, черный юмор и динамичный сюжет. С другой стороны, фильм так визуально и художественно изобретателен, что вполне может привлечь киногурманов. Тем не менее он вряд ли будет популярен как среди любителей попкорна, так и среди киноманов. Причина проста - и сюжет и эстетика здесь на втором плане, фильм не столько художественный, сколько аналитический и философский.

Один из общепринятых признаков искусства - оно не может быть выражено в иной форме. "Баллада" полностью ему соответствует - она предлагает образный ряд, практически не поддающийся вербальной интерпретации, можно лишь соотносить его с собственным опытом и представлением о жизни и поражаться точности попадания - или наоборот. Но сначала ничего не предвещает неожиданностей - война, цирк, клоуны - почти как в теленовостях. И только лев с умным и внимательным взглядом, вошедший в кадр под разрыв снарядов и улегшийся во весь экран, соообщает действию дополнительное измерение.

История Пьеро, Арлекина и Мальвины известна в самых разных интерпретациях. Пьеро обычно хороший парень, но с Мальвиной (в данном случае Натальей) ему не везет - все знают, что блондинки любят погорячее. Но здесь все иначе - Наталье не позавидуешь. Веселый клоун здесь не столько жизнелюб, сколько садист и диктатор. А грустный, хоть и добрый малый, но тоже не промах - революционер и убийца. Да что там Наталья - сам не знаешь, чью сторону принять, причем альтернативные варианты как-то не просматриваются. Соперничество героев начинается с бродячего цирка и постепенно приобретает почти космический масштаб посреди исполинских построек тоталитарной эпохи. Жестокость и брутальность этого противоборства дают хороший повод пнуть титулованных любителей бутафорского членовредительства вроде Триера. У режиссера здесь получается все сразу - ужас, боль, ирония и гротеск.

Историческая привязка здесь также существенна. Действие происходит во времена генерала Франко, и фильм вполне можно рассматривать как политическую аллегорию на тему испанской истории с гимнасткой Натальей как олицетворением нации, выбирающей между фашизмом и коммунизмом. Но эта трактовка кажется мне слишком узкой, тем более что Испания все же вышла на правильную дорожку.

Название фильму дала песня Рафаэля "Баллада для трубы". Сейчас этого сладкоголосого поп-певца мало кто вспомнит даже в Испании, а в 60-х он был безумно популярен и даже один из дисков назвал "Мадонна", чтобы затмить классика. Эту песню Рафаэль исполнял в облике грустного клоуна и в фильме оказался вполне к месту, даже вступил в сюрреалистический диалог с безумным героем.

В который раз удивляюсь парадоксам зрительского внимания. Этот Алекс де ла Иглесиа уже совсем не молод, снял много фильмов по собственным сценариям, наверняка таких же интересных. По сравнению с ним Альмадовар кажется забавным фриком, Саура - заумным эстетом, а Медем - студентом второго курса. И тем не менее они известны во всем мире, а Иглесиа нет и вряд ли станет. Так что прокат в России "Печальной баллады для трубы" - большая удача, и не стоит ее упускать.
Previous post Next post
Up