Дмитриевский собор - ещё одно уникальное сооружение домонгольского времени, шедевр белокаменного зодчества Владимиро-Суздальского архитектурного стиля (1190-е годы постройки).
Построен собор в честь небесного покровителя Всеволода Большое Гнездо - Дмитрия Солунского. Сюда же из города Фессалоники Всеволодом была перенесена "гробная доска" (икона) Дмитрия Солунского и ковчежец с частичкой одежды святого. Они до сих пор хранятся в соборе для всеобщего обозрения.
Основно же интерес представляет внешнее убранство собора: около тысячи резных камней украшает его стены. Ошибочно полагают, что ряд изображений не связан с христианской символикой, а имеет языческие корни. Диковинные звери, геральдические мотивы и элементы мистических и ветхозаветных подвигов не что иное, как символическое отражение темы княжеской и божественной власти, их связи и мудрости, направленной на процветание Руси, заботы о своём народе. Это можно назвать раннехристианской символикой.
Собор несколько пострадал от чрезмерного желания придать ему "первозданный" вид: при Николае I были разобраны галереи, пристроенные к собору - их ошибочно сочли за более поздние постройки.
Красота же стен осталась неизменна - собор словно закутан в ажурное покрывало.
Внутрь собора веден несколько порталов, украшение каждого из которых унеповторимо.
Внутренее убранство храма пострадало гораздо больше от людей и времени, нежели внешнее. Из древних фресок сохранилось лишь несколько небольших кусочков.
Здесь же можно увидеть старый крест, венчавший купол собора, и интересное надгробие первого владимирского губернатора Р.И. Воронцова (редкий случай, когда такое позднее захоронение разрешено в стенах собора).
С расшифровкой символики белокаменных фигур на стенах собора можно ознакомится на специальном стенде. А рядом представлена нелёгкая судьба здания, отвоеванного у времени сотрудниками музея.
Но даже если не заходить внутрь, а просто постоять у собора, дотронутся рукой до его стен, то можно почувствовать биение сердца этого древнерусского богатыря, доносящееся из глубины веков.