Про дополненную (расширенную) реальность я узнал чуть больше года назад, хотя эта технология появилась гораздо раньше. "Зацепил" меня рассказ Бориса Ярмахова о поездке в Австралию, на образовательную конференцию Google. В числе прочего в программу поездки входило и знакомство с австралийским опытом внедрения информационных технологий в образовательный процесс. Цитирую фрагмент из того рассказа Бориса. Далее в моем посте будет несколько примеров и ссылок, обязательно загляните под кат :) (П.А.)
***
Целиком текст Бориса Ярмахова можно прочесть
здесь.
«В аэропорту меня встречают Крис и Роланд - австралийские учителя, с которыми я познакомился в Твиттере. Садимся в машину и отправляемся на учительскую конференцию по информационным технологиям - это на другом конце города. «Нарушитель спокойствия из Сиднея» - представляется Крис. По основной профессии он - художник, сейчас преподает компьютерные технологии в одной из сиднейских школ. В последнее время вместе со своими школьниками занимается созданием школьных проектов, связанных с использованием приложений расширенной реальности.
Выглядит это так. Школьники вооружаются Айфонами и «переразмечают» школу, делая отметки в наиболее интересных ее местах. Метка представляет собой GPS координату. Однако, просто GPS навигатора здесь недостаточно - метки имеют свойство «плавать». На помощь приходят Карты Google - поскольку метки в них выверены и представляют собой выверенные значения по результатам многих замеров. Дальше Крис использует установленный на Айфонах браузер Layar - это первый браузер для мобильных устройств, специально заточенный на работу с расширенной реальностью. Идея предельно проста - наводит человек свой телефон на «помеченный» объект, и тут же у него на экране всплывает новый информационный пласт. Школа, таким образом, превращается в совершенно запредельную реальность, к тому же, создаваемую самими учениками.»
***
Начав с описания лишь одного конкретного примера того, как расширенная реальность может использоваться в школе, предлагаю вам посмотреть несколько видеороликов и прочесть несколько текстов из сети.
Статья про "расширенную реальность" в Википедии Демонстрация возможностей расширенной реальности на конференции TED.
Марко Темпест: Волшебная сказка с дополненной реальностью (взято
здесь)
Александр Нескин, генеральный директор компании DREAMcorp, отвечает в промо-интервью на вопросы потребителей:
Еще несколько примеров (текст английский, но видеоряд говорит сам за себя):
***
Еще одно дополнение - фрагмент из статьи Мансура Хусаинова, преподавателя информатики из Кушнаренского педагогического колледжа (Республика Башкортостан).
Оригинал статьи -
здесь.
В этой статье нас интересует одна из очевидных сфер применения AR- образование.
Во первых, это конечно же создание учебной литературы нового поколения- ведь для печати на страницах книги маркеров для AR не надо никаких особых затрат. Зато, как оживится, в прямом смысле этого слова, страница книги, если, к примеру, ученик увидит на ней трёхмерное изображение пирамиды Хеопса или первой паровой машины Уатта. Для этого даже не обязательны специальные устройства, хотя они сейчас проектируются и создаются первые образцы. Достаточно портативного нетбука или коммуникатора с относительно широким экраном. При этом, перемещая учебник можно рассмотреть дополненный виртуальный объект в различных ракурсах и масштабах. Французское издательство Nathan запустило проект «Dokeo» - энциклопедию для маленьких «почемучек». Простые короткие тексты, ясные схемы и рисунки многотомного издания внятно и живо объясняют научно-технические принципы работы различных устройств от тостера до космической станции. Из 250 объектов серии «оживают» уже 13. В 2010 г. Nathan при поддержке французской Total Immersion, разработчика программного обеспечения, продолжит эту работу. Проект имеет значительный бюджет и пока очень низкую рентабельность, но в издательстве уверены, что за ним будущее. Посмотреть на вылетающий из книги вертолет можно на одном из сайтов проекта Dokeo.
В Германии первым технологию дополненной реальности, разработанную немецкой компанией Metaio, применило издательство ArsEdition. Показанная на прошлогодней Франкфуртской книжной ярмарке в виде прототипа интерактивная 3D-книга «Инопланетяне и НЛО» (Aliens & UFOs) со всплывающими со страниц кораблями пришельцев и
вращающимися планетами, уже поступила в продажу. [4]
С развитием AR, преобразится так же набор наглядных пособий- ведь необходимость громоздких макетов снизится. Учителю достаточно разместить небольшое изображение - маркер перед камерой, и спроецировать на экран уже дополненное компьютером изображение, выгодно отличающееся тем, что его свободно модифицировать, вращать, масштабировать. Появится возможность, не выходя за пределы класса, рассматривать трёхмерные залы и выставки мировых музеев. Большие перспективы использования AR в компьютерных классах, где ученики перед монитором и веб-камерой смогут, например, собирать из блоков виртуальный компьютер, рассматривать трёхмерные интерактивные
модели процессора, винчестера или ставить в дополненной реальности эксперименты по физике или химии. Воображение рисует огромные возможности новой технологии в обучающих и не только, компьютерных играх. Какому ребёнку не захочется увидеть себя в средневековых доспехах с мечом или очутится среди героев русских народных сказок.
***
В заключение хочу сказать, что опыт австралийских школьников, которые самостоятельно занимаются "заселением" своей школы виртуальными персонажами, говорит о том, что пришло время, когда такими же вещами можно начать заниматься и в российских школах. Кто-то до сих пор не знает, как повысить интерес современных детей к учебе? Хм...