Тенькинская трасса. Колыма.

Oct 08, 2013 15:01



Еще в 1931 г. было открыто золото на Теньке, но только через шесть лет приступили к строительству новой дороги - ответвления Колымской трассы. Тогда еще не были известны главные кладовые Омчакской долины, и планировалось построить автопроезд длиной 200 км к недавно открытым месторождениям олова. Тенькинский дорожно-строительный район в системе управления "Дорстрой" был организован в ноябре 1937 года.


Зимой на перевалах встречаются лисы попрошайки.



Окрестности дороги не менялись столетиями, только сама дорога стала пошире и все такая же грунтовая.



Пейзаж с Тенькинского перевала.





п. Мадаун. Типичная жилая многоквартирная постройка арктического проекта 50-60х.



п. Мадаун.



Склад, амбар, гараж... Не знаю, что это было но построено на заре освоения Колымы конца 30х. Очень фактурное и винтажное..



перевал Гусакова.1.



.....2.


     В декабре группа изыскателей вышла на поиски трассы на Теньку. Разведку трассы провели инженеры Карпов и Леонов. С небольшой группой рабочих на оленьих упряжках они прошли по маршруту, проложенному ольским проводником Семеном Слепцовым. В первых числах февраля 1937 г. по следам изыскателей двинулись дорожники во главе с молодым техником Иваном Шишовым. Они вели зимник. Нередко пурга уничтожала труды, приходилось начинать все заново. Как только были пройдены первые 30 км, по зимнику пошли трактора. В свежесрубленные сараи складывались грузы, а место называлось командировкой. Временный проезд был готов к осени.
    Тенькинскую трассу в первые годы называли автопролазом. Это была узкая дорога только для одной машины. Через каждые 200 м были разъезды. Вплотную к дороге подступали вековые деревья. В сентябре 1938 г. с приходом этапов заключенных стал расти поселок Мадаун. Отсюда трассу повели сразу в обе стороны. Через каждые 12 км был лагерь - иначе, командировка. Строились мосты. В 1939 г. была открыта Детринская паромная переправа. На небольших ручьях ставили треугольные или трапециевидные "трубы" из дерева. Капитальные мосты возводили сразу с проезжей частью. Строили их в зимнее время, начиная с ноября. Котлованы под быки рыли до скалы. К маю проезд был готов. На строительстве мостов работали бесконвойные заключенные, мастеровые, получавшие большую пайку хлеба и продуктов. За ними шли грунтовщики. Все работы на трассе велись вручную. Самыми тяжелыми участками на строительстве были перевалы. Скалы разбивали кувалдой с помощью клина. Тачку или сани с грузом породы до 300 кг тащили в одиночку. Жили порой прямо на дороге в "трубах" по 20-30 человек.
    В 1941 г. трасса дошла до Дусканьи. Соединилась с Колымской уже после войны. Ввод в эксплуатацию этой дороги сократил на 130 км путь доставки грузов из Магадана в верховья Колымы и Индигирку. В 1946 г., с прибытием первых этапов военнопленных, начинается новый период Тенькинской трассы - строительство двухпроездной дороги. В 1947 г. появился первый американский снегоочиститель. Идет реконструкция искусственных сооружений - замена деревянных пролетов на деревометаллические, строительство новых мостов через реки. Наиболее значительным среди них был кулинский мост длиной 204 м. ( По материалам Р. Седова)

Магадан, Тенькинская, Призрачная Колыма, трасса, Колыма, Природа

Previous post Next post
Up