Так уж сложилось, что в Мурманскую область из Питера я езжу довольно регулярно, по крайней мере, раз в год. Вот и в прошлом сентябре я решил, что неплохо бы на недельку сгонять на Кольский полуостров. Программа путешествия была довольно размытой - основными пунктами были посещение тогда еще не распиаренной Териберки и заезд в Кировск для знакомства с Хибинами.
Но для того, чтобы увидеть все красоты Мурманской области - до нее сначала нужно доехать. И поэтому первым делом я хотел бы рассказать о том, что ждет вас в пути.
Тут нужно сделать маленькое отступление, чтобы рассказать о моей собственной глупости. Дело в том, что саму дорогу на фотоаппарат я практически не снимал, за исключением пары кадров, один из которых вы видите в заголовке. Так что не обессудьте за кадры с телефона, в дальнейшем такой ерунды в постах не будет :)
Итак, начнем, Р-21 "Кола".
1. Трасса начинается в городе Санкт-Петербурге и заканчивается у границы с Норвегией в Мурманской области. Нас же интересует участок Санкт-Петербург - Мурманск.
Если вы планируете доехать за один день, то советую выезжать часов в 4-5 утра. Я выехал в 5 часов утра и рассвет настиг меня практически на границе с Карелией.
2. Очень люблю туман на рассвете. Жаль, что редко вижу его из-за собственной лени.
3. Недолго думая, пошли в лес размять ноги. Красота!
4. Далее начался жесточайший туман, видимость составляла буквально 10 метров. К сожалению, айфон не смог нормально заснять его, а про фотоаппарат вы уже сами все поняли :)
Проскочив небольшие плотнячки у Петрозаводска, останавливаемся заправиться и перекусить на ТНК рядом с Кондопогой.
Вообще ТНК - это практически единственный нормальный бензин на трассе, поэтому как только видите эти АЗС рекомендую сразу заезжать и полностью заправляться, потому что у пересечения Карелии и Мурманской области заправок не будет на протяжении километров 400, а учитывая еще и то, что населенных пунктов там тоже нет - то перспектива обсохнуть вряд ли вас обрадует.
5. Теперь пару слов о состоянии дорожного покрытия. На момент поездки (осень 2014 года), состояние дороги можно было оценить на твердую 4 с плюсом или 5 с минусом.
Практически на всем протяжении трассы лежит идеальный асфальт.
6. Ближе к концу Карелии дорога чуть портится, покрытие становится более волнообразным, но никакого криминала и ям нет.
7. Продолжаем наше путешествие, проезжаем в разрезе скал, взорванных для прокладки трассы около Медвежьегорска.
8. Погода портится, где-то рядом с Кемью.
9. И вот мы уже на границе с Мурманской областью. В этом месте расположено, пожалуй, самое мое любимое место на трассе - озеро Нигрозеро.
10. Рыбак на лодке.
11. Это место умиротворяет.
12. Невероятным спокойствием веет от северных озёр.
13. Пора двигаться дальше.
14. Практически на границе Карелии с Мурманской областью находится указатель, говорящий нам о том, что мы только что пересекли границы Полярного круга. Пожалуй, это самое туристическое место на всей трассе.
15. Теперь немного о трафике. Так вот - обычно дорога предстает перед вами именно такой, как на снимке ниже. Ну вы сами понимаете. Машин тут немного, я бы даже сказал просто мало. Ситуации, когда вы по 5 минут едете в одиночестве - это вполне нормально для "Колы". В общем пробок, заторов и каких-то внештатных задержек в пути можно особо не опасаться. Именно на этой трассе мной были установлены все мои рекорды по средней скорости в путешествиях. Тут просто не надо искать возможностей для обгона и уж точно не придется по 10 минут созерцать зад какой-нибудь вялоползущей фуры. Ну и состояние дороги провоцирует на динамичную езду.
16. Вообще, когда ты едешь по этой дороге, то постоянно подмечаешь тот факт, что за ней очень хорошо следят. Как пример - приведу снимок сентября 2013 года со старым мостом через реку Ковду.
Мост хоть и весьма фотогеничный, но очень-очень старый.
17. В этом же году проезжая мимо этого самого места по пути в Мурманск, я ехал уже по новому мосту, а старый вовсю разбирали, а всего через неделю, когда я возвращался назад, от старого моста не осталось и следа. Так что такой фотографии, как представлена ниже уже не сделать. Даже жалко немножко, интересная железяка была.
18. Вообще затрагивая тему мостов, нужно сделать маленький флэшбек к городу Лодейное Поле, что в Ленинградской области. Там расположен самый большой мост на трассе, который мало того, что автомобильно-железнодорожный, так еще и разводной. Если вы любите подобные сооружения - то смело рекомендую к посещению.
19. А мы едем дальше. Проезжаем поселок Зеленоборский...
20. Смотрим сверху на Княжегубскую ГЭС...
21. Останаливаемся у одной из многочисленных речушек...
22. И уже часов в 20 врываемся в Мурманск. Привет, родной, я скучал.
Вот такой получилась моя дорога до Мурманска. В ближайших постах покатаемся вокруг Мурманска, посмотрим на природу Кольского полуострова и посетим водопад на реке Лавна. Остаемся на связи! :)
Краткая навигация по этой поездке:
Часть 1 - трасса Р-21 "Кола"
Часть 2 - водопад на реке Лавна Часть 3 - Мурманск с Абрам-мыса и подвесной мост в Молочном Часть 4 - Териберка. Берег Баренцева моря Часть 5 - Териберка. Взгляд изнутри Часть 6 - Заброшенный железнодорожный вокзал в Кировске Часть 7 - Смотровая площадка Комсомольского карьера Часть 8 - Хибины. Гора Айкуайвенчорр Подписаться на обновления блога