Легенды на МАКС-2017

Jul 26, 2017 07:35

На прошедшем 13-м Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2017 всеобщему вниманию была представлена историческая экспозиция “Легенды Авиации”. Ее организовали Научно-инженерная компания “НИК” и Благотворительный фонд “Легенды Авиации” при поддержке Администрации города Жуковский, ОАО “Авиасалон” и Клуба Героев города Жуковский. В экспозицию входили самолеты различных эпох и назначений. Давайте пройдемся по ним и рассмотрим подробнее.
1.


МиГ-21УМ - Учебно-тренировочный истребитель, предназначенный для тренировочных полетов летного состава ВВС, обучения курсантов училищ технике пилотирования в простых и сложных метеорологических условиях днем и ночью, а также для выполнения боевых полетов во всем диапазоне высот и скоростей, установленных ограничением для этого самолета. Модификация УМ (“Учебный”, “Модернизированный”) поступила на испытания в 1968 году и называлась изделие “69”. От прошлой версии МиГ-21УС этот самолет отличался новым автопилотом, стрелковым прицелом, улучшенной топливной системой и еще многими доработками. Он стал самым массовым учебным вариантом истребителя МиГ-21. В Тбилиси было произведено 1133 самолета этой модификации.
2.


МиГ-27М - истребитель-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. Именно на выставляемой машине впервые вместо штатного двигателя Р-29Б-300 был установлен двухконтурный турбореактивный двигатель АЛ-31Ф, применяемый на самолетах семейства Су-27. Модернизация самолета проходила по запросу Индии, где эти самолеты стоят на вооружении. Цель ремоторизации - увеличение боевых возможностей машины и улучшение ее эксплуатационных характеристик. Новый двигатель по габаритам отличался от предыдущего. Поэтому одной из сложных задач стало вписать его в обновляемый самолет. Опытный МиГ-27М с новым двигателем впервые поднялся в воздух 15 января 2008 года. По программе предполагалось выполнить 12 испытательных полетов. Но существенное улучшение ряда характеристик обновленного самолета позволило выполнить все ставящиеся задачи всего за 8 полетов.
3.


МиГ-АТ - Многоцелевой учебно-боевой самолет, участвовавший в конкурсе по созданию перспективного учебно-тренировочного самолета для ВВС взамен однодвигательных Л-39. С появлением высокомановренных истребителей четвертого поколения с двухдвигательной силовой установкой Л-39 перестал удовлетворять советские ВВС по ряду причин. Изменился подход к облику учебного самолета. Перспективный учебно-тренировочный самолет виделся двухдвигательным, рассчитанным на полный цикл подготовки летного состава, в том числе и с элементами боевого применения и поддержание навыков пилотирования пилотов в строевых частях. ОКБ им.Микояна предложило заказчику аванпроект, получивший шифр изделие “821”. После развала СССР условия финансирования проекта изменились. В 1993 году ОКБ удалось наладить деловые контакты с представителями французской авиапромышленности и учебно-тренировочный самолет "821" трансформировался в совместный проект МиГ-АТ, ориентированный не только на российский, но и на международный рынок. Новая машина создавалась микояновцами в кооперации с французами. Силовая установка, бортовое оборудование, гидронасосы, электрогенераторы и другие системы были иностранного производства. Но было и условие, по которому разрабатываемый МиГ-АТ будет поставляться на российский рынок с отечественными двигателями, авионикой и вооружением, на экспорт - с французскими. Представленный на экспозиции самолет является первым летным экземпляром новой машины. В марте 1996-го летчик-испытатель Роман Петрович Таскаев совершил на нем первый полет. На самолете стояли французские двигатели и авионика. В результате конкурса победа досталась ОКБ им.Яковлева с самолетом Як-130. А работы по МиГ-АТ в конце концов были свернуты.
4.


“Изделие 1.44”, разработанный в ОКБ МиГ в 80-х годах. Многофункциональный фронтовой истребитель (МФИ), прототип пятого поколения. Первый публичный показ этой машины должен был состояться 22 года назад - на авиасалоне МАКС 1995. Демонстрацию отменили всего за несколько часов до начала авиашоу. Вторая попытка продемонстрировать экспериментальный истребитель состоялась через два года на авиасалоне МАКС 1997. И опять самолет так и не был представлен посетителям. Его первый и единственный полет состоялся 29 февраля 2000 года. А впервые широкой публике он был представлен на прошлом авиасалоне МАКС-2015.
5.


Су-27СКМ (или Су-27СМК) - многоцелевой истребитель, созданный на базе модификации Су-27СК эля экспортных поставок. Буквы в названии означают “Серийный”, “Коммерческий”, “Модернизированный”. В отличие от Су-27СК, новая модификация имела увеличенное число узлов подвески вооружения (12 точек), более совершенствованное навигационное, связное и прицельное оборудование, доработанную топливную систему, а так же систему дозаправки топливом в воздухе.
6.


Су-38Л - легкий сельскохозяйственный самолет, предназначенный для распыления жидких и сыпучих химикатов при авиационных агрохимических работах. Он является первым самолетом такого типа, спроектированным и построенным в ОКБ им.Сухого в рамках проекта “Гражданские самолеты Сухого”. Так же он стал первым специализированным летательным аппаратом для аграриев, созданным впервые за все годы отечественного самолетостроения. В конструкции Су-38Л предусмотрен ряд элементов, значительно повышающих безопасность пилота даже в аварийных ситуациях, связанных с малой высотой полета во время выполнения сельскохозяйственных работ. Кабина пилота оснащена специальным креслом, уменьшающим ударные нагрузки. Жесткий каркас безопасности препятствует смятию кабины при столкновении с препятствием. Имеется также металлический отбойник перед лобовым стеклом. Его верхняя часть соединена стальным тросом с законцовкой киля, что позволяет перебрасывать через самолет внезапно возникший на пути электрический провод. Так как авиахимические работы зачастую проводятся с применением высокотоксичных ядов, то кабина пилота сделана герметичной. Она имеет систему наддува с избыточным давлением, исключающую попадание ядовитых реактивов в организм летчика.
7.


Су-17М4 - Истребитель-бомбардировщик. Стал первым советский самолетом с крылом изменяемой стреловидности. Модификация М4 является последним вариантом семейства Су-17, внедренным в серийное производство. Его разработка велась в ОКБ им.Сухого с марта 1977 года. Три опытные машины успешно завершили госиспытания в ноябре 1982 года, а в сентябре 1983 года самолет был принят на вооружение. Су-17М4 экспортировался за границу под обозначением Су-22 и до сих пор применяется в ряде вооруженных конфликтов.
8.


Су-15УМ - учебно-боевой истребитель. В отличие от предыдущей модификации Су-15УТ, который был чисто учебно-тренировочным истребителем, Су-15УМ был способен выполнять некоторые боевые режимы. На этом настаивали военные при разработке этого самолета. При этом за счет сокращения состава бортового радиоэлектронного оборудования кабину инструктора организовали без удлинения фюзеляжа и даже без уменьшения объема топливных баков. Внешне Су-15УМ отличается от Су-15УТ более округлым носовым обтекателем.
9.


В этом году историческая экспозиция располагалась с двух сторон статической стоянки. И мы переходим на противоположную сторону.
10.


Ту-155 - уникальная летающая лаборатория, предназначенная для отработки систем, использующих криогенное топливо. На самолете был установлен экспериментальный турбореактивный двухконтурный двигатель НК-88, использующий для работы жидкий водород или сжиженный природный газ. Два других двигателя работали на керосине. В хвостовой части самолета расположен водородный бак объемом 17,5 м3. Самолет впервые поднялся в воздух 15 апреля 1988 года. Подробнее о нем можно прочитать в моей статье здесь.
11.


Л-39 “Альбатрос” - одним из самых массовых реактивных учебно-тренировочных самолетов, занимающий по количеству выпущенных машин почетное четвертое место в мире после американского Т-33, советского МиГ-15УТИ и своего соотечественника Л-29 “Дельфин”. В 1972 году был выбран основным учебно-тренировочным самолетом стран-участниц Организации Варшавского договора. Серийно производился чешской фирмой Aero Vodochody до 1999 года. Всего было построено 2 868 машин.
12.


13.


МЛ-012 - многоцелевой транспортный самолет, рассчитанный на перевозку 4…5 пассажиров и предназначенный для массового индивидуального использования в народном хозяйстве. Впервые поднялся в воздух 18 декабря 1992 года. Всего было построено 4 самолета.
14.


ВМ-Т "Атлант" - тяжелый транспортный самолет, разработанный в конструкторском бюро Владимира Михайловича Мясищева на базе стратегического бомбардировщика 3М. Основной задачей этого великана являлась доставка космического корабля “Буран” и элементов ракеты “Энергия” с мест производства на космодром Байконур. Благодаря большому аэродинамическому качеству на самолете можно было закреплять груз массой до 50 тонн, значительно превосходящий в диаметре фюзеляж самого самолета. Например, диаметр водородного бака ракеты “Энергия” - 7,7 метра, а диаметр фюзеляжа самолета - 3 метра. Всего было построено два экземпляра. Вместе они выполнили 152 полета на космодром Байконур и обратно. Подробнее о нем можно прочитать в моей статье здесь.
15.


Ту-144Д (бортовой номер СССР-77115) - последний из построенных Ту-144, совершивший свой первый полет 4 октября 1984 года. Выставляемый аппарат является летающей лабораторией, созданной на базе пассажирского авиалайнера. Он никогда не перевозил пассажиров, а использовался по программе "Буран". В силу схожей аэродинамики с будущим космическим челноком, на нем отрабатывали снижение с нулевой тягой и посадку. При испытаниях его поднимали на высоту 5000 метров, ставили малый газ и входили в снижение с положительным углом тангажа. Испытания проводились с 1985 по 1986 год. Суммарный налет составил всего 39 часов. Подробнее о Ту-144 можно узнать в моей статье здесь.
16.


17.


Огромное спасибо сотрудникам компании НИК и волонтерам за подготовку самолетов и представление их на МАКСе.
18.


19.


20.


Вот такие дела.

МАКС, МАКС 2017, Научно-инженерная компания, ЯнаМАКС2017, Жуковский, НИК, maks 2017, maks, Легенды Авиации

Previous post Next post
Up