Противолодочные самолеты P-3 и P-8

Feb 20, 2015 17:18

В течение нескольких дней мне довелось наблюдать два противолодочных самолета. Один из них P-3C "Orion". А второй P-8I "Neptune". P-8I - это экспортная модификация самолета P-8A "Poseidon", разработанная специально для ВМФ Индии. Он должен заменить находящийся сейчас на вооружении Ту-142МЭ, производство которого велось в Таганроге. Сам же самолет P-8A создавался для замены уже устаревшего P-3 "Orion" в рядах ВМФ США.
1.


В моих рассказах все чаще звучит слово "случайно". Так оно было и в этот раз. Выйдя с работы, я заметил, что к аэродрому Paine Field подходит некий самолет, за которым тянется длинный черный след от двигателей. На мгновение в голове мелькнула мысль - Ан-12. Честно говоря, я уже не удивился бы этому после встречи на этом аэродроме “Руслана”, Як-18 и МиГ-29. Но это оказался не он. Как только он развернулся, низкорасположенное крыло подсказало мне, что это может быть противолодочный самолет P-3 "Orion". Так оно и оказалось. Быстро приехав к полосе, я увидел как этот винтовой самолет только что приземлился, развернулся и опять готовится к вылету. Я был очень этому рад, поскольку, конечно, хотел снять его в полете.
2.


3.


4.


5.


В итоге я не просто насладился взлетом этого самолета. Все было намного интереснее. Начав разбег, он вдруг прервал взлет и быстро остановился. Затем развернулся и вернулся обратно.
6.


После очередного разворота и разбега он поднялся в небо, оставляя за собой четыре черные полосы выхлопа.
7.


Дальше действия были похожи на авиашоу. Он выполнял круг вокруг аэродрома, заходил на полосу и то проходил над ней на небольшой высоте, то касался самого начала полосы и снова взмывал вверх, то садился в центре полосы и снова взлетал в самом ее конце. Круг за кругом я фотографировал его.
8.


9.


10.


Насладившись вдоволь, я решил сменить точку съемки и попробовать поснимать с нового места, которое недавно открыл для себя. Сев в машину я поехал к другому торцу ВПП. За это время P-3 сделал еще два круга над аэродромом. Прибыв на место и немного подождав, я наконец-то снял его взлет “с носа”.
11.


В момент уборки носовой стойки шасси, фары на ней продолжают работать, освещая нишу.
12.


P-3 “Orion” - это береговой патрульный противолодочный самолет компании Lockheed, спроектированный на базе пассажирского турбовинтового самолета L-188 “Electra” в конце 50-х годов. Он предназначен для обнаружения, целеуказания и уничтожения подводных лодок вероятного противника, а так же патрулирования береговых зон и ведения разведки. С самолета, который я фотографировал, были стерты все опознавательные знаки принадлежности его к какой-либо эскадрильи. Но по бортовому номеру “161127” под горизонтальным оперением легко установить, что это самолет P-3C, который принадлежал бывшей патрульной эскадрильи VP-92, базирующейся на военно-морской базе США возле города Brunswick в штате Мэн. В отличие от других модификаций, этот самолет имеет полностью обновленный поисково-прицельный комплекс. Он стал первым в мире противолодочным самолетом с централизованным компьютером обработки информации от поисковой и навигационной систем.

Одной из главных отличительных особенностей этого самолета, которая бросается в глаза, является длинный хвост. Там расположен детектор магнитных аномалий. Другими словами, устройство, предназначенное для поиска возмущений в магнитном поле Земли. Этот метод применяется для поиска подводных лодок, которые искажают магнитное поле вокруг себя.
13.


Под фюзеляжем находятся 48 пусковых установок радиогидроакустических буев. А так же бомболюк в носовой части фюзеляжа перед центропланом.
14.


Несмотря на то, что самолет разработан компанией Lockheed Martin, наиболее совершенной модификацией самолета P-3 “Orion” является вариант, разрабатывавшийся с 1987-го компанией Boeing. Возможности его радиоэлектронного оборудования по обнаружению малошумных подводных лодок возросли в несколько раз.
15.


Впервые я встретился с этим самолетом в Жуковском на авиашоу МАКС 2011. Я снимал его посадку, а потом общался с экипажем.
16.


Вот такое получилось знакомство с турбовинтовым представителем противолодочной авиации иностранного государства.

Спустя всего три дня я познакомился с турбореактивным представителем того же вида. Я направлялся в музей “Museum of Flight”, расположенный в Сиэтле. Целью был магазин сувениров на территории музея. Но я не сразу попал в этот магазин. Рядом с музеем находится военная зона с очень интересными самолетами. Такими как E-3 “Sentry” и другими самолетами специального назначения. Фотографировать их очень сложно. Ограда и аэродромные постройки мешают сделать хороший снимок. Вот и в этот раз, проезжая мимо и видя хвост военного самолета с опознавательными знаками Индии, я вздохнул с мыслью: “Вот бы его как-нибудь сфоткать”. Я повернул на парковку музея и не поверил своим глазам. Прямо на парковке, огороженный небольшой оградой стоял такой же самолет, что я только что видел за забором. Это был P-8I “Neptune”. Я поставил машину недалеко от него. Боясь, что его нельзя фотографировать, я сделал это еще когда парковался. Шел дождь. Выйдя из машины, я подошел с фотоаппаратом к ограждению и перекинулся парой фраз с дежурившим возле самолета парнем. Он сказал, что если я хочу посмотреть самолет поближе я могу пройти за ограждения. Я спросил могу ли я его пофотографировать. Он ответил да. Я не верил тому, что происходит. Далее я с особым пристрастием фотографировал почти каждую антенну и надпись на самолете. А антенн на нем очень много. Особенно это заметно на этом снимке, где верх фюзеляжа похож на спину динозавра. Антенны, расположенные сверху, это антенны дециметровых волн (UHF), ультракоротких волн (VHF) а также антенна системы радиолокационного опознавания “свой-чужой” (IFF).
17.

Самолет P-8I “Neptune” создавался специально для ВМФ Индии. Он является модификацией самолета P-8A “Poseidon”, который был создан компанией Boeing согласно контракту с ВМФ США от 2004 года о создании и постройки многоцелевого морского самолета нового поколения по программе MMA (Multi-mission Maritime Aricraft). За его основу был взят гражданский самолет Boeing 737-800. Однако, для выполнения более агрессивных маневров, на самолет устанавливается усиленное крыло от модификации Boeing 737-900.
18.


Конечно, P-8 очень сильно отличается от своего гражданского собрата. Были проведены меры по усилению фюзеляжа, крыла и оперения для выполнения самолетом более сложных маневров и всепогодных миссий. А в комплекс бортового оборудования включено множество специальных систем.
19.


На самолете была установлена система дозаправки в воздухе. Приемное отверстие расположено наверху фюзеляжа прямо за кабиной пилотов. В систему управления также были внесены изменения. Так например в кабине имеется выключатель, который активирует режим ASW (Anti-Submarine Warfare) - противолодочный режим полета, при котором самолет способен совершать маневры с креном 45°, в отличие от принятых на обычных самолетах семейства 737 - 28°. Так же для удобства работы экипажа были упразднены некоторые системы. Например, экипаж может отключить систему предупреждения о полете на высоте ниже 1000 футов (305 метров) с убранными шасси и закрылками.
20.


Индийский вариант P-8 был специально адаптирован под требования ВМФ Индии. Он включает в себя ряд систем, разработанных и произведенных в этой стране. С левого борта на самолете написано Военно-морской флот на английском языке - NAVY.
21.


А справа тоже самое на Хинди - नौसेना.
22.


Крыло самолета имеет законцовки в стиле Boeing 767-400ER вместо стандартных винглетов, которые ставятся на гражданские самолеты 737.
23.


На крыле, вертикальном и горизонтальном оперении используется новая электромеханическая антиобледенительная система - Electro-Mechanical Expulsion De-icing Systems (EMEDS). Принцип основан на вибрации передней кромки из нержавеющей стали. Вибрация осуществляется с помощью электроприводов, установленных в передней кромке крыла и оперения и происходит с достаточной силой, чтобы удалять лед толщиной от 1,5 мм. Данная технология используется на некоторых бизнесс-джетах, а также на беспилотном самолете “Global Hawk”.
24.


Еще одной отличительной особенностью гражданского самолета от военного является наличие узлов подвески вооружения под крылом самолета. Носок каждого пилона также оборудован электромеханической антиобледенительной системой - EMEDS. На 4 точки подвески можно закрепить противокорабельные ракеты воздушного базирования AGM-84L “Harpoon Block II”.
25.


В качестве силовой установки на самолете используется два турбовентиляторных двигателя CFM56-7B с тягой на взлете 12380 кгс.
26.


Из-за большого электропотребления на самолете необходим более мощный источник энергии. В связи с этим на каждом двигателе установлен генератор мощностью 180 кВА. Для сравнения, на регулярных самолетах 737-800 используются генераторы мощностью 90 кВА. Из-за немного больших размеров нового генератора, на корпусе двигателя с одной стороны имеется выступ.
27.


Кроме этого на двигателе усилена коробка приводов, электропроводка, а так же проведены меры по усилению пилона.
28.


29.


30.


31.


На капоте двигателя имеется стандартная надпись, обозначающая зоны безопасности вокруг работающего двигателя во время технического обслуживания. Опасной зоной является пространство перед двигателем на расстоянии до 4,2м от воздухозаборника.
32.


И на расстоянии 4,2 метра от него на фюзеляже самолета нанесена полоса, обозначающая эту зону безопасности. На ней написано “Опасно! Риск проглатывания”.
33.


Ну и конечно, одним из самых больших отличий этого самолета от гражданского является наличие бомболюка в хвостовой части фюзеляжа.
34.


На 5 точек подвески могут устанавливаться малогабаритные 324-мм противолодочные торпеды Mark 54, а так же глубинные бомбы.
35.


За бомболюком расположены отверстия для запуска радиогидроакустический буев.
36.


Хвостовая часть фюзеляжа сильно отличается от регулярных самолетов 737. Единственно, что осталось неизменным, это сопло ВСУ и расположенный над ним воздухозаборник для охлаждения масленого радиатора вспомогательной силовой установки.
37.


38.


Снизу хвостовой части смонтирована “пятка”, предохраняющая хвост от повреждений при взлете и посадке с большим углом тангажа.
39.


Она установлена рядом с дверью доступа к ВСУ и ее обтекатель частично залазит на дверь.
40.


41.


Одним из основных отличительных компонентов самолета P-8I от P-8A является наличие детектора магнитных аномалий (MAD) - AN/ASQ-508A компании CAE. Он расположен в длинном белом обтекателе в самом хвосте самолета. Как и на P-3 “Orion”, он используется для поиска подводных лодок под водой путем улавливания искажений магнитного поля вокруг них.
42.


Ну и огромный интерес вызывает блок, установленный под хвостовой частью самолета. Это система ESM (Electronic Support Measures) - система для обнаружения, идентификации и определения местонахождения сигналов облучающих радаров. Так же здесь установлены датчики системы MWS (Missile Warning System) - системы предупреждения о ракетном нападении. Это два небольших окошка, похожих на линзы фотоаппарата.
43.


Такие же окошки расположены в обтекателях на правом и левом борту фюзеляжа. На каждом из них есть небольшая надпись “window may be hot” - окно может быть горячим, что говорит о том, что в системе используется лазер.
44.


Прямо за нишей основных опор шасси расположен большой обтекатель, в котором находится радар, входящий в систему ESM, о которой говорилось выше. По бокам от него находятся антенны системы SPS (Sonobuoy Positioning System) - системы позиционирования и связи с радиогидроакустическими буями. Так же здесь расположена трубка слива топлива.
45.


С другой стороны находится антенна дециметровых (UHF) и ультракоротких волн (VHF).
46.


Шасси самолета не изменилось. На шлиц-шарнире расположен демпфер гашения колебаний, чтобы избежать эффект “шимми”.
47.


48.


49.


Ну и еще одна особенность военного самолета - почти полное отсутствие иллюминаторов. Но для ведения визуального наблюдения на обеих бортах фюзеляжа имеются окна, размеры каждого из которых намного больше стандартных иллюминаторов 737.
50.


На киле находится антенна для приема сигнала от всенаправленного азимутального радиомаяка (VHF Omnidirectional Range - VOR), а на самом конце киля в обтекателе установлена антенна спутниковой связи компании INMARSAT.
51.


И завершает экспозицию мокрая птица )))
52.


Самолет P-8I "Neptune" должен заменить советские противолодочные самолеты Ту-142МЭ, которые когда-то были закуплены для ВМФ Индии в количестве 8 штук. В 2009 году Индия заключила контракт с компанией Boeing на создание и постройку восьми противолодочных самолетов P-8. Первый самолет был передан заказчику 19 декабря 2012 года. Это седьмой самолет из этого заказа. Работы идут по графику, и в этом году контракт будет выполнен полностью.

Ну и в конце - компоновочные схемы самолета P-3C "Orion" и P-8A "Poseidon". Найти схему самолета P-3 было совсем не сложно. А вот со схемой самолета P-8 возникли большие проблемы. Очень сложно было отыскать ее в хорошем качестве с читаемыми номерами и текстами. Обе картинки могут разворачиваться до оригинального размера.
53.



54.



Вот такие дела.

seattle, p-8i, p-3, p-8a, usa, lockheed, pae, p-8a poseidon, споттинг, компоновка P-3, США, museum of flight, paine field, 737, neptune, poseidon, противолодочный, самолет, p-3 orion, orion, p-8, компоновка P-8, lockheed martin, boeing 737, самолеты, p-8i neptune, boeing

Previous post Next post
Up