ПсиПол: психополитическая триада

Sep 22, 2011 13:48

Тезис: политика воленс-ноленс

Неужели кто-то всерьез уверен, что медицина, психология, литература, культура и ПОЛИТИКА - это разные и никак не связанные области жизнедеятельности?

И кому-то надо объяснять, что все это переплетается, сплавляется и вживую соединяется в общественном организме и в каждой отдельно взятой душе и теле?.. Что, например, количество алкоголя на душу и тело населения данной страны в данное время в значимой степени зависит, среди прочего, от того, какого качества люди пребывают у власти?..

В любом народе есть психопаты и невротики, наркоманы и алкоголики, убийцы и самоубийцы, несчастные и уроды. В любом народе полно дураков и более чем достаточно подлецов и хищных зверюг. Никакой общественно-экономический строй, никакая форма правления и никакой правитель до сих пор, при самых благих намерениях и самых разумных действиях, не смогли искоренить или хотя бы нейтрализовать это отягощение человеческой природы - наследие эволюции и всей истории нашего вида. Но есть колебания и тенденции, есть больше и меньше, есть туда и сюда. При одних правителях народ пьянствует больше, при других меньше. При одних больше убийств и самоубийств, при других меньше. При одних воруют и берут взятки вовсю, при других реже и осторожнее. При одних культура и наука идут на подъем, при других деградируют. Жестокость и насильственные преступления нигде и никогда не переводились, но бывали места и времена, где и когда они значимо уменьшались, а бывали и противоположные.

Почему при одних так, при других эдак, при одних туда, при других сюда?.. Откуда берутся хаммурапи, нероны, калигулы, гитлеры, сталины, маоцедуны, полпоты? А как возможно стало чудо Эхнатона, как расцвел и погиб великий Улугбек, как продержался на плаву императорской власти нравственный гигант Марк Аврелий? Или, уже в наши времена, такая светлая личность, как Вацлав Гавел? Или отслуживший два срока первый президент постсоветской Болгарии Желю Желев, с которым я имел радость общаться лично еще в бытность его преследуемым диссидентом и получить в подарок запрещенную книгу «Фашизм» - превосходный курс патоанатомии тоталитарных режимов. Он жил тогда в захудалом районе Софии, в крохотной квартирке, похожей на закуток бомжа, и каждый день с веселым спокойствием ждал ареста.

Колебания степеней и форм зла, большие или меньшие просветы добра в темном людском месиве… Вариабельность эта, может быть, и таит в себе еще не найденные ключи к очеловечиванию человечества.

Позволительно ли размышлять о природе власти и людях власти не только людям, стоящим у власти, и обывателям, но и психологам и врачам?.. Думаю, не только позволительно, но и необходимо. Как и историкам и культурологам. Как и генетикам и зоологам. Как и священнослужителям и писателям, не говоря уж о журналистах. Все связано со всем, все влияет на все. В плавильном котле влияний на душу и тело человека еще и экономика, история, образование, религия, экология и еще много-много всего…

«Доктор, не лезьте в политику, это не ваше дело, вы не имеете к этому отношения».

Да не лезу я в политику - это она в меня лезет, лезет, как и во всех. ТВ или радио включишь - лезет, газету откроешь - лезет, в интернет войдешь - лезет. Человек на прием приходит с личной проблемой - лезет политика из него, лезет через него, лезет через проблему. Только сам человек, большей частью, об этом не ведает.

Мое дело. Работаю с человеческим сознанием и подсознанием - работаю СВОИМ сознанием и подсознанием. И политики работают с этим и ЭТИМ же. Психотерапевты работают, главным образом, с отдельными людьми или небольшими группами, политики - с массами, но результаты на некоем уровне пересекаются. Методы у психотерапевтов с политиками тоже частично, в некоей плоскости, совпадают (рациональное убеждение, внушение и гипноз, ролевые воздействия…) Цели же - разные и как правило противоположные. Честному врачу-психологу приходится по мере сил выправлять вывихи сознания и залечивать язвы подсознания у людей, зомбированных и травмированных своей жизненной средой, а среда эта, воленс-ноленс, насквозь пронизана политическими влияниями. Помним мы и недавние, не совсем минувшие времена, когда политика и психиатрия вступили в противочеловеческий бандитский альянс…

Аристотель на тысячелетия вперед определил человека как «политическое животное». Политика - область человеческих отношений, граничащая с областью нечеловеческих отношений. Въезд туда и сюда безвизовый, граница открыта. Если кто-то объявляет себя «вне политики», то это либо наивное заблуждение, либо не очень наивная ложь. И на необитаемый остров человек приносит с собой свою психологию, свой менталитет, вылепленный историей и режимом, в котором он произрос. Но, слава Богу, человек все-таки не компьютер, и не все в нем программируется извне.

В начале прошлого века мой дед Аркадий Клячко, гражданин Российской империи, был озабочен судьбой сербов, им в это время приходилось как-то особо тяжко. Боролся за интересы сербов, организовывал помощь им, собирал пожертвования, писал страстные призывы, статьи… Никакой в этом не было у него корысти (кормящая профессия - ювелир), никаких личных причин, знакомств и пр.

Я, когда узнал об этом через много лет после его ухода из жизни, разбирая семейный архив, - сперва недоумевал: дались деду эти сербы, с чего он на них засекся?…

Попозже понял: встречаются на свете представители семейства неравнодушных, люди с широким общественным темпераментом. Дед мой таким был и судьбу сербов принял к сердцу только поэтому. Выбор души… Что до меня, то я далеко не вполне таков, лишь иногда прорывается.

(Продолжение следует)
Previous post Next post
Up