Это был 2009 год. Недельная командировка в Казахстан, организованная казахстанским посольством в Беларуси, подарила мне и еще нескольким белорусским журналистам много разных встреч и впечатлений. Но самые яркие - конечно же, от новой столицы страны - Астаны, потрясающего сочетания восточных и западных традиций. И -- той основательности, с которой казахстанцы подходят к любому, даже, кажется, незначительному, делу.
А потом в моей жизни появился МАЗ. И «Дакар».
Но лично я тогда болела не только за нашу команду «МАЗ-СПОРТавто», но и за полюбившийся мне Казахстан, дебютировавший на «Дакаре» немногим раньше белорусов.
В 2012-м казахстанская команда «Астана» буквально «прогремела» на весь мир. Второй раз участвуя в ралли-марафоне, ее пилот Артур Ардавичус сумел покорить «дакаровский» пьедестал почета. Третье место в классе грузовиков - казалось, это неслыханная удача! Тогда как иные даже к финишу годами идут…
Как это удалось казахстанцам? В то время этот вопрос себе задавали многие. И строили предположения… А сегодня - о «Дакаре», о себе и о своем пути к успеху, а также о белорусской раллийной команде в эксклюзивном интервью рассказывает сам Артур АРДАВИЧУС.
Блиц-опрос:
Ваше любимое блюдо?
Белорусские драники
Самое яркое воспоминание детства?
Новый год, костюм зайца с 1-го по 11-й год жизни.
Каждый Новый год - в костюме зайца.
Самое трудное в жизни решение?
Затрудняюсь ответить.
Самый желанный новогодний подарок?
Дед Мороз мне его еще не принес
-- В нынешнем году команда Astana Motorsports (это название она получила буквально на днях - авт.) вошла в профессиональный Президентский спортивный клуб «Астана». Как это, Артур Андреевич, отразилось на жизни команды в целом и на ее подготовке к финальной гонке сезона - «Дакару-2014»?
-- Быть частью профессионального Президентского спортивного клуба «Астана» (далее Клуб) -- это большая честь и ответственность для нас, а также результат многолетней работы всей команды, включая самих гонщиков, команды тех.помощи и административных менеджеров.
С этого года у нас также появилась дополнительная поддержка со стороны Клуба. Это означает, что мы должны показывать не только красивые и стабильные гонки, но и топовый результат. Итоги уходящего спортивного сезона являются тому доказательством - практически во всех международных автоспортивных соревнованиях этого года экипажи команды занимали места в первой десятке, или добивались очень близких к этому показателю результатов.
Однако самая главная для нас гонка впереди. Это, как Вы знаете, «Дакар». Именно здесь достигаются самые яркие победы и значимые результаты.
-- С чем, на Ваш взглядсвязано такое огромное внимание к автоспорту в Казахстане?
-- На каждой гонке мы помним о том, что защищаем цвета нашего флага и представляем честь страны на арене мирового спорта.
На сегодняшний день, благодаря победам велокоманды «Астана», победам Олимпийских чемпионов из Казахстана, нас знают и любят не только на арене мирового автоспорта, но и во всем мире. Автоспорт, как и остальные спортивные дисциплины, - это одна из возможностей для национального спортивного бренда «Астана» быть популярным и узнаваемым во всем мире.
-- Astana Motorsports в этом году успешно дебютировала в трак-рейсинге. Все Ваши болельщики никогда не забудут успех Артура Ардавичуса на «Дакаре-2012», желают команде новых успехов на самой знаменитой в мире раллийной трассе. Но вдруг такой неожиданный поворот к совершенно иной дисциплине…
-- Благодарю за теплые отзывы. Выиграть «Дакар» вновь -- это мечта каждого гонщика. И мы, в том числе, будем стремиться ее достичь и повторить наш успех.
Что касается трак-рейсинга, то это новая веха в истории развития нашей команды. Это возможность покорить новые спортивные вершины, раскрыть еще больше свой спортивный потенциал. Кроме того, моя личная цель на трак-рейсинге - в течение двух лет поставить флаг Казахстана на подиум этого популярного вида соревнований, чтобы нашу страну знали как можно больше людей во всем мире.
-- В жизни команды в уходящем году произошло еще одно важное событие - смена грузовика…
-- Изначально предполагалось, что это будет Tatra c кабиной DAF. Однако в процессе постройки нового грузовика мы решили изменить концепцию, и теперь у нас Tatra c капотной версией Yamal.
Новый грузовик Tatra по прибытии в Южную Америку выкрасят в корпоративные цвета
национального спортивного бренда «Астана»
(Фотографии предоставлены пресс-службой команды Astana Motorsports)После «Шелкового пути» возможности ездить на новом автомобиле не было. Сразу же после постройки грузовик из цеха отправился в порт на погрузку. Процесс знакомства с Tatra еще не закончен. Я никогда не ездил на капотном грузовике. Поэтому предстоит все наработки объединить воедино, чтобы как можно быстрее понять и вывести автомобиль на его максимальные возможности.
-- Поменялся не только грузовик, но и состав экипажа. Механиком на Tatra поедет чех Радим Капланек. Как удается членам экипажа преодолеть языковой барьер? И как лично Вы оцениваете их готовность продемонстрировать слаженность действий в условиях гонки?
-- Нам достаточно трех слов, чтобы понимать друг друга (улыбается -- авт.). Наш новый механик - высококлассный специалист и интуитивно чувствует автомобиль. Это как раз тот случай, когда уместно выражение «меньше слов - больше дела».
Экипаж слажен, все его члены - настоящие профессионалы своего дела, и это не первый «Дакар» для нас. Мы готовы «дать бой» на самой главной гонке планеты и показать не только красивую борьбу, но и стабильный результат.
-- Astana Motorsports выставляет на ралли-марафон четыре экипажа. Каким составом отправляется в Южную Америку команда?
-- Покорять «Дакар» под национальным спортивным брендом «Астана» отправятся четыре экипажа команды - три легковых и один грузовой. В категории внедорожников поедут: пилот Айдын Рахимбаев и штурман Владимир Демьяненко, получившие стартовый номер 356, на автомобиле Proto Overdrive; пилот Бауыржан Исабаев и штурман Габдулла Ашимов под стартовым номером 368 на аналогичной машине; пилот Денис Березовский и штурман Игнат Фальков под номером 413 на автомобиле Nissan.
Что касается категории грузовиков, то здесь нашу страну будут представлять: пилот Артур Ардавичус, штурман Алексей Никижев и механик Радим Капланек. Экипаж поедет на новом грузовике Tatra под стартовым номером 542.
Техническую помощь на бивуаке команде Astana Motorsports оказывает Czech Dakar Team.
С нами также едет терапевт, который будет восстанавливать нас после тяжелых нагрузок и контролировать наше физическое состояние, чтобы мы от первого до последнего дня гонки чувствовали себя комфортно и могли вести настоящую спортивную борьбу.
-- Артур Андреевич, какие задачи ставит перед собой Ваша команда на предстоящий «Дакар»? Кто ваши основные соперники в категориях внедорожников и грузовиков?
-- Основная задача для нас - это дойти до финиша, показав красивую гонку и уверенный, стабильный результат.
Многие команды и экипажи являются для нас достойными соперниками, с которыми интересно соревноваться.
-- Как складываются ваши взаимоотношения с белорусской командой «МАЗ-СПОРТавто»? Как Вы оцениваете ее успехи?
-- Ребята очень быстро нарастили свой темп. Сегодня они являются лидерами. После успешного выступления на «Шелковом пути» они стали основными конкурентами для всех. Прекрасно ориентируются, знают мех.часть. Это ребята, которым я доверяю. Они оказали большую помощь на "Дакаре-2013", когда, жертвуя своим временем, их «техничка» доставила мой безнадежно поломанный автомобиль на бивуак. Чувство сплоченности у них не отнять. Под управлением опытнейшего командного руководителя - Валерия Козловского эта команда будет на высоте и добьется своего. Приятно видеть, как ребята выросли и теперь дают бой тем, кто еще пару лет назад не обращал на них внимания.
-- Что нужно для того, чтобы подняться на дакаровский пьедестал почета? В чем секрет Вашего личного успеха - успеха для очень многих неожиданного?..
-- Чтобы победить «Дакар» -- нужно там жить, чувствовать атмосферу этой гонки. Это борьба, настоящая спортивная борьба. И это то, что нужно многим гонщикам.
Самый главный секрет - сосредоточиться на гонке, отбросив весь груз житейских проблем, совладать со своими эмоциями после очередного сложного спецучастка и всегда держать ситуацию под контролем. Это абсолютно другой мир - стоит лишь завезти двигатель автомобиля. И самое важное - уважать соперников и никогда не думать, что ты круче их.
-- Какую роль среди «слагаемых успеха» Вы отводите тренировкам?
-- Тренировки - это основа будущего успеха и результата. Это начало твоих спортивных побед, ведь именно на тренировочных сессиях проверяется не только техника, но и спортивные потенциал и возможности гонщиков.
В этом году мы прошли все основные и необходимые тренировки перед «Дакаром» -- в условиях высокогорья, песчаные тренировки, кардионагрузки, тренировки в условиях повышенной температуры, ведь маршрут «Дакара» разнообразен, и нужно быть готовым ко всему.
-- Артур Андреевич, говоря о гонке, мы, прежде всего, говорим о соперничестве. Но есть ли тогда на гонке место дружбе и искренности?
-- Спорт - это не только дух соперничества. Это также и чувство сплоченности, командной работы, ощущение единства. Со многими командами мы дружим. Мы чему-то учимся у них, они -- у нас. Делимся советами и поддерживаем друг друга во время гонки.
-- Что для Вас «Дакар» -- игра, шоу, риск?..
-- «Дакар» для меня - это настоящая спортивная борьба. Это мечта - проходить эту гонку снова и снова, стремиться к новым победам, не только в спорте, но и над самим собой.
-- ...Но для пилота это ведь - еще и груз ответственности не только за результат, но и за жизнь и здоровье тех, кто с ним в кабине. Что помогает снять напряжение после очередного стартового дня?
-- Конечно, ответственность за свой экипаж огромная. Нужно заставлять себя отдыхать, чтобы на следующий гоночный день выйти в полной боевой готовности. Снять напряжение помогает не только отдых, но и мысль о том, что за тебя болеют тысячи людей, они поддерживают, верят в тебя, и это стимул для того, чтобы достойно пройти следующий гоночный день.
«Дакар», добавлю, -- это еще и своеобразная «болезнь». Мы даже сняли фильм под названием «Синдром «Дакара», в котором подробно рассказывается о жизни и духе гонки изнутри. Фильм можно посмотреть в Интернете. Это особый адреналин, который стоит испытать лишь раз - и ты вновь выходишь на старт. Ты живешь с этим «синдромом», и именно он подталкивает тебя к новым высотам и к новым победам.
(Автор статьи выражает благодарность посольству Республики Казахстан в Республике Беларусь и лично второму секретарю посольства Республики Казахстан в Республике Беларусь г-ну Марлену Бабашеву за содействие в подготовке данного материала).