Эскапизм: куда мы стремимся?

Nov 08, 2008 17:59

          Непосредственно к теме игры примыкает тема эскапизма.  Эскапизм - один из главных мотивов игры, основной "двигатель" игрока (независимо от типа игры).  Но эскапизм гораздо шире - он не сводится лишь к игре.  Попробуем рассмотреть эскапизм углубленно, даже не как протсто социокультурный феномен, доходя до причин самого эскапизма. Итак, эскапизм - уход от действительности. Так ли это? Нет, конечно. Это поверхностное, примитивное определение - из действительности уйти нельзя. Значит имеется в виду негативный образ жизни, негативная ситуация, а также психический дискомфорт. Потребность в эскапизме есть у всех. Это показывает глубинное недовольство каждым своей жизнью, а зачастую - самим собой. По сути само наличие эскапизма - тревожный синдром. Желание уйти от негатива жизни, выйти за пределы зла рождает иллюзии и фантазии. может не так уж натянуто сравнение религии с наркотиком? Я уверен, человеку довольному жизнью не нужно в качестве средства эскапизма ни то, ни другое. Вспомните "сухой закон". Причину пьянства пытались найти в самом алкоголе. И ничего не вышло. В деревне пьют не потому что водку любят - а от мрака жизни. К ряду способов эскапизма можно причислить не только компьютерные игры, сексуальную одержимость, мистические медитации, но даже самоубийство. да, именно самоубийство. Человек думает, что хуже ему уже не будет - и уходит. А вдруг там чтото есть? Думаю, если бы человек четко представлял себе, что такое небытие, самоубийств было бы меньше. Остается только имя человека. Такой своеобразный эскапизм в никуда. Не подумайте, не я это выдумал - почитайте Сенеку, Эпиктета. Собственно, это стержень стоической доктрины. Последнее прибежище страждущего - смерть, крайний выход. Но культура не приняла стоицизма. Религиозные фантазии намного привлекательнее.
         Мои рассуждения об эскапизме несколько сумбурны. Но мы уже наткнулись на важную тему. Христианство изначально народная религия, но потом его поддержали и стали насаждать императоры. Глупо было бы искать в христианстве легитимизацию и сокрализацию  имперской власти - язычество делало это намного лучше. Не в том ли дело, что христианство помогает человеку сбежать в выдуманный мир? Ранний эскапизм уже проявил свои основные черты - кто ищет эскапизма, более податлив социально. Кто в Риме бунтовал? Гладиаторы! Рабы! То есть люди действия, люди, у которых не было возможности мечтать. Их недовольство обретало вещественную форму, протест становился опасным для власти и порядков. С течением времени власть и идеология всё больше внимания уделяли эскапизму. Но никогда так не поощрялся эскапизм, как начиная со второй половины 20 века. Массовая культура - торжество эскапизма. В ход идут и старые и новые средства. Даже реальная деятельность превращается в форму эскапизма (занятие спортом, чтение, вплоть до работы, в которую некоторы прячутся). Итак, современный человек - раб цивилизации, раб власти (государства), раб Мегамашины. Для него придумано куча видов эскапизма. Если какой-то вид деятельности становится опасным, его трансформируют в разновидность эскапизма, коммерциализируют и дискредитируют. Чтобы придать большой игре устойчивость, каждое действие стараются лишить серьёзности. О том, как это делается, как работает современная идеология, я буду писать отдельно. Здесь важно то, что "уход" от негатива действительности интегрирован в современную общественную систему. плюрализм позволяет предложить виды эскапизма - как виды туристического отдыха - на любой вкус. Кстати, туризм тоже является видом эскапизма. Появляются и причудливые виды типа даунфишинга. Иногда виды эскапизма воюют, например - церковь выступает против сексуальной распущенности. Задача идеологии - затемнить саму суть эскапизма. Человек должен не лишиться политической активности, а лишиться своего мнения или, по крайней мере, сил отстаивать его. В древности религия примиряла индивида с миром Божьим, с природой и судьбой, сегодня религия и игры примиряют его с человеческой реальностью. Не думайте что социум менее тяжел, чем стихия и голод. Древний человек бы и не подумал о самоубийстве, современный - сплошь и рядом. Если бы не множество видов и всеохватность эскапизма - даже страшно подумать, сколько бы самоубийств было. Стабильность общества просто была бы подорвана. Анализируа формы, проявления и причины эскапизма, мы можем сделать только один вывод. Современный человек глубоко неудовлетворен жизнью. Он уходит с головой в игру не потому что ему нечего делать, а потому что ему противен мир, и он недоволен собой.  Когда мы говорим об игромании или наркомании, мы забываем что причина не в играх и не в наркотиках. "Всё не так, ребята..." - что добавить к словам Высоцкого? Да, и ни церковь, ни кабак...  Сами игры, сами формы эскапизма становятся фальшивыми и утрачивают привлекательность. Человек уже не чувствует отгороженности стеной. Да, рай за стеной и крепкими воротами. А наши иллюзии отделены от жизни тонкой пленкой. Человек, играя или читая фэнтези, понимает, что завтра на работу... Ошейник раба снять невозможно. Бессонница напоминает о нашей беспомощности. Стрессы и депрессии заставляют прибегать к эскапизму - и никто этому уже не удивляется. Сто лет назад играющий взрослый (в одиночку) был бы нелепостью. Всего сто лет, и то что только лежало в семенах - бурно взошло.
      Наше с вами сидение в ЖЖ тоже часто - эскапизм. Но плох ли он? В эскапизме нет ничего плохого, это как сон уставшего организма. И чем хуже жизнь, тем больше потребность. Вопрос в том, куда, во что, как уходить. и как осмыслить эскапизм и сквозь него - свою жизнь. Может быть жизнь в сказке притягательна потому, что она подлинней реальной? Там есть простота, героизм. настоящая любовь, красота, будущее... Не слишком ли мы в своей цивилизованности отошли от человеческой природы? не стали ли виртуальные миры привлекательнее окружающего? не больше ли эмоций даёт игра? Подобные вопросы заставляют задуматься. И может не стоит ругать эскапизм, даже если его культиируют для идеологии и выгоды.  мне кажется что лучше подумать о возможности создания ненужности эскапизма. То есть исправлении реальности. Не природной - человеческой. Тогда и необходимость в эскапизме отпадет.
Кстати, вспомню в связи с этим физический эскапизм - уход из города в деревню, в лес. Замечательно описан подобный уход от людей в рассказе Джебрана Джебрана "Буря". Отшельник в буре - не религиозный отшельник. Это тот, для кого суровая жизнь в пещере, наедине с природой предпочтительнее общества. Я думаю, он сам не так этому рад - и приобретая случайного собеседника, доволен избавлением от одиночества. Такой "отшельник" не против людей. Он просто не может принять общества, это бегство, а не пренебрежение, не религиозное молитвенное уединение. такие люди в жизни редко встречаются - добровольные Робинзоны. Ну вот жил в кологривском лесу мужик 18 лет. Почему ушел? он заходил к людям, но жил постоянно в лесу. Торо в 19 веке несколько лет прожил в лесу - почитайте замечательную книгу "Уолден". Что-то в этом есть.. не зря так любят Робинзона! Читая, мы как бы входим в него и становимся добровольными отшельниками. Привлекает нас, конечно, не бегство, мир природы, естественность поведения! Робинзон трудится в поте лица. Да. Но на себя! Он не учится, не ходит на работу, не стоит в пробках, не ругается в толпе. Он свободен - не абсолютно, он свободен от человечества. Он вне игры. И мы мечтаем оказаться в его шкуре. Не знаю, как вам. А мне всегда Гекльберри Финн из знаменитой парочки нравился больше. Да он и в своём роде пример (дурной - с точки зрения общества) для Тома Сойера. Многие через путешествия достигают какого-то приближения к Робинзону, уподобляются Геку и Тому, плывущим по реке. Это, конечно, тоже эскапизм. Но особого вида. Человек не просто остается в реальности, он приближается к природности. Становясь Робинзоном, он плывет в рай, а не фантазирует о нём, вставив в уши наушники и врубив музыку, валяясь на диване. Такой активный эскапизм, иногда коллективный, есть нечто новое. Это подрыв монополии нашего образа жизни. Появляется желание навсегда остаться Робинзоном, не вернуться в цивилизацию. Конечно, если я начну высказывать еретические мысли, меня сейчас же закидают камнями, вали в свои пещеры...  перебираться в пещеры подожду, а задавать себе и окружающим неудобные вопросы - не перестану. Прежде чем бежать, стоит подумать, а не выиграет ли от этого тот, кто финансирует эскапизм? Вот я, сидя за компом, написал этот пост, думая о необитаемом острове (кстати я пробыл однажды на таком островке 4 дня)... Может моя болтовня и  вас наведет на новые мысли!

ценности, общество

Previous post Next post
Up