Город: зерно цивилизации.

Dec 06, 2010 19:45

      Прежде всего, нужно ответить на два вопроса.  Что возникло раньше - город или государство? Что следует считать городом?  Порядок вопросов не главное, точнее, лучше ставить оба вопроса одновременно: в зависимости от ответа на один меняется ответ на другой. Если идти от исторических фактов, точнее - от данных археологии, то следует отдать приоритет городу. Первым исследователем, сделавшим акцент на роль города в становлении цивилизации, был Гордон Чайлд, заговоривший в 1950 году о "городской революции".  Действительно, перестройка социума на городской тип поселений происходит резко, рывками. Но я и здесь бы говорил об изменениях по типу реформ. Многоступенчатых реформ. О каких же городах речь? Под городом для периода 8-4 тыс. до н.э. следует понимать большое поселение. Но не любое поселение, а компактное поселение (большие группы домов известны уже в доземледельческом неолите). Город - это группа строений, комплекс. Этимология русского слова нам может только помешать. У нас "город" значило укрепленный центр, замок. Но город не обязательно огорожен. Даже и на Руси городом был больше посад, чем кремль.  Помня о характере первых городов, следует по-новому формулировать определение. Примем следующее. Город есть компактная группа обитаемых строений. Появление первых городов на несколько тысяч лет предшествует появлению государств. И это первенство вовсе не только хронологическое. Почти все государства выросли из феномена, названного городом-государством (полис - в Греции). И роль города с возникновением государства не исчезла. Город стал концентратом цивилизации, её сердем. Особенно столица-мегаполис, метрополия.
        Первоначально город был земледельческим центром. Земледелие чаще всего осуществлялось на полях за пределом города, а ремесло развивалось в городе. Раннеземледельческие поселения представляли собой группу лепящихся друг к другу домов. Или даже - помещений, потому что стены порой делили жилища, подобные современным комнатам. Планы ранних городов наглядно показывают комплесный характер этих поселений.  Здесь оседлость доведена до абсурда. Постоянным жилищем может быть и хижина, но основное в жилище - человек. В городе первичен сам город. Человек - обитатель, случайная единица муравейника. И центром (возможно - сердцем) муравейника служил храм. Это особенно важно, потому что органов власти и тем более правителя, по всей видимости, ещё не было. Интересно, что уже в древности мыслили город, как цивилизирующий центр, источник культуры, иначе говоря - источник цивилизации /см. Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. М.,1980. с.111./ Учёные и философы уделяют этому недостаточное внимание. Шпенглер специально выделяет город как основу цивилизации. "Решающим и не оцененым по достоинству фактом является то, что все великие культуры были городскими. "Высокий" человек второго тысячелетия - это животное, строющее города. /.../ Мировая история - это история городского человека. Народы, государства, политика и религия, все виды искусств, все науки основываются на одном древнейшем феномене человеческого существования - на городе"/Шпенглер Р. Закат Европы. Т.2. Пер. с нем. Минск,1999. с.113./
       Почему я поставил город прежде религии? Потому что религии ещё не было. Были верования, которые объединяют с религиями типа христианства или ислама по недоразумению. Основой верования был культ, почитание каких-либо природных сил (которые олицетворяло божество). В городе на место одинокого шамана пришла жреческая корпорация, и всё же религия ещё не возникла. Позднее город становится и административным центром. А вот торговым центром он был с самого начала. Некоторые городские поселения попросту жили торговлей. В первую очередь, это относится к древнейшему известному городу - Иерихону, возраст которого превышает 10 тысячелетий. Уникальным Иерихон делает обнаруженная система укреплений (широкий ров), внушительная каменная башня (неизвестно, была ли она единственной, или это часть стены). Оборонительная система указывает на то, что жителям города было что охранять, торговля дала им немалые богатства и хорошо кормила. Долгое время большинство протогородских и городских поселений не укреплялось, но со временем стена стала основным элементом города. 
       Роль раннего города (4-3 тыс. до н.э.) обобщает Е.В. Антонова. "Возникновение городов и формирование государств взаимосвязано теснейшим образом. Вряд ли можно сомневаться, что в Месопотамии - это две стороны одного процесса. В городе сосредоточены важнейшие центральные функции: здесь находится администрация, пока, по всей видимости, связанная с храмом главного бога "нома" - его религиозным центром. Через город идет перераспределение произведенного в "номе" продукта, здесь концентрируется ремесленное производство для внутреннего потребления и обмена. Город возник в ходе распада связей, основанных на родстве, и он же стимулировал этот процесс, как и поцессы дальнейшей социальной дифференциации. Центральную роль в этих процессах в интересующую нас эпоху играли храмы." /Антонова Н.В. Месопотамия на пути к первым государствам. М.,1998. с.100./. Социокультурная сторона ранней урбанизации достаточно подробно рассматривается в малотиражной монографии Сайко "Древнейший город" (1996). Жалко, что акценты смещены на производство и экономику. Необходимо детальное исследование влияние урбанизации на характер связей в обществе и на психологию человека. 
       "Мы должны во всей полноте вообразить себе изумление дикаря, который впервые посреди ландшафта встречает это нагромождение камня и дерева, с вымощенными камнем улицами и площадями, коробки странной формы, в которых кишмя кишат люди" /Шпенглер, там же, с.113/. Что важнее всего в городе? Многолюдие и скученность. По двум важнейшим демографическим параметрам осуществлен радикальный сдвиг. Город перенаселен с самого момента своего появления, при том в ту эпоху, когда средняя плотность населения Земли была минимальна, несколько человек на квадратный километр. Городской человек сильно отличается от человека земли (что дикаря, что земледельца-крестьянина). Стресс в городе достигает максимума, поведение человека трансформируется до неузнаваемости. Всё большее значение приобретают правила поведения, особенно сдерживающие, провозглашаемые от лица богов. Городской человек привыкает к искусственному миру, к отсутствию природного ландшафта. Его сознание устремлено на формальные межчеловеческие взаимоотношения и сферу культуры (мифы, обряды...). Определяющим фактором является демографический, но последствия прослеживаются во всём. И в образе жизни, и в здоровье, и в поведении, и в мышлении человека, и в том, что человек создает. Город породил человека современного типа. Именно поэтому город есть основа цивилизации.
      Роль города в становлении государства, которое со временем станет костяком цивилизованного человечества, незаменима. Протогосударства на основе племенных союзов быстро распадались, если не начиналось строительство городов. А наиболее частой формой первичного государства являлся сильный город с зависимыми территориями . Каждый город получил правителя, а система отношений правителей соединяла цепь городов в государство. "Микенское царство представляло собой конгломерат небольших городков (полисов, или вастю), группировавшихся вокруг дворца-цитадели, резиденции ванакта." /Андреев Ю.В. Раннегреческий полис (гомеровский период). Л.,1976. с.52./ Римская империя, как бы она ни разрасталась, - это в прежде всего сам город Рим и римское гражданство. А до 3-2 тыс до н.э. городские государства были единственной формой государства. Древнейшие - в Шумере. Но и позже город-государство существует наряду с царствами. Греция пошла по тому же пути, только позже Передней Азии и Междуречья. Город - базовая форма цивилизации, зерно цивилизации. Позднейшие огромные империи опирались на городские центры. Хотя государства занимали большую территорию, почти вся "жизнь", то есть активность, была сосредоточена в городах. Даже у кочевников Золотой Орды, как оказалось, существовали значительные города. Город становится опорой государственной структуры и одновременно носителем цивилизационных начал.
       Город становится родиной. "Город в это время был равнозначен родине и рассматривался не просто как комплекс построек и земельных участков, а как объединение жителей с определенным соотношением рабов и свободных" /Римшнейдер М. От Олимпии до Ниневии во времена Гомера. Пер. с нем. М.,1977. с.67./  Человек города - не родственник и даже не сосед другому, он объединен с другим чисто формально, внешне. Отсюда берет начало индивидуализм цивилизованного человека. Человек города приспосабливается не к природной среде, а к городу и его культуре, становясь её носителем (и переносчиком). Цивилизованные горожане не понимают "дикарей" и считают, что строя города и неся другим народам цивилизацию, они совершают благое дело.

Избранная литература по раннему городу:
Антонова Н.В. Месопотамия на пути к первым государствам. М.,1998. с.96-100.
Сайко Э.В. Древнейший город: природа и генезис (Ближний Восток 4-2 тысячелетия до н.э.). М.:Наука,1996. 207с.
Сайко Э.В. Формирование древнейших городов и становление раннеклассового общества (методологические аспекты). // От доклассовых обществ к раннеклассовым. М.,1987. с.177-197.
Мелларт Д. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. Пер.с  англ. М.,1982.
Брентьес Б. От Шанидара до Аккада. Пер.с  нем. М.,1976.
Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. Пер. с англ. 2-е изд., испр. и доп. М.,1990. с.87-113.
Дьяконов И.М. Люди города Ура. М.:Наука,1990.
Андреев Ю.В. Раннегреческий полис (гомеровский период). Л.,1976. 142с.

история, город, цивилизация

Previous post Next post
Up