Матриархат у тода. С приложением (из книги Шапошниковой)

Jan 02, 2009 00:43


      Кто такие тода, я уже рассказал вкратце в посте http://drevniy-daos.livejournal.com/17301.html  Думаю многих интересует - какие они? А они весьма любопытны, и сами по себе, и потому что мало у какого народа сохранились в 20 веке такие обычаи. Полиандрия - крайне редкое явление. А у тода что не копни, то особенность. И если не всё уникально по сравнению с другими племенами, то непосредственно для нашего восприятия описание их обычаев - почти как описание образа жизни аборигенов луны. Я думаю, то что племя тода не изучали очень пристально и научно - большая ошибка. Тода живут в Индии, и воспринимаются нами как индусы, но у них мало общего с индусами. Зато много общего с ранними земледельцами и скотоводами Передней Азии, в том числе с древними евреями. И много оригинальных обычаев, не вписывающихся в схемы. Нас, думающих что только сейчас молодые люди получили свободу выбора пары, а девушку уже не ждут неприятности за добрачные связи, многое в обычаях племен может удивить. Матриархат для нас - вообще странная сказка. А брачные обычаи могут шокировать при всей нашей "незакомплексованности". Для нас с вами главным будет не "удивить" себя, а выявить то, что отличало общество тода. Что потеряли мы в своём развитии цивилизации. /Извиняюсь за обилие и длину цитат, думаю они достаточно интересны./

Тода, как я уже говорил, надо изучать как параллель к раннеземледельческим культурам Передней Азии. В 9 тыс. до н.э. начало развиваться гончарное производство, глина используется и как строительный материал. Для скотоводов глина очень нужна - им без сосудов никуда, хотя на Востоке и использовались бамбуковые сосуды. А отсутствие колеса роднит тода с древними культурами Мезоамерики, инками, к примеру.  Эпоха ранних земледельцев и скотоводов - эпоха, когда мужчина-охотник отходит в тень и женщина становится в обществе важнее. Причем замечательно, что в таких обществах с глиной имела дело женщина. "Женщина, создающая формы вещей, уподоблялась, в соответствии с мифологией двуречья, богиням-матерям, лепящим людей из глины, причем лепка эта сближалась по смыслу с рождением женщиной ребенка. Эпоха, когда изготовление сосудов было исключительно делом женщин, совпала у древних земледельцев с периодом преобладания женщинв той части обрядовой жизни, которая была связана с представлениями о плодородии, благе общины."  (Антонова Е.В. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии. М., 1984. с.126). Общества неолита имели свои привлекательные черты, которые в последующих государственных формах были потеряны. "Культуры неолитического периода характеризовались наличием разнообразных украшений, отражающих заботы ранних земледельцев о своём внешнем благообразии" (Массон В.М. Первые цивилизации. М., 1989. с.73).  Но племенная культура отлична от культура ранних государств, даже городов-государств. Культура племени ближе к культуре кочевников, но при этом есть и черты оседлой культуры. Отсюда прочность построек, стабильность общественного уклада. Горы - особая среда, создающая особое общество, не зря в Китае легенды о загадочных "идеальных" поселениях часто связывали с горами (к примеру "Персиковый источник" Тао Юань-мина). 
       Мы имеем дело не с первобытным племенем, а с племенем, уже прошедшим стадию цивилизационной революции, по В.Г. Чайлду - "первой революции, которая трансформировала человеческую экономику, дала человеку контроль над его собственным запасом пищи".  Тем интересен контраст с нашим сознанием, мировоззрением, системой ценностей, общественными стереотипами. Нас будет интересовать у тода отношение к деньгам, система брака. И конечно, их характеры и образ мыслей. Религию думаю рассмотреть отдельно. Сейчас только отмечу сходство религии тода и ранних земледельцев Передней Азии, например поселения Читал-Гююк (7-6 тыс. до н.э.). Вспомним что писал Пеликен: "Богиня Такерзши - божество тода. Ей молятся, чтобы она защитил тода во всех случаях жизни и в ином мире. " (из его описания тода, приведенного в прошлом посте). Сравните фразу Дж. Мелларта о религии в Читал-Гююке: "Святилища служили, очевидно, для отправления культа плодородия. Главной целью религии было обеспечение благополучия и жизни в этом и загробном существовании". (Мелларт Д. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. Пер. с англ. М.,1982.с.91). Практически дословное совпадение. И так же в переднеазиатских культурах бытовал культ богини-матери.
Матриархат у тода (точнее его остатки) соответствуют переднеазиатскому матриархату. Хотя тода скотоводы, а не земледельцы, мировоззрение схожее. "Лишь у земледельцев женщина стала не только прародительницей и основательницей матрилинейного рода, но и главой семьи, так как она возделывала землю. Ей подчинялись животные и вегетационные силы растений. Как родоначальница и носитель жизненной силы, от которой зависит ежегодный расцвет и умирание растений, она воплотила в себе круг представлений о жизни и смерти, находящихся, с нашей точки зрения, в непримиримом противоречии друг с другом" (Брентьес Б. От Шанидара до Аккада. Пер. с нем. М.:Наука,1976. с.72). Итак, загадочный матриархат. Оказывается, он совсем не первичен? Трудно сказать однозначно. У шимпанзе главенствуют самцы, но у карликовых шимпанзе бонобо (наиболее близких к человеку) - самки. Возможно что бытовали и племена с преобладанием матриархата, и патриархата. Наиболее известной и авторитетной отечественной книгой о матриархате, хотя и во многом устаревшей, является монография М.О. Косвена "Матриархат: история проблемы" (М.-Л., 1948. 329с.). К ней и отсылаю любопытных. В другой книге Косвен пишет о матриархате следующее. "Замечательной чертой брака при матриархате является то, что заключается он преимущественно по инициативе женщины, а не мужчины. девушки при матриархате свободно выбирают себе мужа. У одного из племен алгонкинов в старину девушка сама начинала свататься к понравившемуся ей молодому человеку. через какое-нибудь третье лицо. Если результат был благоприятным, она начинала ежедневно приносить своему жениху пищу, делая это примерно в течении одного месяца. затем, после несложных церемоний, мать невесты сооружала для неё отдельную хижину рядом со своей и муж переселялся к жене. Вообще заключение брака при матриархате бывает обставлено самой несложной обрядностью. вместе с тем эта примитивная свадьба весьма оригинальна и выразительна. Так, у североамериканского племени чокта свадебный обряд состоял в следующем. Жениха и невесту помещали в двух отдельных смежных хижинах. Отмеряли расстояние в 200-300 м., в конце которого укрепляли шест. По сигналу выпускали невесту, которая бежала во всю прыть к шесту. Когда невеста уже успевала пробежать часть пути, выпускали жениха, который должен был догнать невесту до того, как она добежит до шеста. И от невесты зависело, дать или не дать жениху эту возможность. Хотя брак заключался с обязательного предварительного согласия девушки, ей всё же представлялась возможность, добежав первой до места и не дав жениху догнать её, выразить этим свой отказ от вступления в брак. Ещё проще заключение брака у одного из меланезийских племен на острове Добу. Молодой человек начинает посещать девушку. Если они хотят закрепить эти отношения, то утром выходят и садятся вместе на циновкеперед входом в хижину в присутствии матери девушки. Собирается народ и молча смотрит. К этим молчаливым "смотринам" и сводится вся церемония. публика расходится и молодые начинают жить вместе. Подобные примитивные "свадьбы", повидимому, являются выражением перехода к индивидуальному браку и вместе с тем дают место свободному волеизъявлению со стороны невесты" (Косвен М.О. Очерки первобытной культуры. 2-е изд. М., 1957. с.127-128). Так же легко при матриархате осуществляется и развод, хоть о нем и обьявляют. Порой весьма забавно. У племени кхаси в северо-восточной Индии о состоявшемся разводе обьявляет по селению особый глашатай. Он идет и кричит: "Слушайте, такие-то развелись. Эй ты, молодой человек, ты можешь пойти и полюбить такую-то, а ты, девушка, можешь любить такого-то. Теперь нет помех!". Отношения между супругами скорее товарищеские, и конечно, никакому мужу не пришло бы в голову обидеть жену.
Одна черта роднит тода с древними евреями, где был распространен так называемый "левират" - вдова обязана или имеет право (!) выйти за брата своего умершего мужа, а этот брат, если свободен, либо имеет право, либо обязан в таком случае жениться на ней. То что я считал по наивности (читая в юности библию) неким насилием над женщиной, приравниванием её к вещи - видимо является пережитком матриархата. Никакого унижения женщины здесь нет. У тода женщина часто выходит замуж сразу за нескольких братьев.

Приложние.
Устная традиция тода не сохранила ни упоминаний о человеческих жертвоприношениях, ни сведений о ритуале ликвидации женского потомства. Отцы тода, видимо, не были столь агрессивны и беспощадны, как раджпуты или кхонды. Каждое племя имеет свой характер. Мягкость, присущая тода, могла сыграть свою роль и в войне между отцами и матерями. Война эта ещё не окончена. Отцы племени ещё не превратились в законченных патриархальных деспотов. Слово "мать" для них по-прежнему значит многое... (с.123)
- Ну а если он откажется? - спросила я.
- Как "откажется"? - Мой собеседник явно не понимал вопроса.
- Ведь может такое случиться, - попыталась обьяснить я, - что женщина ему не понравится, да и к тому же она скоро станет матерью, а ребенок явно не его.
Мгновением позже я почувствовала, что сказала нелепое и даже страшное. Ибо мутикен несколько раз безпомощно хватил воздух ртом, а в его широко открытых глазах плеснулась боль. я не ошиблась. Это было выражение физического страдания, как будто его самого неожиданно и грубо ударили. наконец он снова обрел дар речи.
- Как? Как? - почти шепотом произнес он. - Кто смеет отказать матери? Кто? - И эта произнесенная шепотом фраза громко и резко отозвалась у меня в ушах.
Вопрос, который я задала Мутикену, не представлял ничего особенного с моей точки зрения. Речь шла о "незаконных" отношениях между мужчинами и женщинами Тартар и Тейвели. женщина на седьмом месяце беременности, возвращаясь в свою фратрию, должна выбрать себе мужа. Я предположила, что мужчина может отказаться от такого предложения. И вот реакция... "Кто смеет отказать матери?". Неосторожно заданный вопрос опозорил меня на всё племя. Мне пришлось приложить немало усилий, чтобы восстановить свою репутацию К моему раскаянию отнеслись недоверчиво. "А в твоем племени отказывают матерям?" - подозрительно спрашивали меня. (с.124)
Женщина ждет ребенка, а кто его отец - неизвестно. И цивилизованный обыватель, пуская слюни от удовольствия, начнет вопить: "Позор!". "Кто смеет осуждать женщину за то, что она мать?" - скажет тода. У тода никто не смеет. Их культура примитивна, она не достигла "высот" современной цивилизации. Женщины тода, храня традиции матриахального прошлого, пользуются полной свободой до замужества. Отцы племени ещё не посягнули на эту свободу. Она ставит женщину в равное положение с мужчиной. "Общественное мнение" в таких случаях всегда на стороне женщины. "Она станет матерью, - говорят тода. - пусть будет благословение Такерзши над ней". И женщина, ждущая ребенка, самая завидная невеста для тода. мать детей, чьи бы они ни были, достойна всяческого уважения и почитания. (с.124)
Такое бережное отношение к женщине, и особенно к матери, отмечали многие, кто побывал у тода на протяжении последних ста лет. /.../ Действительно, мужчины тода выполняют самые разнообразные работы и по дому, и по уходу за буйволами. Они выгоняют стадо на пастбище, доят буйволов, приносят в дом воду и дрова, зажигают очаг, а иногда и готовят пищу. В мандах тода мне не раз приходилось наблюдать любопытные сцены. например, мужчина сбивает масло, а рядом сидит в рассеянной задумчивости его жена. Или мужчина кормит детей на глазах спокойно вышивающей жены. (с.126)
Живя около трех месяцев в племени тода и имея возможность близко наблюдать их жизнь, я ни разу не видела, чтобы мужчина грубо обошелся с женщиной. Поднять руку на женщину или выругаться в её присутствии - позор, который человеку не удастся смыть до самой смерти. За это могут даже изгнать из племени. Поэтому женщины нередко выступают в роли арбитров и примирительниц во всякого рода мужских ссорах и даже драках. (с.127).
Если женщина выделяется своим умом и рассудительностью, то её преимущество признается всем племенем. Тода хорошо помнят и хранят истории о таких женщинах. Так, лет пятнадцать назад самым умным человеком в племени считалась женщина по имени Катчери. Как рассказывают, ни одно дело в племени не решалось без её участия. "она была главным судьей среди тода, - сказал мне старый Нельдоди, - и ни один мужчина не мог с ней сравниться ни по уму, ни по справедливости". Племя до сих пор помнит и другую женщину, по имени Синарс. О её красоте и уме сложены легенды. Синарс являлась членом совета тода, и её слово было законом для всего совета. (с.127)
конфликты могут возникнуть в семье и там, где муж почитает и уважает женщину-мать. Тогда женщина требует развода. развод у тода - дело обычное, и никто в этом ничего предосудительного не находит. Никто не может препятствовать женщине уйти к другому. мужчина же может требовать развода только в двух случаях: если жена глупая или не желает выполнять то немногое, что обязана делать по дому. Супружеская неверность поводом для развода служить не может. Инициаторами большинства разводов являются матери. (с.128)
У скромной и молчаливой Ликипуф оказался твердый характер.
- Я не люблю, - говорит она, склоняясь над вышивкой, - когда мужчина приходит и говорит: "будь моей женой". ко мне два таких приходили. Я их прогнала. Разве прилично, когда мужчина говорит такие слова? Он должен ждать, - Ликипуф кладет очередной стежок на путухкули. - женщина сама его выберет. В твоем племени нет таких мужчин? - Она поднимает голову и испытующе смотрит на меня. я бормочу что-то невнятное, делая вид, что плохо её понимаю. (с.132)
У тода существует два вида полиандрии: так называемая матриархальная, когда мужья не связаны между собой родственными узами, и фратернальная. В последнем случае жена старшего брата автоматически становится женой младшего. Брачной церемонии у тода нет. (с.134)
С обоюдного согласия мужей-братьев и их жены в семьюдопускается ещё один "партнер". статус такого партнера несколько отличается от статуса "законных" мужей. Он свободен от уплаты выкупа, может посещать женщину в доме её мужей но прав на её детей он не имеет. Его дети остаются в семье "законных" мужей. Вместе с тем у такого партнера существует ряд преимуществ. В большинстве случаев он выполняет супружеские обязанности 2вне очереди2, согласно собственному желанию. женщина признает такого рода преимущества и нередко предпочитает партнера собственным мужьям. Мужья не имеют права вмешиваться в её отношения с этим человеком. Однако по прочно установившейся традиции партнер может посещать женщину не чаще одного раза в месяц. Когда он приходит, то оставляет свой посох у дверей хижины. По этому посоху мужья узнают, что у их жены гость, и не входят в хижину. (с.135)
Казалось бы, что поддерживать мир в полиандрической семье сложно и трудно. Однако в таких семьях редки ссоры и конфликты. Здесь соблюдается строгая очередность в исполнении супружеских обязанностей и слово женщины нередко является решающим для её мужей. (с.136)
Как бы медленно не двигалось время в стране тода, но оно всё-таки идет. /.../ В последние годы на смену полиандрии приходит моногамная семья.  (с.136)
Женщина должна быть матерью - такова древняя традиция матриархальных времен. Патриархат тоже устанавливает традиции - мужчина должен быть отцом. Дети принадлежат его роду. И поэтому на стыке этих двух периодов и возникла своеобразная церемония "пурсутпими" /*о ней в книге Шапошниковой речь идет раньше,с.144/. Если ты женщина - ты мать, если мужчина - ты отец. Этим сказано пока всё. Слова "муж" и "жена" отсутствуют в лексиконе тода. Но пусть представительт развитой цивилизации не усмехается снисходительно, узнав об этом. Настоящее тода - его прошлое. Оно неразрывно связано с ним. (с.145).

племена, этнография, тода

Previous post Next post
Up