Американский фильм "Остров": будущее как идеологический инструмент.

Jul 08, 2009 21:38

      Не знаю, многие ли из вас видели фантастический фильм "Остров",  вышедший в 2005 году. Фильм совсем незаурядный, хотя конечно, и не уровня "Матрицы", особенно по степени известности.  Режиссер Майкл Бэй, в главных ролях - Эван Мак-Грегор и Скарлетт Йохансон. Рецензия Алекса Экслера - по большей части является изложением сюжета, впрочем,  и здесь существенно упрощается то, что мы можем увидеть  http://www.exler.ru/films/22-08-2005.htm   Достаточно прочесть слова "однако Бэй снимал все-таки не социальную драму, а традиционный боевичок", как всё становится понятно, Экслер недолго думая, воспринял фильм как боевик и не хочет видеть в нем ничего иного. В то время как элемент боевика - внешний, больше для завлечения зрителя, для эффектности.  Некий Денис Данилов,  другой рецензент, наоборот, именно в том, что фильм совсем не примитивный, побуждающий думать - увидел  причину его "провала": http://www.filmz.ru/pub/7/5426_1.htm   Добавлю о своём личном открытии, которое я сделал при повторном просмотре - "Остров"  явно создан по следам "Матрицы", более того - в полемике с ней. Но об этом чуть позже.





Начну с краткого пересказа сюжета. Фильм о будущем, и уже тем привлекает внимание. И хотя он не является по сюжету постапокалипсисом, отсылка к теме явно имеется.  Действие происходит в некоем замкнутом мирке, огромном здании, где есть всё необходимое для жизнедеятельности.  Но мирок этот не бедный, он футуристически технологичен и даже эстетичен. Металл, стекло, пластик, сияние. И белая одежда у всех "жителей". Большинство людей - которых видим весьма немало - молодые, в районе 30 лет. Каждый имеет свою персональную комнату со многими удобствами. Люди едят, занимаются спортом, но мало общаются - это не поощряется. В поселении не демократия - всем заведует "главный", охранники, врачи, персонал. Изначально всё напоминает гигантскую больницу, и почти так оно и оказывается на самом деле.  Странным кажется запрещение контактов между мужчинами и женщинами, но первые мысли - что перед нами некая антиутопия, странное общество будущего.  Есть ещё одна важнейшая деталь - всем жителям внушается, что снаружи здания всё заражено вследствии некой экологической катастрофы. Из динамика звучит  смешная фраза "Уровень внешнего заражения 85 процентов". Все этому верят, хоть и не помнят ничего, якобы теряют память. Но мало кто задается вопросами и пытается осмыслить что и почему. При этом им говорят, что есть незараженный остров, и счастливчики (их определяет лотерея) попадут на этот остров. 
       Дальше главный герой случайно узнает, что всё вокруг - обман. Внешнего заражения нет, якобы уплывающих на остров - убивают. И не просто убивают - а с целью извлечения жизненно важных органов (для пересадки людям, чьими клонами являются жители "больницы"). Для того, собственно, их и держат. Наконец, уже вместе с героиней Йохансон главный персонаж созерцает картину, которая вконец портит нам впечатление от этого уютного поначалу мирка: ряды "изделий" в каких-то круглых тарелкообразных пузырях.  После этого парочка сбегает и дальше начинается самый обычный - и довольно скучный по большей части - боевик, с немалым количеством ляпов. Кончается всё хепиэндом: герои не просто сохраняют жизнь и перспективу безбедного существования, но и освобождают всех из этой своеобразной тюрьмы, совершив настоящий "подвиг", то есть убив кого можно из "плохих" и взорвав что удалось взорвать. 
      Не понимаю, почему люди не видят связь с трилогией Вачовски. Мне зависимость кажется очевидной. Вторая и третья часть "Матрицы" вышли в 2003, Остров - спустя  всего два года.  Посмотрим на содержание, и увидим, что фильм не просто отсылает к Матрице, но по сути является Матрицей наоборот. Во-первых, людей так-же выращивают, как и в Матрице, это - клоны.  Причем визуальное сходство устройств по выращиванию и рядов "коконов" максимально. Разница только в том, что в Матрице человек не выходит из кокона. Как и внутри матрицы, мир вокруг в Острове - за пределами огромного помещения - иллюзорен, не такой, каким его показывают. Но если в Матрице скрывается экологическая катастрофа и чудовищное положение людей, внушается что всё хорошо, жизнь якобы течет как всегда, то в Острове скрывается отсутствие катастрофы и благополучие человечества. Далее, главное совпадение, которое мне совсем не кажется случайным - дело происходит в колоссальном подземном бункере. Как не вспомнить город Зион в Матрице, последний город свободных людей. Таким образом, мир матрицы и город людей меняются местами: мир матрицы нормален и никакой катастрофы не было, мир подземного города - мир людей, погруженных в иллюзию.  Первое, что полемично с Матрицей - никакой мистики, никакого супермена (мессии), всё вполне рационалистично и материалистично. Второе - машины не только не вышли из-под контроля, они прекрасно повинуются и позволяют решать почти любые задачи. Машины процветают во внешнем мире, а в бункере - ещё больше. Характерно и то, что "прототип"-заказчик, копией которого является главный герой - конструктор катеров, вроде бы творческий человек, но напрямую связанный с техникой.  Итак, миф о возможном бунте машин - по Матрице - в Острове отвергнут. Третье. Линкольн, как и Нео, первоначально ничего не понимающий человек, как все, ослепленный иллюзиями. Но если Нео, как слепого, ведут Морфиус и Пифия, то Линкольн действует вполне самостоятельно.  И Линкольн доказывает, что он человек, а не сверхчеловек, подобно Нео. В целом можно сказать, что фильм оптимистичный. Он видит зло - но видит его в корыстных и циничных людях, а не в машинах и программах.
      В чем я вижу идеологичность Острова? В том, что он с помощью хитрого хода избавляет от тревоги о будущем. Будущее - почти такое же, как и настоящее.  И те, кто пугает грядущей катастрофой сейчас - автоматически становятся похожими на тех, кто манипулирует людьми в бункере, дезинформируя их. При всей разнице и даже антагонизме с Матрицей, оба фильма сугубо антиэкологичны. Что ещё у обоих общее? Правда силы и кулака - кто сильнее, тот и прав, а потому правый должен быть сильнее и хитрее. Главная свобода - информационная и свобода перемещения. В обоих фильмах  нам дают хепиэнд, но если вдуматься, то это спасение людей, но не решение их проблем. В Матрице люди не получили чистую землю и не "выиграли" у машин, в Острове - клоны не получили никаких прав и их будущее неясно.
И хотя зло в Острове - американское, спаситель - тоже американец. Американская идеология сохраняется при всех вариациях, даже если президент (как в Острове) плохой.
      Вот какие мысли породил этот на первый взгляд не особо идейный фильм. Совсем не нейтральный  боевичок. Нас всех попытались успокоить: апокалипсиса не будет, остальное - прилагается.

кино

Previous post Next post
Up