Jun 12, 2009 15:35
По вопросу природы человека, специфике человека, соотношения социального и биологического написано совсем не мало. Но почему-то везде считается возможным четко разделить сферу социальноного/культурного/цивилизационного/рационального и сферу животного/инстинктивного/биологического/чувственного. Здесь желаемое явно выдается за действительное. Ни в одном человеческом поступке невозможно выделить социальное и природное поведение, а также и мышление. Иногда социальное - просто форма инстинктивного, иногда социальное идет вразрез с инстинктивным. Изучение человека должно дополняться осмыслением, а этого науки дать не могут. Этология, построенная на биологии, не сможет объяснить поведения человека. Вместо простого прикладывания схем поведения животного к человеку, следовало бы детально проследить каждую форму поведения отдельно, выявить предполагаемую его основу в человеке как организме. Начать такое исследование лучше всего, на мой взгляд, через изучение сферы инстинктов. В последнее время постоянно сталкиваюсь с тем, что люди совершенно не понимают, что такое инстинкты. Насчитывают единицы инстинктов, хотя на деле их сотни, если не тысячи; называют "инстинкт самосохранения" - главным инстинктом, хотя такого инстинкта нет и быть не может. По поводу инстинктов можно и нужно очень многое сказать, хотя этим далеко не будет исчерпываться тема биологического в человеке. К примеру, мало кто задумывается, что любые ценности имеют биологическую основу. Вне тела, вне организма и присущих ему инстинктов нет ни ценностей, ни мотивации. Любые теоретические обоснования ценностей и мотивов вторичны.
Как я уже указывал, философия должна больше уделять места телу и всем его проявлениям, в том числе и в сфере мысли. Как часто мы рассматриваем биологическое сквозь призму социального, и как редко - социальное и психическое в свете биологического. Имеющийся перекос нуждается в исправлении.
человек