Зодчий коростенского вокзала

Feb 28, 2016 16:17


Александр Васильевич Кобелев - краткая история жизни



Александр Васильевич Кобелев - гражданский инженер, архитектор, член-корреспондент Петербургского общества архитекторов.

Родился 27 июля 1860 года в Царском селе (ныне г. Пушкин) в семье офицера. Первоначальное образование получил в 3-й военной гимназии в Санкт-Перербурге, в 1880 году поступил в Петербургский институт гражданских инженеров (в наше время - Санкт-Петербургский  государственный архитектурно-строительный университет).
    Окончив училище в 1887 году, был направлен в Киев для технических занятий в Общество Юго-Западный железных дорог. Здесь он служил младшим инженером технического отделения службы ремонта пути и зданий.
        В течение первого года работы составлял проекты, однако уже на следующий год он получил серьёзное задание. Кобелев был назначен руководителем работ по расширению станции Казатин. По его проекту было возведено здание пассажирского вокзала. Также он управлял постройкой военного министерства и новой уманской ветви на этой же станции. После постройки казатинского вокзала (1888-1890 гг.), зодчего перевели на должность старшего архитектора управления Юго-Западных железных дорог. Позже был  назначен заведующим отдела гражданских построек.
        В 1890 году участвовал в расширении станции Киев как сверхштатный архитектор, с  1891 г. - исполнитель работ.
        С 1896 года был заведующим архитектурным отделением технического отделения дорожной службы. Титулярный советник, состоял при МВД. В 1896 переведён в министерство путей сообщения.
        Помимо многочисленных железнодорожных объектов, в 1890-х годах построил ряд сооружений сельскохозяйственной выставки 1897, среди которых был концертный зал и 6 павильонов. Они, к сожалению, не сохранились.
        В 1898 году на закрытом конкурсе проектов комплекса Политехнического института (КПИ) занял второе место, а через два года заменил победителя этого конкурса Иеронима Китнера в управлении строительством.
        Кобелев возглавлял архитектурный отдел в Российском Техническом обществе. С 1899 г. начал преподавать в КПИ. В 1901 году стал заведующим и почётным попечителем школы десятников строительного и дорожного дела.  С 1912 года - декан инженерно-строительного отделения Киевских политехнических курсов, профессор.
Александр Васильевич был выдающимся педагогом,  написал много научных статей и докладов. Является автором учебника «Общая гражданская архитектура» (1907).

Произведения Кобелева отличает удачная интерпретация разных исторических стилей:
  • итальянский ренессанс - помещения конторы Государственного банка (1902-1905 гг.) Спроектирован в соавторстве с Александром Вербицким;
  • неоромантизм - здание Дворянского и Крестьянского банков в Полтаве (1906-1909 гг.);
  • неоклассицизм - сооружения Высших женских курсов и Киевского отделения Русского технического общества (1914);

Проживал Александр Кобелев Киеве, где 30 сентября 1942 года и скончался в возрасте 82 года. Похоронен на Лукьяновском кладбище.

По проектам Кобелева возведено более 200 сооружений разных назначений. Среди них:
  • вокзалы на станциях Коростень (не сохранился), Бендеры, Сарны;
  • железнодорожные больницы в Киеве, Жмеринке;
  • элеватор на станции Винница (не сохранился);
  • Школа одноклассная на ст. Раздельная (1887-92);
  • Железопрокатная мастерская на ст. Киев (1887-92);
  • Перегрузочная контора для иностранных товаров при таможне на ст Граево (1887-92);
  • Увеличение пассажирского здания на ст. Казатин и Попелюхи (1887-92);
  • 2 жилых дома, водонапорная башня и здание для электрических машин на ст. Казатин.

В Киеве были построены:
  • Здание Нацбанка (совместно с А. М. Вербицким, надстройка третьего этажа в 1935 году совместно с архитектором В. Рыковым);
  • Здание Киевского отделения Российского технического общества (1914);
  • Здание для Киевских высших женских курсов (1913);
  • Киевский коммерческий институт  (сейчас НПУ им. Драгоманова);
  • Здание Земельного банка (1903, сейчас Киевская телефонная станция);
  • Доходный дом (ул. Сечевых Стрельцов , 12);
  • Доходный дом проф. Г. Г. Де-Менца ул. Олеся Гончара, дом 44 (неоготика);
  • Здание железнодорожной лаборатории (№ 3/8);
  • Здание сиротского приюта (1900, № 1/5);
  • Часовня в Кирилловской больнице (1902);
  • Здание мужской гимназии в Сквире (1909, г. Сквира, ул. Богачевского).


историческая тематика и личности

Previous post Next post
Up