Команда "место" и охрана вещей

Dec 02, 2008 13:52

Собственно говоря, я как то в квартире место для собаки не определял, обычно они сами определяли себе дома место. В основном это было такое место где они никому не мешались. Я не раз замечал, когда им становилось скучно то они наоборот, выбирали, самое казалось бы неподходящее место, где всё время об них приходилось запинаться. Навык же "место" - я отрабатывал на вещь, это очень устраивало меня, так как я мог обозначить место вещью и собака всегда находилась там, что на улице, что дома, потом я нахожу очень полезным и удобным навык "место" для отработки выдержки, мне приходилось отучать своих собак не реагировать на других собак, т.е. клал собаку у вещи и при подходе других собак подавал команду "место", пресекая его попытки бросится на собаку, и т.д.

В дополнение к отработке навыка место и отработки охраны вещи


ВОЗВРАЩЕНИЕ НА МЕСТО (КОМАНДА „МЕСТО!") Навык на команду «Место!» необходим при обслуживании, перевозке и специальной дрессировке собаки. Условными раздражителями являются команда «Место!» : жест - выбрасывание прямой правой руки вперед ладонью вниз(на высоту пояса) в направлении того места, куда должна вернуться собака, с одновременным выпадом правой ноги. Безусловные раздражители - легкие рывки поводком, лакомство.

Прием этот отрабатывается после выработки у собаки навыка на команду «Лежать!». Делается это следующим образом. Дрессировщик, имея собаку на удлиненном поводке, укладывает ее около себя и кладет перед ней хорошо знакомый предмет (но только не апортировочный). Обозначив, таким образом, занимаемое собакой место, он вторично подает команду «Лежать!» и отходит от собаки на 5-6 шагов. После небольшой выдержки собаку подзывают и поглаживают. Затем в приказной интонации подают команду «Место!» и делают жест правой рукой. Левой же в это время производят легкие побуждающие рывки поводком вперед и двигаются вместе с собакой к оставленному ею месту. Во время движения 2-3 раза в приказной интонации произносят команду «Место!».

Возвратившись на оставленное собакой место, заставляют ее принять прежнее положение, а затем поощряют поглаживанием, лакомством, восклицанием «Хорошо!». Все эти действия в течение замятия повторяют 3-4 раза.

Если собака без команды покинет занимаемое ею место и побежит к дрессировщику, то ее берут за поводок и, подав в угрожающей интонации команду «Место!», легкими рывками поводка принуждают вернуться обратно. Если же собака выполняет команды четко, то к ней периодически подходят и поощряют ее.

Затем первоначальный навык усложняют. Расстояние отхода постепенно увеличивают до размеров удлиненного поводка, добиваются, чтобы собака ложилась не далее чем в одном метре от оставленного предмета. Совершенствуя навык, вводят работу без поводка, а дистанцию отхода дрессировщика доводят до 15м. Постепенно увеличивается выдержка (на месте до подзыва, около дрессировщика после подзыва, после возвращения собаки на место). Вводится выдержка и в отсутствие дрессировщика, усложняются условия проводимых занятий.

Навык считается выработанным ( но не отработанным), если собака без поводка по первой команде дрессировщика быстро и четко возвращается на ранее занимаемое ею место на расстояние до 15 м, самостоятельно ложится там, не далее чем в одном метре от оставленного предмета и сохраняет выдержку до 5 минут.

При выработке этого навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:

1. Излишне сильные рывки поводком во время сопровождения собаки на место в первоначальный период;
2. Слишком большие выдержки в начале выработки навыка
3. Подкрепление лакомством каждого подхода собаки при под
4. Использование для обозначения места апортировочного предмета или незнакомых собаке вещей.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ----------
Это можно сказать стандартное описание обучения собаки навыку место. И я сомневаюсь, что человек следуя этому описанию, сможет обучить свою собаку этому навыку.
Это скелет описания обучения данному навыку для инструкторов но не как не для любителей.
Давайте дополним его: -
1. Во первых в ведём предмет, которым будем обозначать место ( пусть это будет спортивная сумка, лакомство, которым будем поощрять собаку - полжим непосредственно в сумку )
2. Теперь переходим к обучению собаки подходить и укладываться у предмета по команде «место» Это делается, как указывалось выше при стандартном обучении, но мы несколько дополним этот порядок, а именно - После трёх посылов собаки к предмету находящегося на одном месте, меняем местоположение предмета и опять несколько раз посылаем собаку к предмету, добиваясь подхода и укладки собаки, после чего ещё раз меняем местоположение предмета и повторяем всё с нова.
В одной из книг служебная собака вводится такое понятие - как комплексный раздражитель, т.е. раздражитель, состоящий из нескольких простых. Например, из звуковой команды и зрительного образа (т.е. то, что видит собака). Значит, при смене одной составляющей, значение Звуковой команды может меняться. На пример, собака видит перед вещью на каком то расстоянии человека и пытается броситься на него. Вы подаёте команду «место» заставляя её лежать у вещи, т.е. фактически вы запретили её действия. Раздражители - условный - звуковая команда + зрительные - вещь и человек (Стоящий напротив вещи). Человек берет вещь - вы подаёте команду «место» и принуждаете собаку броситься на человека. Раздражители, опять звуковая команда «место» + зрительные - вещь, поза человека и + РУКА этого человека на вещи. Т.е. одна и также команда приобретает прямо противоположное значение. Именно таким образом я ставлю собак на охрану вещи вот уже более 10 лет. В основном на улицах любитель сталкивается с воздействием на собаку именно комплексных раздражителей и вычленяет какой то один по его мнению главный, а собаку к воздействию этого комплексного раздражителя не готовит, отсюда выводы …… . В дополнению к выше сказанному при отработке навыка «место», большое значение имеет правильная укладка собаки у вещи

Добившись этого, переходим к следующему этапу. Отработка выдержки сам по себе процесс несложный, но нудный. После того как вы добились того, что собака по команде подходит и укладывается около предмета обозначающего место, вы начинаете ходить, меняя темп движения, направление движения, постепенно увеличивая расстояние. А так же и время, нахождения собаки около предмета и плавно увеличивая интервал времени между моментами подачи команд, эпизодически повторяя команду и давая лакомство, но не часто. При попытке собаки встать или уйти, вы препятствуете командой или заново укладываете ее около предмета командой «место». Команда при этом должна звучать резко, сердитым тоном - жестко и твердо. Ни в коем случае не позволяйте себе уговаривать собаку, разговаривать с ней.
Приступая к отработке приема «охрана места», следует помнить, что перед этим вы согласно плану занятий отработали такой прием как «отказ от корма из чужих рук». Под этим подразумевается, что ваша собака воспринимает чужие руки как угрозу, и реакция на эту угрозу выражена в активной форме.
Теперь кладем собаку, подавая команду «место», соблюдая все выше оговоренные правила. Владелец отходит на шаг назад и становится за собаку, поводок необходимо несколько подтянуть, чтобы она могла только встать. Если занятие проводится дома, то место для упражнения старайтесь выбрать так чтобы человек, который будет брать сумку, заходил со стороны входной двери, и собака видела это. Человек начинает, крадучись двигаться в сторону сумки, делая движения руками, как бы приноравливаясь, что бы удобней прихватить сумку. Теперь уместно пояснить,почему дистанция между собакой и сумкой должна быть полтора корпуса собаки. Дело в том, что если сумка будет находиться рядом с собакой, она как бы выпадает из поля зрения собаки, и в тот момент, когда вы будете побуждать ее к активным действиям по охране сумки, как думаете, вы, но собака будет действовать и воспринимать действия как направленные против нее самой, так как она просто не видит вещь и темм более не может связать действия этого человека с вещью. По этому получится, что вы просто натравливаете ее на человека. Так как человек не сможет четко обозначить в ее глазах своих действий направленных на то чтобы отобрать сумку. Вам же надо, что бы действия собаки были направлены именно против человека, посягающего на вещь. По этому собака должна четко видеть его действия связанные с вещью. А этому будет мешать неправильно выбранная дистанция (см. схему). Движения должны иметь демонстративный характер. Если собака проявляет заинтересованность, владелец по ходу действия приема или молча наблюдает, или поощряет правильные действия. Человек начинает брать сумку. Демонстративно раскрывая ее, рассматривая, что в ней находится, перебирая в ней руками, или делает вид, что перебирает в ней. Одновременно поддразнивая собаку, вызывая ее на агрессию. В случае агрессивного поведения, т.е. собака, бросается на него, владелец поощряет собаку к действиям против него, но в то же время, удерживая собаку на расстоянии 1,5 корпуса собаки от сумки.
А теперь позволю себе вернуться к вопросу об инструкторах. Если вы заметили в одном из своих сообщений я упомянул такой навык как "место" и охрана вещи, а также что при отработке данных приемов большой эффект имело применение автомобильной сирены, - и ни одного вопроса, а приём с использованием сирены при отработке не вызвал ни одного вопроса, зато некоторые высказались, как сирену использовали на предмет отучения собаки подбирать с земли, но я имел в виду абсолютно другое.
Во первых возьмём такую вещь как выдержка. Допустим вы добились что собака при Вас подходит по вашей команде "место" к вещи и ложиться - лежит при вас , пока вы не снимете её другой командой, но вам необходимо добиться что бы собака также само лежала и без ВАШЕГО ПРИСУТСТВИЯ. Если Вы удалитесь на достаточное расстояние и скроетесь из поля зрения собаки, вы контролировать события не имеете возможности, а посторонний человек не имеет права командовать вашей собакой, а собака встала допустим и пошла, необходимо пресечь эти действия собаки, если это будете делать вы , то безнадежно опоздаете. А теперь представьте себе - Сирена находиться в сумке обозначающей вещь, Подавая команду "место" вы кратковременно включаете сирену тем самым приучая собаку ложиться около вещи не только по ВАШЕЙ команде, но и по звуку сирены, А в дальнейшем закрепляете так чтобы собака подходила и ложилась у вещи по звуку сирены без вашей команды. Дальше вы выносите пульт управления сиреной за сумку технически это очень просто и удаляетесь, не оборачиваясь. Я как ваш помощник держу пульт находясь на определённом расстоянии, и при попытке собаки встать и уйти включаю сирену - правильно - собака - ляжет у сумки, т.е. я - посторонний имею возможность помочь вам когда вас нет или вы не можете контролировать собаку, не воздействуя не посредственно на неё, следующее так как звук исходит из непосредственно вещи, влияние вещи как раздражителя усиливается, соответственно у вас появляется возможность контролировать действия собаки в своё отсутствие с помощью помощника без его непосредственного воздействия на собаку, т.е. закрепить навык. Мы добивались 6-8 часовой выдержки, почему я и не боялся оставлять собаку, потому что знал, что не уйдет. Это один аспект.
Другой заключается в следующем при охране вещи мне надо очень четко обозначить человека забирающего вещь и как говориться включить на него собаку, особенно когда их несколько, - пульт кладётся в сумку и включается человеком непосредственно берущим вещь. Устал печатать попытайтесь найти другие плюсы а они есть и имеют еще большее значение, чем приведённые выше и более важные. Мы добивались того чтобы собака не включалась на людей имитирующих попытки забрать вещь - до 5 человек, а работала на человека непосредственно забиравшего вещь. Если вас это заинтересует мы можем разобрать эти приёмы и вы сами убедитесь какое значение применение сирены может оказать не только в отработке данных приёмов .
А. Ильинский

охрана вещей, "место", дрессировка

Previous post Next post
Up