Чердачок редактора: выходим в люди

Nov 20, 2013 23:13

Здравствуйте, барышни.

…Чтобы попасть в здание Петербургского Союза писателей на Звенигородской, надо пройти сквозь арку. Арка забрана массивной черной решеткой и всегда закрыта. В решетке есть маленькая калитка, на которой, обернутый в целлофановый файл, висит листок формата А4 с надписью: «Вход в союз писателей здесь». Если поверить и подергать дверцу, ничего не произойдет. Она даже не дрогнет. Нужно дождаться аборигена. И тогда увидеть, как он с усилием начнет тянуть на себя калитку, крепко упираясь ногами в асфальт. Пружина чуть-чуть распрямится, и тут главное - успеть юркнуть за туземцем в щель и сразу же отскочить. Потому что калитка захлопнется с лязгом и, если замешкаться, чувствительно треснет пониже спины…

Сегодня у нас завершающее занятие. Расскажу о литературных порталах, конкурсах и публикациях.



Литпорталы можно найти на любой вкус и цвет. Один из самых больших - проза ру. У тех, кто пишет давно, тут же возникает ухмылка. Как только не называют этот сайт! Авторский могильник. Скопище графоманов. И все-таки, это самый большой русскоязычный сайт для пишущих. На его примере предлагаю нехитрый

КУРС ВЫЖИВАНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОМ ПОРТАЛЕ

Встречаем по одежке: дружелюбность сайта пропорциональна скорости регистрации. Если мы потратили полдня, но так и не смогли активировать аккаунт - смело меняем лавочку - дальше будет только хуже.

Не читаем большевистских газет (зачеркнуто) главных страниц портала. Если рассматривать тексты с главной страницы, как ориентир, можно сбить прицелы. Там печатают странное. В приступе мизантропии можно начать думать: что за бред? это - рекомендуют? Это что, считается лучшим?!
На самом деле, если на портале нет редколлегии, то произведения на главную страницу вытаскивают сами авторы. Не бесплатно. Расплачиваются принятой на сайте валютой: баллами, голосами, а то и рублями. Автор готов заплатить, чтоб оказаться на главной странице. Зачем? Чтобы собрать побольше читателей. Поэтому на обложке сайта не обязательно лучшие тексты. Тут собраны буковки тех, кто потратился на рекламу.

Зарегистрировались. Опубликовали текст. Что дальше? Почему нас не читают?
Без паники. За день на портале, в зависимости от его величины, появляются десятки, сотни, а то и тысячи произведений и толпы новых авторов. Новичку легко затеряться. Что делать?
Читать самим. Не стесняться оставить отзыв на чей-то текст - хотя бы для того, чтоб заявить миру о своем присутствии. Дальше события могут развиваться по одной из схем.

Мармеладная идиллия
Обнаружив, что на наш положительный отзыв незнакомый автор, алаверды, пишет теплую рецензию нам, можно взять за стратегию взаимные нежности.
Понравилось, свежо, зацепило, тронуло, с уважением, симпатией, теплом… (нужное подчеркнуть).
Плюсы очевидны - толпы друзей, среди которых встречаются не только кукушки-петухи, но и вполне милые, общительные люди.
Если наша цель найти единомышленников, которые не пожадничают на теплое слово и задавят массой залетного критика, когда он напишет нам гадость, то золотой ключик у нас в кармане.
Но мармелад - штука липкая, вызывает диатез. И привыкание. Если мы пришли за общением, достаточно написать миниатюру «Одиночество», «Дождь» или «Ангел» - почему-то эти три темы ужасно популярны - и ходить в гости, рассыпая похвалы. Пройдет немного времени, и наше «Одиночество» засветит на макушке рейтинга.
Минус - мы можем так и не узнать, чего стоит наш текст на самом деле. Начитавшись медовых отзывов, тот, кто мог бы нам что-то полезное рассказать, уйдет молча со своей ложкой дегтя, так и не нарушив идиллии.
И вопрос: если использовать литпортал как социальную сеть, где взять время на написание новых историй?

Как правило, на странице каждого автора есть статистика: счетчик прочтений, счетчик написанных и полученных рецензий. Гипер-общительных авторов опознать легко: исходящих отзывов у них больше.

Кликовых дел мастер, или курочка по зернышку клюет
Счетчик читателей позволяет увидеть, сколько людей побывало на нашей странице. А если заглянувший на портале зарегистрирован - мы узнаем имя нашего посетителя. К этому человеку невольно испытываем симпатию: он нас ЧИТАЛ. Замечательный человек. Мы захотим посмотреть, что же он пишет.
…Вот уже несколько лет мне на страницу заходит автор. С интервалом раз примерно в месяц я вижу, как он читает один и тот же мой рассказ. Всегда один. Уже не первый год. Когда я это заметила, озадачилась сильно: что происходит? Так нравится текст? Тогда почему молчит? Или наоборот: рассказ так ужасен, что он не может его забыть и приходит справиться, на месте ли кошмар??!
Изучив этот феномен, я вдохнула с облегчением: и за себя, и за того парня.
Он не читает. Не учит историю наизусть. Не готовит, из месяца в месяц, разгромный отзыв. Это не тайный поклонник, увы, но и, ура, не заплечных дел мастер с критическим дубьем. Ему нет до меня никакого дела. Знание разочаровывает, но и снимает камень с души - а ну как был бы псих, заклиненный на моем тексте?
Нет. Это кликовых дел мастер. Он заходит, открывает текст, тут же закрывает и уходит. Зачем? Чтоб мы его увидели. Зашли к нему, в ответ, и, может, написали отзыв. Почему он все время один рассказ читает? Нууу…. мозг штука тонкая. Какие там нейронные цепочки у него выстроились, какие условные рефлексы образовались. Если за день нужно сотню-другую раз зайти на страницы авторов, которые в он-лайне, выбрать из списка их творений один текст, нажать кнопку… может, и появились с годами нахоженные тропки, вроде моего несчастного рассказа. И это тоже стратегия.

Берем топор, идем в народ
Мы хотим, чтоб читатели прибежали к нам сами? Тогда есть беспроигрышный метод - назваться критиком. Чем страшнее, тем лучше. Беспощадный, суровый, злобный, кровавый, пожиратель текстов или потрошитель авторов - обитатели портала к нам сбегутся, как мухи на пастилу.
Феномен этот я разбирать не возьмусь, это из психологии садо-мазо, плюс любопытство: интересно ведь посмотреть, кому сегодня раскроил череп очередной трепанатор. И, если не нам, приятно. Хотя и обидно: мог бы и заметить…
Минус очевиден - noblesse oblige. Положение обяжет нас читать и разбирать чужое. Свое будет задвинуто в тень. К тому же, если перестараться с критикой, желающих разобрать по косточкам наше, если мы рискнем его выложить, будет достаточно.

Истина, как всегда, где-то посередине. Без фанатизма - это, пожалуй, главный принцип. Хотим - читаем чужое, хотим - нет. Оставляем отзыв, если есть потребность, или проходим мимо. Не вступаем в переговоры с террористами, не кормим троллей и мармеладных Джо.
При таком режиме тоже можно найти единомышленников. Читатели, которым понравится то, что мы пишем, и авторы, которых мы полюбим читать, появятся. Не так резво, как в случае массированных рекламных действий. Но и качество такой дружбы будет иное.
Рецепт прост: быть собой.

Литературные порталы, для примера:

Проза ру: http://www.proza.ru
На прозе созданы прямо-таки тепличные условия для того, чтоб авторы друг друга не обижали. «Защита от троллинга и киберунижения» внесена в устав сайта.
Активная коммерческая деятельность: публикация авторов в сборниках (за авторский счет), конкурсы, издание книг - только плати.
И все-таки, мне удобно хранить тексты там. Их просто публиковать, объединять в сборники, редактировать, удалять (и восстанавливать - эта возможность радует: удаленные тексты остаются в недрах сервера; их в любой момент можно достать обратно нажатием кнопки). То есть, в качестве записной книжки, архива, хранилища текстов сайт вполне пригоден.

Самиздат: http://samlib.ru
Живой и активный портал. Большое количество конкурсов. Сотрудничает с издательствами. Внизу на страницах сайта оптимистично светятся книжки тех, кто из самиздата вышел в печать. Некоторые журналы проводят свои конкурсы именно на площадках Самиздата.

Изба-читальня: http://www.chitalnya.ru
Небольшой, но перспективный сайт. Со временем вполне может развиться в социальную сеть. Есть симпатичная возможность выкладывать аудио-файлы. Незаменимо для поющих или читающих поэтов. Блоги, фотоальбомы, внутрисайтовая почта.
К пользователям дружелюбен.

Пара сайтов, где авторы могут сами сделать и продать свою электронную книжку:

Magru - открытая платформа для электронных публикаций: http://magru.net
Социальная сеть для авторов, с такой же возможностью: http://russolit.ru/

Сайты, которые обещают авторам гонорар за рассказы:

http://1story.ru Один рассказ каждый день
http://prozaru.com ПРОЗА ру.ком: портал русской прозы. Проза и поэзия за рубли. Неопубликованные рассказы и стихи начинающих и непризнанных писателей

Все сайты привела для примера. Есть множество площадок для поэтов, прозаиков, фантастов, пАдонков, детских авторов, эссеистов, юмористов, романистов, критиков, литературоведов и т.д. Если мы знаем, какое окружение хотим видеть вокруг себя, сайт найдется. Поисковые системы да будут нам в помощь!

Барышни, если у вас есть хорошие сетевые площадки, на которых вам нравится размещать тексты - поделитесь, пожалуйста, в комментариях.

ТЕПЕРЬ О КОНКУРСАХ

Тут обязательно хочу дать эпиграф из Пути Художника: «Творчество дает добрые плоды, когда мы чувствуем себя в безопасности и принимаем себя такими, какие мы есть» (Дж. Кэмерон).
Очень прошу: не забываем об этом, идя на конкурс!
Чувство безопасности и принятие себя таким, как есть - именно то, что подвергается там сомнению. Не принимайте, прошу, всерьез всю критику, полемику, выпады в адрес автора или рассказа. И уж, пожалуйста, не считайте занятое на конкурсе место (не важно, первое или последнее) абсолютным критерием качества.
Если чувствуете в себе силы - играйте.
Но осмотрите конкурсную площадку перед тем, как ринутся в бой.

На что обращать внимание:
Характер полемики. Принимаете ли вы конкурсный стиль общения? Где-то требуется изысканный штиль и заглавное «Вы», где-то в ходу ненорматив и «аффтар, выпей йаду».
В «Самарских судьбах» конкурсанты сама любезность. На «Рваной грелке» матерые авторы порой рыдают, как дети.
Анонимность. Там, где ее нет, скорее всего, появятся группы, которые будут проталкивать (топить) знакомых (неизвестных) авторов.
Самосуд или жюри. Мнение профессионалов о вашем тексте - это хороший стимул для игры.
Призы. Чем выше ставка, тем более в ходу принцип «цель оправдывает средства». Искать потом справедливости и расстраиваться, что этот фрукт здесь не растет - дело гиблое. Можно увязнуть в обидах и разборках.

Актуальная таблица сетевых конкурсов есть на портале Дэна Шорина, вот тут:
http://injournal.ru/konkurs.html

Мне нравятся конкурсы ТМ: http://www.kmt.graa.ru/competition.php
Это конкурс фантастики, победитель задает следующую тему. Анонимность. Самосуд, вторым этапом - жюри. Живой форум, завсегдатаи могут сделать разбор рассказа по просьбе автора. Можно узнать интересные вещи.

Самарские судьбы: http://samsud.ru/archive-konkurs
Доброжелательная площадка, в основном принимают миниатюры до 3,5 тыс. знаков.
Осторожно! там поэты и прозаики играют вместе.
Я очень люблю поэтов, но, когда им разрешают разговаривать без рифмы, они становятся гипер-общительными. Поэтому, чтоб их переговорить, нужно масса сил: писать тучи отзывов, тянуть блог, дружиться и т.д. Иначе наш текст утонет в море других креативов. Вообще, как мне показалось, этот портал заточен под экстравертов.

Клео - женский портал, который проводит ежемесячный литературный конкурс: http://www.kleo.ru/items/contest/
Свой круг завсегдатаев и авторов. Чисто женский междусобойчик. Сколько бы мужских ников не мелькало в комментариях, это все - дамы. Барышни бывают милы и ядовиты. Реакция может быть непредсказуемой. Тем не менее, свидетельствую: хорошая школа. Вырабатывает иммунитет к критике.

И О ПУБЛИКАЦИЯХ

Если вы чувствуете, что вещь получилась, не спешите выкладывать ее в сеть. Возможно, ее захочет напечатать журнал, бумажный или электронный.

Социальная карта периодики:
http://injournal.ru/journal/ - здесь можно найти сайты и представительства журналов в социальных сетях.
Карта издательств, тут тоже можно посмотреть явки-пароли:
http://injournal.ru/izdat.html

Расскажу о тех журналах, где печатаюсь сама.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ЖУРНАЛЫ с доброжелательными редакторами:

Детская газета «Багруша» http://bagrusha.ru/ , куда я с удовольствием переслала ваши репортажи, принимает так же стихи, сказки и рассказы для юных читателей.

«Наша улица»: http://kuvaldn-nu.narod.ru берут свежие, неопубликованные вещи

«Зарубежные Задворки»: http://za-za.net

БУМАЖНЫЕ ЖУРНАЛЫ:

Литературный журнал «Другие Люди»: http://litopiter.ru/

Литературный журнал «Вокзал»: http://litopiter.ru/Vokzal/Glavniy.htm

Новый альманах фантастики Астра-Нова: http://astra-nova.org

Детский журнал «Искорка». Он возродился, принимает стихи и прозу для детей. Официальный сайт http://iskorka.spb.ru и группа в контакте http://vk.com/club48735780

АУДИО-ЖУРНАЛ «Экспрессия»: http://express-i-ya.jimdo.com
Журнал принимает тексты на озвучку. Очень хорошая школа для автора: услышать, как его буковки читает кто-то другой.

На этом все. Надеюсь, на первое время информации хватит.
Следующую неделю оставляю для вопросов-ответов. Если что-то осталось неясным - пишите в комментариях.

Мне было очень приятно общаться с вами. Жаль расставаться, но наш маленький курс подошел к концу. Надеюсь, что-то полезное мне удалось вам рассказать.
Спасибо, что делились успехами, задавали вопросы, присылали тексты. Эти заметки написаны благодаря вам. Очень надеюсь увидеться вновь и читать ваши истории.
А пока хочу пожелать вам счастья и, традиционно,

Вдохновения!
Искренне ваша,
Юлия Селезнева.

Путь Художника, чердачок редактора

Previous post Next post
Up