Здравствуйте, барышни.
На этой неделе я решила собрать в одном месте полезности и опасности, книги и сайты автору в помощь.
Кому есть, что добавить к списку - пишите, пожалуйста, в комментарии, чтоб остальные попутчицы тоже могли видеть и пользоваться.
Итак,
ШПАРГАЛКИ ДЛЯ АВТОРА
КНИГИ:
Нора Галь «Слово живое и мертвое»
Голуб И.Б. «Стилистика русского языка»
Лайош Эгри «Искусство драматургии»
Александр Митта «Кино между адом и раем»
Стивен Кинг «Как писать книги: мемуары о ремесле».
Рой Питер Кларк ««50 приемов письма»
Найджел Воттс «Как написать повесть»
САЙТЫ
В сети достаточно ресурсов для авторов. Статьи, советы, мастер-классы. По большей части материалы в открытом доступе. Привожу некоторые сайты, которые нравятся мне. Если будете искать что-то конкретное, соберете свою копилку. Не стесняйтесь спрашивать - на форумах авторы охотно делятся найденными полезностями.
На форуме следующего сайта - точно:
ТМ (Творческая мастерская):
http://www.kmt.graa.ru/textbook.php?a=lit&cat=read - сайт фантаста Алексея Гравицкого сотоварищи: статьи для авторов, учебники, активный форум, постоянный конкурс. Тут можно попросить и получить критику.
Инструменты писателя и сценариста (группа ВК):
http://vk.com/forwriters - инфографика писательского и сценарного мастерства. Плюс этих материалов - в наглядности и компактности. Можно распечатать и хранить.
Сценарист.ру:
http://www.screenwriter.ru/info/ - библиотека, справочные материалы, помощь начинающим, ошибки, перлы, кинословарь и все-все-все.
Сайт для начинающих писателей:
http://mi-pishem.ru/ - авторский курс Дарьи Корж «Как написать книгу с нуля» - много полезных статей о писательстве и о писателях. Мастер-классы. Доброжелательная тональность.
Шпаргалка для писателя:
http://www.litkniga.ru/index.php - авторский сайт Натальи Жиляковой. Статьи и ресурсы писателям в помощь.
Справочник писателя:
http://www.avtoram.com/ - авторский сайт Эльвиры Барякиной. Статьи и переводные материалы по писательству и сценарному мастерству.
Портал Грамота ру:
http://www.gramota.ru/spravka/hardwords/25_296 Программа «Свежий взгляд»:
http://quittance.ru/tautology.php#effectus Программа «Антиплагиат» - проверка текста на уникальность:
http://www.content-watch.ru/text/ ТБ ДЛЯ АВТОРА
Техника безопасности. Однажды, когда очередной критик у меня на глазах откусывал голову юному автору, родилась
ДЕКЛАРАЦИЯ А
a) Автор тоже человек.
b) Помимо написания буковок, автор нуждается в отчуждении от текста, когда он закончен. Иначе, не отправленный в редакцию (не выложенный в сети, не показанный) рассказ автор будет продолжать писать и править, пока не сойдет с ума. Автор нуждается в завершении гештальта.
c) Автору нужна обратная связь. Критика или похвала, отторжение или аплодисменты. Автор должен знать, что он существует. Без отзывов автор - плод собственного больного воображения.
d) Не может быть в тесте плохо АБСОЛЮТНО ВСЕ. Если есть рассказ - хорошо уже то, что автор сумел как-то его выстроить. Если критик не знает, за что хвататься - пусть выдаст хоть пару КОНКРЕТНЫХ замечаний.
e) Автор нуждается в критике. Автор КАТЕГОРИЧЕСКИ не нуждается в морализаторстве и оценке его, как человека. Перед тем, как отправить отзыв, вернитесь к пункту a)
Не от хорошей жизни задекларировала, поверьте. Критика будет. Только новые буковки спасут нас от переживаний по поводу отзывов. Когда в голове варится свежая история, вы станете гораздо проще относиться к тому, что вам говорят.
Отсюда:
- Текст должен быть написан, чтобы освободить место для нового. Это наш творческий канал, не засоряем его прокисшими идеями, которые мы никак не можем решиться реализовать. Не мечемся «писать или нет?», а пишем;
- Текст должен быть закончен, или груз незавершенок будет тянуть из нас энергию и решимость;
- Дописанный текст должен быть выведен в люди. Иначе как мы узнаем, насколько он хорош или плох?
…Чтобы не сильно переживать, как текст примут, я сочинила специальную прощалку: семь футов тебе под килем, авторша сделала все, что могла, остальное в руках Мироздания. Помогает, особенно когда рассказ уплывает на конкурс.
...Когда вы рассказывали, как движется работа с буковками, нередко ответы на вопросы находились у кого-то из попутчиц.
Следующий блок как раз и собран из вопросов-ответов, проблем и вариантов решения. Получилась копилка творческих затыков.
ПРОБЛЕМАРИЙ
СИНДРОМ СОРОКОНОЖКИ
Можно подхватить, если перенасытить мозг информацией по писательству. Семинары для начинающих, форумы, мастер-классы, наставники, критики - все хорошо в меру.
Если все время подвергать свои тексты критическим разборам, найдутся желающие рассказать, что не так, как автору надлежит писать дальше, почему так, как он, делать нельзя и т.д.
В конце концов автор престанет понимать, как писать вообще. «Как я это делаю и как правильно?» - подумает он, и, запутавшись в собственных ногах, впадет в ступор. И вообще перестанет писать.
Что делать?
Садиться на диету. Информационную. Мозг перегружен, ему нужно время на переваривание. Перестаем ходить к критикам, выпадаем из этого сектора общения. Форумы, конкурсы, сетевые баталии сейчас не для нас. Отдыхаем.
А затем пишем. Не важно, что, не важно, насколько совершенное. Оставляем планы и формулы, слушаем интуицию. Ищем свое ископаемое, по Кингу. Не спешим показывать. Возможно, идет переход на новый уровень: меняется стиль и взгляд. Работаем. Главное лекарство для сороконожки - идти. Уж как получится.
ПЕРФЕКЦИОНИЗМ
Только идеально, иначе никак. А поскольку идеально для всех написать не получится, то не стоит и браться. Остроумная подсказка пришла от одной из соучастниц. Вот что она пишет:
«У меня тоже всегда было рвение все досконально изучить, а уж потоооом начинать действовать, но как-то мне на глаза попала интересная формула :
РЕЗУЛЬТАТ = ЗНАНИЕ * ДЕЙСТВИЕ
даже если я знаю на 10, а мои действия при этом равны 0, то результат тоже 0. Мне это помогает бороться с моим перфекционизмом».
НЕЗАВЕРШЕННЫЕ ПРОЕКТЫ
Незавершенные тексты тянут энергию. Мы мечемся: дописать? Бросить? Оттягивая принятие решения, тратим море энергии: на оправдания, поиск выхода и колебания.
То беремся дописывать, из-под палки, но само чтение вымученных буковок вызывает у нас тошноту: мы помним, чего стоила нам эта страница или абзац.
Вариантов два. Завершить или бросить.
Как сделать выбор?
Тимоти Феррис, в книге «Как работать по 4 часа в неделю» на основе экономического принципа Парето, еще известного как принцип 80/20, провел остроумную жизненную аналогию: 20% усилий и времени дают 80% результата.
И наоборот: 80% траблов, головных болей и безнадежно убитых часов приведут к мизерным 20% конечного результата.
Попробуйте оценить ваш проект с этой точки зрения. Если получилось, что 80% вашего времени и сил приходятся на 20% сомнительного удовольствия увидеть текст растерзанным на очередном местечковом лит.форуме - бросайте.
Если все-таки завершать - восстанавливайте мотивацию. Например, так, как Наталья Мастюкова на вебинаре рассказывала:
http://za-me4toj.ru/wppage/way-to-yourself БОЯЗНЬ ЧИСТОГО ЛИСТА
В уме очень красиво складывается, пишет одна из попутчиц, а сажусь к столу - и все. Легкость исчезает, в голове огрызки фраз, и руки опускаются. Ступор.
Что делать? Писать. Не оценивая, набрасывать идею так, как мы это делаем в утренних страницах. Пусть сначала выглядит не очень красиво. Это наш черновик. Никто туда не заглянет. С.Кинг называет это «писать за закрытыми дверями».
Вариант, если вдруг мысли появились - включить диктофон, он сейчас есть почти в каждом телефоне. И наговорить, не заботясь о связности. Потом найти время, чтоб перенести надиктованное на бумагу.
Переписали? Смотрим: лист уже не белый. Процесс пошел.
МУКИ ДОКТОРА ФРАНКЕНШТЕЙНА
«Причинно-следственной связи в разрозненных эпизодах нет. Как соединить куски?» - вопрос одной из соучастниц. Отрывки уже есть, а связного текста еще нет. Что делать?
Вариантов несколько:
а) Берем лист. Пишем список от до…10, к примеру (цифра условно), где 1 - начало нашего текста, а 10 - его конец.
Условное название куска (эпизода) пишем в тот пункт, где, по нашим ощущениям, он должен стоять. Смотрим на незаполненные пункты. Думаем, что там может быть? И постепенно заполняем пробелы.
б) Техника питча. Спасибо Марии Гаврилиной за ссылку на отличную статью по теме:
http://www.cinemotionlab.com/stati/Pitch,_pokorivshii_Spilberga/Тот же принцип, только вместо записи пунктов - карточки с эпизодами.
в) интуитивный подход. Даем тексту созреть: ему нужно место и время, чтобы проявиться. Выделяем час. Ставим таймер и берем файл с эпизодами. Не отвлекаемся на другое, даже если первые 15 минут будем просто читать. Тут переделали, там поправили - глядишь, и мысли появились.
г) подход Д. Кэмерон - ходим пешком. Часовая прогулка каждый день. Представляем, что идем к своей истории. Чем больше шагов сделали - тем ближе подошли к сути.
д) ловим подсказки. Однажды, когда я маялась с очередным текстом, на прогулке встретила таксу. Она проковыляла мимо, я обернулась, посмотрела, какая она самостоятельная и независимая… и поняла, что именно такса нужна мне, чтоб связать историю.
Наше авторское чутье, подсознание, знает, что будет дальше. Даем ему возможность сообщить нам: ходим другими дорогами и смотрим на то, что вокруг.
ЛЕНЬ
Лень - индикатор. За ним что-то другое. Страх, неуверенность, физическая усталость... Стоит понять, что именно, и лень проходит, уступая место подлинному чувству, с которым можно работать.
Как? Прожить и отпустить. Любая эмоция приходит для чего-то. Она стучит в дверь, мы не отпираем. Она стучит сильней. Мы закрываемся, прячась от нее, вытесняем в подсознание. Она возвращается ленью или беспочвенной тревогой (за ними стоят спрятанные, непрожитые эмоции). Наконец, мы отворяем: в Утренних страницах, например, начинаем разбираться. И выясняем, что за ленью - страх. Например, быть неидеальной.
Всего-то? удивляемся мы. Но это же ерунда, мы же понимаем, что ничего страшного не произойдет. Ну, как знаешь, пожимает плечами Страх. Мое дело - предупредить. Я свое дело сделал, до свидания. И уходит. Дело эмоции - быть прожитой.
Мы ее поняли, приняли, согласились или нет, но в дверь (в разум) впустили. Все! Ей больше ничего от нас не надо. Она донесла, что хотела и ушла. А если прятаться - будет из подсознания долбиться кошмарами, дурными предчувствиями, беспочвенной тревогой, ленью.
НЕ РАЗОБРАННЫЙ АРХИВ
Пишет одна из участниц: «занимаясь расхламлением, наткнулась на кучу черновиков. И как представила, что все это надо приводить в порядок. В общем, у меня ступор. И именно тут включается критик».
Не разобранный архив - погибший архив (поговорка на ленинградском фотофакультете)
Алгоритм, как и при любом размусоривании:
А) складываем все черновики в одно место. Много? Пусть будет коробка. Стоит и ждет своего часа.
Б) выделяем 15 минут в день на то, чтоб отсортировать «наследие» по годам. Ставим таймер на 15 мин., вытаскиваем из коробки бумаги, сколько в руку вошло, просматриваем и цветными фломастерами ставим год. Один год = один цвет. Отсортированный кусочек складываем в другую коробку.
В) Когда работа будет сделана, достаем записи одного года. Начинаем с самых свежих, поскольку мастерство растет, и последние тексты, скорей всего, лучше, чем первые. Складываем записи по хронологии, заодно перечитываем и решаем, переводить ли их в электронный формат. 15 мин в день.
Д) По году, по эпизоду, по главе переводим в электронный формат, т.е. перепечатываем, заодно правим. От 15 мин до получаса в день.
И, раз уж речь зашла о времени, перехожу к следующему блоку.
ТМ ДЛЯ АВТОРА
Тайм-менеджмент и творчество - насколько они совместимы?
Работу с архивом я расписала по аналогии с методами Флай-леди. Эта система создана для ведения домашнего хозяйства, но и нам может пригодиться.
«Что угодно можно сделать за 15 минут» - основной ее принцип. «Что угодно» - не только мытье окна или уборка в шкафчике. Это еще и возможность:
- найти блокнот и набросать туда тезисно пришедшие в голову идеи к рассказу;
- включить в мобильнике диктофон, выйти из автобуса в парк и наговорить диалог, который только что пришел в голову.
- забежать в киоск за последним номером журнала «Вокруг Света», чтоб подобрать вдохновляющее место для новой любовной драмы;
- открыть Википедию и посмотреть справочный материал.
С Интернетом, правда, сложнее: вроде работы на пять минут, но спустя три часа находишь себя совершенно на другом сайте. Чем занималась - не ведомо. Но время ушло.
Дело, которое выглядит безобидно, но может украсть кучу времени, следующий автор называет дело-болото. Есть еще дела-айсберги. Их размах в несколько раз больше, чем сперва представлялось.
Книга «Муза и Чудовище» замечательной Яны Франк рассказывает, как поделить дела и делишки, отсортировать великие идеи и перевести их в действующий план, узнать, на что уходит день, перевратить мелкие пакостные дела в рутину, найти время на творчество.
Изложено в обаятельной и доходчивой форме, специально для т.н. «творческих» людей, у которых ярость вызывает одно упоминание тайм-менеджмента и хронометража.
Книгу очень рекомендую.
Ссылка на ЖЖ автора:
http://miumau.livejournal.com/ Яна Франк предлагает делить рабочее время на 45-минутки и 15-минутные перерывы. Как в школе. Эффективность проверена.
Еще одна техника, другой временной интервал. На этот раз - 25 минут.
Статья по методике Штаффан Нетеберг «Тайм-менеджмент по помидору»
http://mi-pishem.ru/texnika-pomidorov/ Читаем и выбираем ТМ-инструменты на свой вкус.
На прощание - замечательное видео из Мастерской за мечтой, где Элизабет Гилберт рассказывает о вдохновении, о страх, о мифах, связанных с писательством. Видеоролик идеально вписывается в тему ОБЖ:
https://vk.com/videos-30624039?z=video-30624039_163197348 На следующей неделе будем потихоньку выходить в люди.
Вдохновения!
Искренне ваша,
Юлия Селезнева.