пока поисковики не дают определения...

Aug 02, 2015 15:11

28 марта 2015 года Росбалт опубликовал интервью с Радой Грановской под заголовком "Люди с клиповым мышлением элитой не станут". Рада Михайловна Грановская - профессор, доктор психологических наук, старший научный сотрудник отдела организации научно-исследовательской работы ФГБУ "Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России".

В статье противопоставляется клиповое восприятие информации, свойственное современному ритму жизни, последовательному, текстовому. Способ восприятия информации связывался со способами мышления, принятия решений. Поскольку на момент написания статьи поисковые системы не выдавали определения того, что такое "клиповое мышление", я сформулирую на основе интервью определение того, что клиповое восприятие информации - это восприятие источника, обусловленное контекстом некоторой задачи. Самое главное в этом определении - то, что это подход не "от источника", а "от задачи".

Задание контекста, как правило, призвано уменьшить объём информации, которая берётся из источника, и, тем самым, уменьшить время её обработки. Обратная сторона медали - при постановке новой задачи снова потребуется обращение к источнику - и это только при том условии, что есть твёрдая уверенность в том, что источник содержит нужную информацию. Всё усугубляется, если источник информации ещё предстоит найти. Иными словами, клиповое восприятие проявляет себя лучше при решении типовых задач при наличии источников, последовательное - когда постановка задачи априори неизвестна.

Пример пагубности того, как клиповый подход не переходит в последовательный, приводит, хотя и неявно Н.А. Некрасов ("Кому на Руси жить хорошо"):

Наследник средство выдумал:
К нам немца подослал.
Через леса дремучие,
Через болота топкие
Пешком пришел, шельмец!
Один как перст: фуражечка
Да тросточка...
Стал жить да поживать;
Питался больше рыбою;
Сидит на речке с удочкой
Да сам себя то по носу,
То по лбу - бац да бац!
...


"Коли платить не можете,
Работайте!" - "А в чем твоя
Работа?" - "Окопать
Канавками желательно
Болото..." Окопали мы...
"Теперь рубите лес..."
-"Ну, хорошо!" - Рубили мы,
А немчура показывал,
Где надобно рубить.
Глядим: выходит просека!
Как просеку прочистили,
К болоту поперечины
Велел по ней возить.
Ну, словом: спохватились мы,
Как уж дорогу сделали,
Что немец нас поймал!

Успех немца обусловлен как раз тем, что крестьяне воспринимали задачи как не связанные между собой единым замыслом. Отмечу, что перед немцем стояла более простая задача: соотнести понятие "непроходимые дебри" с понятием "дорога" и разбить строительство дороги на внешне не связанные с собой этапы техпроцесса. Конечно, немец сам предпринял определённые меры к сокрытию плана, но ведь и крестьяне по опыту "общения" со старым барином знали, что такое для них леса и болота. По сути, крестьяне не соотносили поставленные задачи с интегральным понятием "непроходимые дебри", за что жестоко поплатились. Кроме того, они во первых, действовали в условиях недостатка информации (проблема поиска источника): они не знали, что прикажет делать немец после завершения работы, во-вторых, им требовалось сопоставить разные задачи, чтобы понять общий замысел, а, в-третьих, инициативой владел немец. Первое обстоятельство нивелируется знанием крестьян о характере той местности, где они проживают и важности каждого из элементов. Покушение на болото и лес уже должно было насторожить их, но этого не произошло. Беспечность крестьян дала состояться второму обстоятельству, которое отражает самый серьёзный недостаток клипового подхода. Третье обстоятельство непосредственно не относится к рассматриваемой теме, но его наличие указывает на то, что в реальных условиях следует принимать во внимание иные, не учитываемые факторы. Обращаю внимание на то, чем занимался немец в деревне: он удил рыбу на удочку. А по факту на крючок попалась вся деревня.

Грановская в интервью противопоставляет клиповое мышление последовательному, и, наверняка, не без оснований. Я допускаю, что она располагает значительно более широкой базой, чем та, которую удалось привести в беседе. У меня сложилось впечатление, что подавляющее большинство исследований касаются анализа имеющихся источников, которые можно воспринять как клипово, так и последовательным образом. Но зададимся вопросом - как на основе клипов, частных проявлений, воссоздать источник целиком? Что делать, если масштаб проблемы таков, что клип представляет собой источник, который следует воспринимать во всей полноте, то есть последовательно? Это соответствует тому, что на каком-то этапе познания или исследования приходит осознание того, что весь наработанный материал - не более, чем частные проявления чего-то общего. По сути это постановка обратной задачи.

В принципе, ничего особо нового в этом нет: из курса философии я помню пары методов "анализ - синтез" и "индукция - дедукция". Когда нет полного источника, остаётся строить гипотезы (индукция) и проверять их на частных случаях (дедукция). А момент, когда следует уделить внимание синтезу, характеризуется таким показателем, как "переход количества в качество".

В литературе есть пример и того, как удаётся вникнуть в суть вопроса на основе частных проявлений. Задачу решают люди гораздо более образованные, чем крестьяне, но и сама задача - гораздо более сложная. Проиллюстрирую это длинной цитатой из "Территории" Куваева, наберитесь терпения:

- Выслушай меня внимательно, сокоешник, Я буду серьезен. Ты читал когда-нибудь отчеты классиков? Мушкетова? Старика Обручева? Богдановича?
- Пожалуй, что нет.
- Чему ты учился шесть лет... Старики-классики писали геологические романы. Они давали завязку - фактический материал, они давали интригу - ход собственных мыслей, они давали развязку - выводы о геологическом строении. Она писали комментарии к точке зрения противников, они писали эссе о частных вариантах своих гипотез. И, кстати, они великолепно знали русский язык. Они не ленились описать пейзаж, так чтобы ты проникся их настроением, их образом мыслей. Так делали старики.

Гурин говорит о смычке художественного и логического восприятия. Но по сути это а) способ общения и б) способ формирования языка, используя который, можно решить задачу.

- К чему ты это?
- К тому, что они имели в своем арсенале молоток, лупу, горный компас и... ум. Чтобы мыслить схематически, надо иметь много данных. Но данные не дошли до Территории. Планомерной карты мы не имеем. Мудрые геофизики сюда не добрались. Геохимию здесь знают лишь понаслышке. Микроскоп сведен до уровня молотка. Вы пишете отчеты, как будто обследовали известковый карьер под Москвой, а не Территорию, о которой никто ничего не знает. Здесь каждый отчет должен быть докторской диссертацией, а не ученической схемой: "введение", "геологический очерк", "полезные ископаемые", "заключение". У тебя тот же арсенал средств, что у Мушкетова. Но у Мушкетова был примат головы над ногами. У вас же напротив - примат ног и могучей спины над мыслительным аппаратом.

Выделено мной. Гурин говорит о необходимости осознать масштаб задачи и о том, чем компенсируется неискоренимый недостаток информации: сколько ни бегай в обозримое время, всё равно для методов, которые работали на лабораторках, будет мало.

...
- Для начала взбунтуй. Выбрось карту с рисовкой Монголова. Это плоская карта. Без мысли и без гипотезы. Вылезь за ваш дурацкий планшет. Если понадобится - бери всю Территорию. Запусти змия сомнения. Я хочу видеть наш техсовет проснувшимся. Когда-нибудь вознесешь молитву за грешника Гурина.
...
В начале января Баклаков выбросил в мусорную корзину заготовленные наброски глав. Стопкой сложил полевые книжки. Требовалось начать все с начала. Складывая книжки, он быстро просматривал их.

Раздавленный между страницами комар, срыв карандашной строчки, следы дождя на покоробленной странице, случайно попавшая травинка - запахи, мечтания, озноб, усталость, долг, мысль, лето.

Он положил перед собой карту Монголова. Гурин прав: плоская, без мечты и фантазии карта. Фиолетовое поле триаса. Предположительно палеозойский массив на востоке. На юге зеленая в галочках полоса эффузивов Кетунгского нагорья. Красные в крестиках овалы гранитов. Красные линии разломов, трещин земной коры.

Осознание и прочувствование кожей того, что накопленный материал - это частные проявления.

Он смотрел на карту, зажав уши. На плоском цветном листе бумаги существовал четырехмерный мир во взаимосвязи перемещений земных пластов, дробящих его трещин, взрывы глубинных магм, буйное сумасшествие вулканических извержений. Когда? Как? Вопроса "почему?" не было. Этот вопрос относился лишь к золоту. О золоте после. Он должен представить себе историю. Разломы? Почему-то мысль его все время возвращалась к разломам. По ним проходят перевалы в хребтах, к ним приурочены речные долины, сбросовые обрывы хребтов. По ним проникает магма, они формируют рельеф. Зачем ему разломы? О них тоже после. Он взял чистый бланк карты и стал, еще не зная цели, переносить на нее красными линиями разломы, те, что наблюдал он сам, и те, что нанес на карту Монголов. Те, что отметил Дамер. Пунктиром он намечал разломы, которые просились предположительно по связи перевалов, речных долин - логике местности... Из управления он ушел последним, в первом часу ночи.

Баклаков меняет постановку задачи в соответствии с её масштабом.

Весь следующий день он ходил по берегу бухты. Пытался обрести силу в моральной уверенности.
...
В кабинете он зажег настольную лампу, взял стопу заготовленных раньше отчетов и положил перед собой обзорную карту Территории. И вдруг подумал, что нет смысла тонуть ему сейчас в море фактов. Все эти отчеты он читал по пять раз и знает приложенные к ним карты. Не лучше ли просто подумать? Разломы! Он вытащил из тумбы плитку, поставил на нее жароупорную колбу, взятую в управленческой лаборатории. Сейчас будет чай, и впереди - ночь. Сила пророков в их моральной уверенности. Нельзя сейчас прятаться за мелочи. Он должен дать основу. Детали будут потом.

Стены кабинета тонули в полумраке. Он нагнул отражатель настольной лампы так, чтобы свет падал лишь на середину стола. В темноте высились стеллажи с образцами. Каждый камушек перещупан своими руками, доставлен на своем горбу. Почему молчат камушки?

Баклаков взял лист бумаги, ручку и вдруг, вместо задуманного списка вопросов, начал писать письмо двум Сонькам: Сонии и Суюмбике. Он писал дурашливое письмо: про таракана Сему, который живет в щели над его койкой, про знакомого бича, который по пьянке прикуривал лупой от северного сияния, про заполярные пейзажи без снега. Он писал и все время думал о горячей, пахнущей травами щеке Суюмбике и вообще о ней.

Когда он кончил письмо, то совершенно ясно понял, зачем ему требовались разломы. Если они формируют речные долины, то в зоне пересечения древних разломов коренное ложе долины будет иным, углубленным или смещенным в сторону, или более широким. Именно в зоне пересечения разломов может прятаться россыпь в уготованной для нее ловушке. Россыпь не по всей долине, а там, где долину пересекает другой разлом. Как они не поняли этого с Монголовым летом? Почему не проверили на шурфах?

Видимо, особенность работы человеческого мозга, которая использовалась классиками от геологии, но ещё не нашла строгого медицинского обоснования.

Он быстро перенес на бланковую карту разломов, сделанную им накануне, все гранитные массивы. Золото есть - вездесущие "знаки". Это факт. Оно принесено гранитами. Это тоже факт. Ни в одном из гранитных массивов никто не видел рудного золота - это третий факт. Следовательно, были "специальные" золотоносные граниты, полностью разрушенные к текущему времени? Или золото содержалось в верхних частях существующих гранитных массивов? Верхние части срезаны эрозией. Или есть особый тип гранитов, еще нам пока неизвестный? Он без перехода принялся писать докладную записку Будде. Карта-гипотеза, отчет-гипотеза уже существовали для Баклакова. Он видел эту карту и знал текст отчета.

Подытожить всё выше сказанное я могу следующим образом. В большинстве случаев клиповое восприятие можно противопоставить последовательному, и можно выделить их нишу применения по отношению к задачам. Обладание последовательным восприятием позволяет хорошо ставить задачи, а обладание клиповым - быстро решать хорошо поставленные задачи при наличии обеспечения. В случае конфликта люди с клиповым восприятием будут проигрывать тем, кто обладает последовательным. Даже если на каком-то этапе выигрыш от быстро и хорошо выполненной работы будет безусловным, то в долгосрочной перспективе это выигрыш с высокой долей вероятности будет нивелирован или уничтожен теми системными недостатками, которые проявились в ходе быстрого выполнения, и которых с высоколй долей вероятности не окажется у тех, кто применяет последовательный подход.

И, наконец, самое главное: существуют задачи такой сложности, что весь имеющийся сложный опыт по подходам к этим задачам, как бы он не был выражен, следует характеризовать как клиповый. В этом случае решение задачи будет сопряжено с созданием нового языка, который призван обобщить весь накопленный разрозненный опыт, описать проблему во всей её полноте и поставить новые вопросы, ответ на которые должен дать возможность понять целиком то явление, частными случаями которого посвящены имеющиеся исследования. Иными словами, на основе клипов сформировать текст.

Некрасов, клиповое мышление, Территория, Куваев, Грановская

Previous post Next post
Up