пионеры и хулиганы

Jul 02, 2015 23:00



В предыдущей статье я отметил постановку одних и тех же вопросов в творчестве двух авторских дуэтов. Сегодня я возвращаюсь к детальном рассмотрению одной из процитированных ранее песен: "Дети тишины". То, как она написана, есть по сути оформленный фрагмент автобиографии. А, коль скоро он оформлен в стихах и положен на музыку, он апеллирует не только к рациональности слушателей, но и к их духовному миру, и тем интереснее внимательно прочесть текст.

Как хорошо отбросить прочь сомненья и печали,
Как славно, если цель ясна и рядом есть друзья.
Нас сомневаться и страдать нигде не обучали,
Нас обучали понимать законы бытия.

Уже первый куплет наглядно демонстрирует, что имеет место однобокое образование с явным перекосом в сторону естественных наук и в ущерб наукам гуманитарным. Вина ли в этом школы или самих учеников - обсудим, когда речь дойдёт до завершающего куплета, но пока просто зафиксируем это. Отметим лишь, что в утвержении есть определённая доля лукавства, коль скоро даже в тех книгах, что проходят в школе, есть место и страданию, и сомнениям. Может быть авторам не повезло с учителями, но тогда следует признать, что речь идёт именно о школьном образовании. Алексей Иващенко имеет высшее гуманитарное образование: в 1980 году закончил географический факультет (кафедра физической географии зарубежных стран) МГУ им. М. В. Ломоносова, после этого поступил во Всесоюзный Государственный Институт Кинематографии и закончил его актёрское отделение (курс Сергея Бондарчука) в 1985, а затем проходил аспирантуру у Алексея Баталова.

И если гром средь бела дня гремит, не утихает,
И если свет кромсает ночь на клочья темноты,
Так, значит где-то далеко обвалы громыхают,
И кто-то шарит фонарем по улицам пустым.

Хорошо, когда имеешь дело с законами природы: большинство явлений нашли своё объяснение. Но, забегая вперёд, безапелляционный тон таких объяснений становится неуместным, когда речь заходит о человеке.

Мы не были шпаной, мы галстук пионерский
Сжимали в кулаке, от гордости смеясь,
И, мыслями чисты, и помыслами дерзки,
Мы замыслы свои несли из класса в класс.

А здесь - самое, на мой взгляд, начинается самое интересное: открывается возможность сравнить поколение Ивасей и поколение Высоцокго. Я имею в виду строки из "Баллады о детстве":

Все - от нас до почти годовалых
Толковищу вели до кровянки,
А в подвалах и полуподвалах
Ребятишкам хотелось под танки.
Не досталось им даже по пуле,
В ремеслухе живи не тужи.
Ни дерзнуть, ни рискнуть, но рискнули -
Из напильников сделать ножи.

Они воткнутся в легкие
От никотина черные,
По рукоятки легкие трехцветные наборные.
Вели дела отменные сопливые острожники.
На стройке немцы пленные на хлеб меняли ножики.
Сперва играли в фантики в пристенок с крохоборами,
И вот ушли романтики из подворотен ворами.

Здесь я обращаю внимание на два момента. Первый - у Высоцкого речь идёт фактически о той шпане, от которой отделяет себя Иващенко. И второй - у Высоцкого присутствует мощное романтическое и героическое начало, о котором Иващенко и Васильев явно не говорят. Мало ли чему не учили в школе, но у самих сверстников Ивасей были же некие стремления, которые, по их утверждению, не находили отклика в школе и угасали.

Мы веру и любовь оттачивали в спорах,
Мы верили, что нам воздастся по труду.
Мы родились, когда страна стряхнула порох,
Похоронила прах и выветрила дух.

Здесь Иваси дают периоду жизни страны очень сильную характеристику, в которой главное то, что страна с чем-то очень важным прощалась или успела проститься. И небезыздержечно, коль скоро вера и любовь стали оттачиваться в спорах. Уже открыты вопросы, вера во что и любовь к чему, хотя и остался некий детерминизм, в том смысле, что один лишь факт труда гарантированно приведёт к воздаянию, независимо от слов и личностных качеств. Оставим в покое похоронённых прах, а вот про порох и дух... Пороха на что-то, может быть, ещё и хватало, а вот духа - уже нет.

Продолжение следует.

Иващенко, дети тишины, Высоцкий, Васильев, Иваси

Previous post Next post
Up