Пересмотрел я фильм "Территория" с позиций человека, прочитавшего книгу так, что уже стал различать печатный текст и произнесённые слова. Что резануло ухо - ответ Чинкова, которому Апрятин доложил о том, что оставил своих людей без пищи:
Если же вы неудачник и ваши люди погибли - я вас отдам под суд и вышвырну из геологии навсегда.
Жирным я выделил то, что было в книге и то, что не вошло в фильм - а очень зря, потому что восстанавливает значение двух понятий, значение которых утрачено или сильно искажено.
Первое - это, конечно, неудачник. Каково это - воспринимать подобную характеристику в том, что не касается подъёма лёгкого или не очень бабла? Второй момент более тонкий, касается удачливости как неотъемлимой составляющей в организации работ на "старообрядческой", не избалованной техникой Территории. Чинков говорит не о халатности, не о безалаберности, а именно об удачливости - не оттого ли, что без некой бесшабашности, лихости Территории бы не было вообще? И не было бы ни чинковских (а, скорее всего, докалдиневских) методов работы, ни упомянутых в книге корифеев, которых удача и возвела в таковой ранг и, наверняка, не раз просто оставила в живых.
Что такое для северстроевцев вышвырну из геологии? Это гораздо хуже, чем почётная пенсия, о которой говорит Робыкин, и которой абсолютно никто не желает. Это по сути - позорное изгнание из профессии, а, стало быть, и осознание того, что принадлежать к тому или иному профессиональному сообществу - почётно. И не зря Апрятин знает, что позор изгнания смывается только кровью.
Навсегда - это означает "без права на ошибку", потому что это - ответственность руководителя, того, кому вверена судьба других. Такой кодекс обеспечил создание такой кадровой базы, остатки которой до сих пор как-то работают и даже с чем-то справляются. Конечно, никто не пожелает применения такой кадровой селекции - кроме тех, кому пострадавшие дороги.
А второй момент - это посвящение нашим родителям, осуществивишим послевоенную мечту о большой, мирной и счастливой жизни.
Это отражает то, что послевоенная мечта чем-то отличалась от довоенной. Не мечтали о большой жизни? О мирной? О счастливом? Или всего лишь изменилось понятие счастья? Конечно,
война (в разных уголках земного шара её называли по-разному) многое изменила в жизни страны, да и мира. Но что сделалось с мечтой и почему создатели фильма сделали на этом акцент, одновременно говоря о том, что день сегодняшний есть следствие дня вчерашнего? Сочли, что довоенная мечта достигнута? Маловероятно, слишком сильная и далеко идущая была мечта о светлом будущем. Гейнц и Данилов спрашивают,
как сохранить мечту, не поломав судьбы. А что, если измена мечте гарантированно приводит к поломке судьбы? И присказка "таков печальный итог" уже не коснётся, а навалится?