Довелось тут как-то увидеть две странные статуи:
Святой апостол Варфоломей, собственно, заинтересовал человеческой шкуркой, которую держит в руках:
История Варфоломея оказалась немудреной. (Хотя и не без странностей: например, "из всех Евангелистов только святой Иоанн Богослов, близко его знавший, называет его настоящее имя - Нафанаил; остальные именуют его Варфоломеем: с таким именем вошел он и в Священное Предание".)
Варфоломей проповедовал в Малой Азии и Сирии. В городе Альбане (нынешний Баку) он был схвачен, распят вниз головой, но не прекращал проповедовать. Тогда с него живого была содрана кожа, это не помогло, проповедовать он прекратил только после отсечения головы. Собственно, и всё. Христос отозвался о Нафанаиле-Варфоломее как о "человеке, в котором нет лукавства".
(То есть, разумеется, это не всё, жития святых остросюжетны, но к визуальному образу Варфоломея остальные его деяния не имеют отношения. Ну, может быть, очень косвенное отношение к снятой коже имеет еще то, что во фригийском городе Иераполе, где существовал культ поклонения змеям, апостолы Иоанн, Филипп и Варфоломей силой молитвы убили всех обитателей местного храма-террариума во главе с гигантской "ехидной". Змеи, как известно, сбрасывают кожу. Ну и из смешного, просто не могу удержаться: потом, как положено, еще были "чудеса" с мощами - плавающий спустя 400 лет по морю тяжелый оловянный саркофаг с телом св. Варфоломея, который сам причалил к острову Липара между Италией и Сицилией; при этом раки святых мучеников Папиана, Лукиана, Григория и Акакия, плывшие за ним следом, отправились дальше по своему маршруту.)
Оказалось зато, что св. Варфоломей изображен на фреске Микеланджело "Страшный суд" (а я, к стыду своему, никогда не обращал на него внимания), пишут даже, что это автопортрет художника.
Также обнаружилась другая традиция в его изображении, тоже очень выразительная:
Со второй картинкой - женщиной с долотом и молотком - пришлось попотеть, но тоже удалось выяснить, кто это.
Ветхозаветная Иаиль (Книга Судей Израилевых, гл. 4).
"Варак преследовал колесницы его и ополчение до Харошеф-Гоима, и пало все ополчение Сисарино от меча, не осталось никого. Сисара же убежал пеший в шатер Иаили, жены Хевера Кенеянина; ибо между Иавином, царем Асорским, и домом Хевера Кенеянина был мир. И вышла Иаиль навстречу Сисаре и сказала ему: зайди, господин мой, зайди ко мне, не бойся. Он зашел к ней в шатер, и она покрыла его ковром своим. Сисара сказал ей: дай мне немного воды напиться, я пить хочу. Она развязала мех с молоком, и напоила его и опять покрыла его. Сисара сказал ей: стань у дверей шатра, и если кто придет и спросит у тебя и скажет: "нет ли здесь кого?", ты скажи: "нет". Иаиль, жена Хеверова, взяла кол от шатра, и взяла молот в руку свою, и подошла к нему тихонько, и вонзила кол в висок его так, что приколола к земле; а он спал от усталости - и умер. И вот, Варак гонится за Сисарою. Иаиль вышла навстречу ему и сказала ему: войди, я покажу тебе человека, которого ты ищешь. Он вошел к ней, и вот, Сисара лежит мертвый, и кол в виске его."
Тема в мировой живописи также представлена.
Цветная статуя, с которой мы начали - она, кстати, скорее всего, из папье-маше, там к праздникам улицы такими украшают, - мальтийское народное творчество, т.е. авторства какого-то местного местечкового скульптора.
(А, что? Юдифь? Без
Юдифи, разумеется, тоже не обошлось, а как же.)
Ну, и чтобы немного скомпенсировать кровожадность подборки, покажу, что ли, еще две другие мальтийские скульптуры, пожизнерадостней.
(Об этом милом святом и его спутнике я ничего не знаю.)
(А это пупс. Просто пупс. Витрина какого-то магазинчика.)
Спасибо за внимание.