Маленькая Премьера в гостях у фестиваля "Гаврош"

Sep 22, 2010 21:53

Сегодня в Театриуме На Серпуховке в рамках четвёртого фестиваля спектаклей для детей "Гаврош" конкурс "Маленькая Премьера" представлял экспресс-показы пьес "Паучок и Светлячок" и "Маленькие радости". После показов проходили обсуждения

Никита Полицеймако (Светлячок) и Витя Панченко (Паучок) представляли сцену из пьесы Анны Донатовой "Паучок и Светлячок". Пьеса и игра актёров зрителям очень понравилась. Никите, как режиссёру, задали множество вопросов: Как Никита стал режиссёром? Кто подбирал музыку к спектаклю? Кто придумал опутывать зрителей паутиной? Тяжело ли быть режиссёром? Как маленькому актёру войти в образ? Какая мечта у Никиты как у режиссёра?
в заключении организаторы фестиваля "Гаврош" пожелали Никите подобрать детскую труппу, вообще собрать вокруг себя ровесников-единомышленников и поставить пьесу о Светлячке полностью.

Затем режиссёр Валерия Приходченко представила читку пьесы "Маленькие радости". Пьеса "Маленькие радости" -- это инсценировка повести К. Вивье "Дом маленьких радостей". В читке детей играли дети: Зина Микита, Катя Дежина и Никита Полицеймако. Инсценировка читалась с сокращениями. После читки во время обсуждения опять прежде всего обратили внимание на такой недетский профессионализм детей. О причинах такого серьёзного подхода детей к работе, вообще о том, насколько уместно подключать детей к детским спектаклям, не вредит ли это детской психике зашёл разговор у Валерии и организаторов фестиваля. Далее обсуждение коснулось проблем детского театра. Разговаривали о месте современной детской драматургии, о её необходимости и нехватке. Организаторы фестиваля говорили о том, что необходимо воспитывать юного зрителя. В идеале конечно надо сначала рассказать ребёнку о театре, объяснить долю театральной условности, в общем приучать как-то детей к искусству. Даже если неподготовленный ребёнок придёт на спектакль, и даже, если что-то не поймёт, -- ничего. ГЛавное ребёнок почувствует ритм спектакля, услышит сценическую речь, увидит реквизит и костюм -- войдёт потихоньку в мир искусства. Во время спектакле, если юный зритель чего-то не понимает, можно объяснить-- дети как правило легко принимают новую игру, а театр -- это игра. Много разговоров касалось репертуара. Очень правильно было сказано, что один и тот же спектакль может легко понять, принять (буквально войти в спектакль) пятилетний ребёнок, а иной десятилетний может сидеть как истукан и не въезжать вообще "чё тут такоя". Но театр -- штука терапевтическая, полезен всем детям. Театр в конце концов -- это что-то живое, а не цифровое, театр -- это что-то осязаемое, а не виртуальное.
К сожалению, время показов и обсуждений было ограничено полутора часами, и я не смогла высказать своё мнение о читке "Маленьких радостей" в зале, поэтому хочу написать своё мнение здесь.
Я, конечно, взрослый человек, но инсценировка повести вызвала во мне живой отклик. Повесть, по всей видимости, очень сценична -- недаром это классика французской детской литературы.
Семья, гостиная. С самой первой реплики мы видим чётко очерченные характеры мамы, папы и троих детей. Дети совершенно разные, такие типажи. Дети показывают, какие они выигрыли предметы в парке на празднике, и понятно, что этим предметам потом придётся сыграть в пьесе не последнюю роль. В силу обстоятельств мама уезжает из семьи. А помогать папе приезжает тётушка Мими (блестяще исполненная Ольгой Лысак). Тётушка Мими наводит свой порядок, рушит привычный устой семьи, морально изматывает детей. Кто-то из ребят борется, кто-то пытается приспособиться, понравиться тётушке Мими. В инсценировке показаны типичные психологические ситуации, в которые попадает КАЖДЫЙ ребёнок. "Не бегай!" "Не сори!" "Не пачкайся!" "Сиди смирно!" "Учись хорошо!" -- такие реплики высказывают детям большинство взрослых. Ребёнок не в состоянии аргументированно противоречить взрослому, ребёнок начинает бастовать. Тётушке Мими в конце концов начинают противиться и папа, и милый добрый сосед по дому, тётушку изгоняют, а мама в конце концов возвращается. Фрекен Бок из "Карлсона" и мисс Эндрю из "Мери Поппинс" -- это крайность, это пограничное состояние, это воспринимается сразу отрицательно. А тётушка Мими сидит в большинстве родителей, пожалуй дети делят про себя взрослых на таких как Мими, и на Не таких как Мими.
Показательно, что 16-летняя зрительница и её 8-летний брат нашли в этой пьесе что-то своё. Мальчику понравился финал, что мама вернулась -- то есть 8-летний зритель переживал за своих ровесников на сцене: (ну вот эта тётя, ну скорее бы она ушла из этого дома). 16-летняя девушка восприняла пьесу более общо, целостно: подростку оказался близок протест.
Previous post Next post
Up