Часть 1. Часть 2. НАТ. ИЗБА ДЕНЬ
По дороге проползает лесовоз - пустой, едет до леса.
ИНТ. ИЗБА ДЕНЬ
Мужик лежит во второй комнате на кровати с DVD-плеером и с превеликим удовольствием смотрит кино. Заодно хрустит солёными огурцами - из найденных в чужом доме запасов.
НАТ. ДОМ ЖЕНЩИНЫ ДЕНЬ
К дому Женщины подъезжают две машины - джип, окрашенный в милицейские цвета, и ещё один, чёрный.
Если из чёрного джипа никто не выходит, то из «милицейского» появляются те два «Мента» с ночного рейда и еще «КАПИТАН», с постоянно бегающими и хитрыми глазками. При свете дня разбирающемуся человеку сразу заметно их несоответствие стандартному образу милиционера - то есть, опять же, вроде и погоны, и бляхи, и цвет у курток такой же, а между тем мелочи почти сразу выдают в них «липу»: штаны, допустим, не те, обычные, ремни на самом деле - армейские, а кокарда на шапках - так та ещё с советских времён… А уж джип их - и вовсе той марки, которая никогда у нас транспортом для милиции не служила.
ИНТ. ДОМ ЖЕНЩИНЫ ДЕНЬ
Разумеется, Женщине про все эти «несоответствия» совершенно невдомёк. Увидев из окна, как «менты» во главе с «Капитаном» направляются к дому и открывают калитку, она обрадовано взмахивает руками и тут же глядится в зеркало, поправляя волосы и наряд - сейчас она одета просто, по-деревенски, в штаны да кофту.
Девочка в это время читает книжку. Мать ласково отправляет её в соседнюю комнату.
ЖЕНЩИНА
Доча, ты посиди пока там… Тут взрослый разговор сейчас, чего тебе…
Девочка послушно отрывается от книги, не забыв положить пальчик между нужных страниц, и удаляется, прикрывая за собой дверь поплотнее.
Постучавшись, в дом первым входит «Капитан», за ним уже - сопровождающие «менты». Женщина встречает гостей, приветливо улыбаясь - она уверена, что услышаны, наконец, её просьбы и будет теперь ей с дочерью защита.
«КАПИТАН»
Доброго утра, гражданочка. Капитан Иванов, это Курицын и Савельев…
Все трое козыряют. «Капитан» подходит к столу, даже не подумав вытереть ноги - Женщина это недовольно про себя отмечает, но решает, что делать замечание будет неловко.
ЖЕНЩИНА
Здравствуйте, я очень рада. Что ко мне, к моей просьбе… Что теперь… Наконец!
«КАПИТАН»
Вы про что?
ЖЕНЩИНА
Я же звонила. Я вам звонила? С вами?.. Или?..
«КАПИТАН»
А, ну да. Но сейчас неважно.
ЖЕНЩИНА
Наверное, чаю?..
«КАПИТАН»
Нет. Вы что-нибудь слыхали вчера ночью?
ЖЕНЩИНА
Что? А, нет, мы спали. Тихо вроде бы было. А что-то произошло? Нет, не слышали.
Женщина, надо думать, научена, что в случае чего говорить, Мужиком, дабы его особо не вмешивать.
«Капитан» делает знак первому «менту» - и тот направляется к закрытой двери. Второй «мент» остаётся стоять у входа.
«Мент» №1 широко распахивает дверь и заглядывает во вторую комнату. Девочка, читающая книгу, поднимает на него глаза.
Бегло обойдя комнату взглядом и удостоверившись, что больше тут никого нет, «Мент» №1 закрывает дверь - но не до конца, наполовину. Коротко проведя ладонью на уровне своего живота и будто бы «намотав» на палец кудряшку, «мент» показывает «Капитану», что там сидит мелкая девочка. Впрочем, «Капитан» и сам её сейчас хорошо видит - и Девочка его видит, и они обмениваются взглядом, недолгим, но достаточным, чтобы запомнить друг друга.
Женщине всё это тоже не нравится, но она опять же готова сделать вид, что это пустяки, нормально.
«КАПИТАН»
Этой ночью не то чтобы далеко от вас убили человека…
ЖЕНЩИНА
Какого человека? Там никто не живёт. Вора, что ли?
«КАПИТАН»
«Там» - это где «там»? Я адреса не называл. Но был почему-то уверен, что вы окажетесь в курсе.
ЖЕНЩИНА
Нет, я совершенно не в курсе, что убили, но я в курсе, что грабят, и каждую ночь грабят, и я даже звонила, и вообще я думала, вы приехали, раз я звонила…
«КАПИТАН»
(прерывает её)
Где он живёт?
ЖЕНЩИНА
Он? Кто он? Убитый?..
«КАПИТАН»
Ты мне дурку тут не играй…
ЖЕНЩИНА
«Дурку»? «Ты»? Постойте, вы что себе позволяете?
«Капитан» внезапно меняет тактику. В секунду превращаясь из «доброго» в «злого», он не только дико кричит, но и со всей дури бьёт кулаком по столу - аж чашки подпрыгивают.
«КАПИТАН»
Говори! Имя, дом! Сука, ты мне скажешь, где он, сразу скажешь, или ведь я…
ЖЕНЩИНА
(опешив)
Кто? Да вы с ума!..
«Капитан» так же внезапно отвешивает Женщине пощёчину. Та вскрикивает - и от неожиданности, и от боли.
ЖЕНЩИНА
А!..
«Капитан» снова делает знак первому «менту», и тот снова распахивает дверь в соседнюю комнату.
Однако Девочки там уже нет - книжка брошена на столе, а в открытое окно вовсю задувает ветер.
НАТ. ДОМ ЖЕНЩИНЫ ДВОР ДЕНЬ
«Мент» №1 огибает дом в поисках Девочки. Под тем окном, в которое она выпрыгнула, видит следы, уводящие к сугробам.
Испуганная Девочка прячется за засыпанной снегом теплицей, еле дышит. Из дома слышны крики Женщины.
«Мент» №1 идёт по девичьим следам, потирая ладони: сейчас поймает!.. Но вдруг следы обрываются - ну нет их нигде больше. «Мент» №1 растерянно осматривается по сторонам - точно нет, ни справа, ни слева… Чёрт, убежала!
ИНТ. ДОМ ЖЕНЩИНЫ ДЕНЬ
«Капитан» хлещет сидящую Женщину свёрнутой в трубочку газетой. Женщина пытается закрыться от ударов руками, но свободной рукой «Капитан» отстраняет эту жалкую защиту, а на большее сопротивление сил у несчастной уже не хватает.
«КАПИТАН»
Где он?! Где он?! Я знаю, тварь, что ты знаешь, и ты скажешь мне, ты всё скажешь! Вот приведут сюда твою шмарочку-дочь - и ты всё скажешь, всё, ты не сможешь смотреть, как мы…
Тут возвращается «Мент» №1 - к сожалению, в одиночестве. «Капитан» сразу понимает, что вариант с угрозами девочке больше не прокатит, и со вздохом присаживается.
Желая загладить вину, «Мент» №1 без лишних слов подходит к Женщине и с размаха вмазывает ей своим кулачищем по носу. Течёт кровь, Женщина стонет от боли, хватается руками за карманы в поисках носового платка…
«МЕНТ» №1
Ещё раз?
Вытирая кровь, Женщина смотрит на ударившего её «мента» не со злобой даже - с лютой ненавистью. И падает в обморок.
«КАПИТАН»
Ну блин… Воды.
«Мент» №2, кстати, так и стоит безучастно возле порога.
ИНТ. ИЗБА ДЕНЬ
Мужик по-прежнему лежит на кровати, уставившись в DVD-плеер. Вид у него не то чтобы сильно довольный, но уж точно повеселее прежнего - соскучился по кинцу.
Сквозь звуки фильма, который он смотрит, прорывается какой-то посторонний звук. Мужик поначалу не слышит его или не обращает внимания, но звук повторяется. Тогда Мужик ставит диск на паузу и прислушивается. И - снова звук! Как будто снежком по стеклу кинули.
Так и есть. Мужик только выходит в горницу, как уже четвёртый снежок летит в окна. Мужик, подтягивая штаны, приглядывается, кто ж это бросает.
Возле калитки стоит Девочка - и лепит уже новый снежок.
НАТ. ИЗБА ДВОР БАНЯ ДЕНЬ
Мужик снимает с петель тяжелую, обитую железом сарайную дверь. Тащит её на спине до снежной крепости.
Прислоняет дверь на время к стене. Шагами вымеряет длину.
Девочка следует за ним, наблюдает.
ДЕВОЧКА
А что насчёт мою маму спасать?!.
МУЖИК
А чего её спасать? Мама твоя, дура, что ли, с ними в «Молодую гвардию» играть? Незачем нам идти, сами скоро приедут. Но мы должны быть готовы.
ДЕВОЧКА
А если дура? А если не приедут?
МУЖИК
Укрась снеговика пока, а. Видишь, совсем какой-то… Без веточек.
Не обращая больше на Девочку внимания, Мужик берёт лопату и максимально близко к внутренней стороне стены подкапывает неглубокую полосу - куда бы вошла дверь и где бы она встала, совсем не шатаясь.
Какое-то время Девочка стоит на месте, не понимая такого вот к себе и к своей матери отношения. Но от Мужика, от его ровного голоса, от его быстрых, но в то же время спокойных движений, исходит какая-то почти гипнотическая уверенность, что всё так и надо - и всё будет нормально. Поэтому успокоившись, Девочка и правда принимается подбирать оброненные деревьями веточки и делать из них снеговикам «ручки».
Доделав, Мужик ставит дверь в получившееся углубление. Теперь получается, что снаружи ледяная стена выглядит, как и должна выглядеть - обычно; а на самом деле - пуля такую стену уже не пробьёт.
Мужик лопатой и ножом прорезает в стене новые бойницы - теперь с учётом не только появившейся дополнительной защиты, но и обстоятельств: сделанная от нечего делать стена перестала быть игрушкой и вполне может сослужить сейчас настоящую службу.
Мужик прислушивается - кажется, едут. Убрав нож и бросив лопату, он мигом подхватывает Девочку и затаскивает её в баню - так быстро, что она даже сообразить посопротивляться не успевает.
ИНТ. БАНЯ ДЕНЬ
Мужик сажает Девочку в пустой котёл для воды - а котёл здесь большой, чугунный, Девочка пусть и не вполне свободно, но целиком туда помещается.
МУЖИК
Сиди тихо. Стрелять будут - не дёргайся. Здесь тебя не найдёт никто. А как кончится - я сам приду и открою.
Девочка послушно кивает. Мужик осторожно закрывает её деревянной круглой крышкой - оставляя свободным лишь самый краешек котла, для воздуха.
Затем Мужик садится в предбаннике, спокойно закуривает и ждёт. Рядом с ним на лавке лежит автомат - отобранный в лесу и сюда заранее принесённый.
НАТ. ИЗБА ДВОР ДЕНЬ
К избе подъезжают два джипа - те же, что и к дому Женщины: окрашенный в милицейские цвета и чёрный. Первый останавливается не сразу, а проезжает чуток вперёд и замирает метрах в двадцати от дома; второй джип, наоборот, тормозит, ещё не доехав до калитки.
Из машин появляются «Капитан» и четверо лиц явно уголовного прошлого, на «милиционеров» не тянущих даже без пристального наблюдения; у всех в руках оружие. «Капитан» знаками даёт указания: БАНДИТ №1 обходит дом с другой стороны, БАНДИТ №2 идёт во двор, БАНДИТ №3 дежурит на дороге, а БАНДИТУ №4 выпадает честь первому проследовать в избу. «Капитан», озираясь, остаётся пока у порога.
ИНТ. БАНЯ ДЕНЬ
Мужик спокойно докуривает. Дверь бани открыта так, что ему прекрасно видно, что происходит возле дома, в то время как его самого с улицы заметить не так-то просто.
ИНТ. ИЗБА ДЕНЬ
Нога входящего в дом Бандита №4 попадает в капкан, который мгновенно захлопывается. Раздаётся страшный крик и одновременно с ним - выстрел: это бандитский палец - от боли, неожиданности и испуга - сам собою нажал на курок.
НАТ. ИЗБА ДВОР ДЕНЬ
Остальные бандиты, ничего не поняв (или точнее - оценив выстрел и крик как верное свидетельство того, что внутри скрывается некто, настроенный против них самым решительным образом), открывают беспорядочную пальбу по дому.
Выпускает автоматную очередь и Бандит №2 - он не успел уйти далеко во двор и оказался прямо напротив того места, где на пол свалился попавшийся в капкан. И его пули не только легко проходят сквозь тонкие доски веранды, но и изрешечивают роковым образом оплошавшего Бандита №4.
Не стреляет один «Капитан» - но и остальных остановить не успевает. Его крик просто тонет посреди отчаянной пальбы.
«КАПИТАН»
Перестать стрелять! Живо!
Для того чтобы прийти в себя, бандитам понадобилось секунд десять - и вот они уже сами опускают оружие.
ИНТ. ИЗБА ДЕНЬ
Когда выстрелы замолкают, «Капитан» вбегает на веранду с пистолетом наготове. Припав к стене, наклоняется к телу Бандита №4 - беглого взгляда хватает, чтобы понять и про капкан, и про подлинную причину смерти: пулевые дырки в худой обшивке веранды весьма характерны; если хорошее зрение, так в них и Бандита №2 можно увидеть.
«КАПИТАН»
(про себя)
Блять… Козлы…
НАТ. ИЗБА ДВОР БАНЯ ДЕНЬ
Бандиты в страхе и в растерянности.
Это позволяет Мужику стремительно выбежать из бани - налегке, без автомата.
Стоящий к бане ближе всего Бандит №2 оглядывается - но не видит никого, кроме милого снеговика неподалёку, с веточками-ручками и замёрзшей ягодкой вместо носа.
А ведь за этим снеговиком и спрятался сейчас Мужик…
Бандит №2 отворачивается к дому - и тут уж Мужик мигом к нему подлетает. Левой рукой он приставляет раскрытый нож к бандитскому горлу…
Оставшийся на дороге Бандит №3 замечает Мужика…
Но тот правой рукой хватает из-за спины Бандита №2 его автомат, направляет дуло на Бандита №3 и коротко стреляет…
Но и Бандит №3 успевает выстрелить в ответ. Затем замертво склоняется близ калитки, омертвевшая рука роняет пистолет…
Мужик выскальзывает из-под убитого Бандита №2 - вновь так по-дурацки вышло, что пуля сразила не врага, а своего же, - и труп падает на землю. Увы, вырвать у мёртвого автомат Мужику не удаётся - дорога каждая секунда, и Мужик предпочитает укрыться лучше за стеной дома.
ИНТ. ИЗБА ДЕНЬ
В те считанные мгновенья, которых Мужику хватило, чтобы расправиться с Бандитами №2 и №3, «Капитан» прорывается с веранды в дом и прижимается к печке, как к самой надёжной в настоящий момент защите. Смотрит отсюда в окна, выходящие на дорогу, - но Мужика там не видно.
НАТ. ИЗБА ДЕНЬ
Мужик выжидает. Убито трое из пяти. Осталось двое. Он знает, что один из бандитов - внутри, а пятый - за углом, и выслушивает звуки, чтобы сразу понять, если кто-то из них сдвинется с места. Но пока тишина.
Бандит №1 стоит с другой стороны избы. С его места отлично просматривается тело сражённого на дороге Бандита №3. И не похоже, что в этом зрелище Бандит №1 черпает вдохновение для личного подвига. Напротив, он всё чаще поглядывает в сторону окрашенного по-милицейски джипа - вроде бы тот не очень далеко стоит, можно перемахнуть через забор и…
Мужик, замерев и затаив дыхание, по-прежнему слушает. Наконец, слышен топот убегающего - Бандит №1 всё-таки решил, что у него есть шанс добежать до первой машины, и с разбега перемахнул заборчик. Мужик, не медля, делает рывок к калитке, там сразу опускается на корточки, прикрываясь забором, чтоб его не было видно из окон, хватает пистолет убитого Бандита №3 - и дважды стреляет.
Бандита №1 как подкосило.
ИНТ. ИЗБА ДЕНЬ
Увидев Мужика, «Капитан» отделяется от печки и устремляется к окну, пуляя на бегу из своего пистолета…
И не замечает растянутой посреди комнаты, на уровне лодыжки, лески, задев которую, плашмя валится на пол.
НАТ. ИЗБА ДЕНЬ
Мужик на просвистевшую рядом пулю и внимания не обратил, но вот раздавшийся следом грохот падающего в избе «Капитана» показал ему, что пока всё идёт, как и планировалось. Мужик тут же кидается от калитки в дом.
ИНТ. ИЗБА ДЕНЬ
Мужик вбегает в горницу, когда запутавшийся в леске «Капитан» ещё не отошёл от шока и не успел подняться. Мощным ударом Мужик вырубает его в отключку, обезоруживает и оттаскивает за ногу назад к печи - и очень быстро, но крепко привязывает к трубе сорванным с вешалки шарфом.
НАТ. ИЗБА ДЕНЬ
Мужик подбегает к Бандиту №1, раненому в ногу, но всё равно ползущему на животе к машине. Подбегает осторожно - как бы тот не выстрелил. Но опасения напрасны: услышав шаги Мужика, тот прекращает свои попытки спастись, закладывает обе руки за голову и утыкается мордою в снег.
БАНДИТ №1
(захлёбываясь)
Не убивай, мужик, только не убивай! Гадом буду, слугой твоим буду, всё сделаю, как ты скажешь, только не убивай, прошу, как человек человека прошу, не убивай!..
Мужик приседает рядом, смотрит, куда попало. А куда стрелял, туда и попало - в ляжку, да и то, скорее, не ранило, а только задело. Мужик принёс с собой ещё один шарф - и так же быстро, но очень умело перевязывает ногу.
МУЖИК
Это хорошо, что ты меня так и не видел. Это плюс тебе в пользу… Ты лежи, лежи смирно, не смертельно, потерпишь. Я тебя сейчас отпущу, но вот уговор: бабу мне привезёшь. Только чтоб самолично. Ты - и чтоб никого другого. А не то просто хуже всем будет. Сам видишь, я товарищ серьёзный, я слово сказал - я дело сделал.
БАНДИТ №1
Так я ж подбит…
МУЖИК
Перетерпишь. А если кто другой приедет, не ты, всех покоцаю, и того, кто в доме живой там остался, и твоих всех найду да передёргаю. А будет баба - так мир и живите спокойно. Будет баба?
БАНДИТ №1
(стонет)
Будет.
МУЖИК
Машину вот ровно перед окнами поставишь, метра за два, как ты прыгал. Мотора не выключай, а музыку - так погромче. Сам выйдешь - стой и на реку смотри. Час на всё. Ты меня ясно понял?..
Бандит №1 ещё сильнее утыкается в снег, пытаясь показать кивками, что да, разумеется, понял.
МУЖИК
Да, и вот… Трупы с собой забери. И упакуй побыстрее.
Бандит №1 снова усердно и благодарно кивает.
ИНТ. ИЗБА ДЕНЬ
Из окна избы Мужик видит, как набитый тремя трупами «милицейский» джип отъезжает восвояси.