[Заметки на полях Библии]: Папа, чайка и ворон: Гл.7 "Кречет России"

Mar 20, 2014 21:27


[см. ОГЛАВЛЕНИЕ и ссылки на все главы]

Папа, чайка и ворон.
Сказ о "нечистых птицах" в свете Божественного Откровения.
[У нас есть Папа. part 11]
(о символике "нечистых птиц" в Библии)(продолжение):


...Россия, сейчас, как остров спасения, который окружили западные вурдалаки, пытающиеся сожрать его, и подчинить себе, навязывая свои жесткие стандарты, забрасывая тлетворными плодами западной культуры, обильно поливая медийной кислотой и забрасывая педерастические десанты. Поэтому неудивительно, что переродившаяся Россия полностью очиститься от той заразы, что впитала в себя в 90е годы и от безбожного советского наследия, и вылетит из этого союза нечистых птиц:

1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,
2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!
3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.
(Пс.1:1-3)

Интересно, какая птица выбывает из сообщества нечистых? Кречет.

§ Кречет России


Кречет - боевой сокол

Кречет это большой сокол. Кречет - это царь ловчих птиц, и часто, когда говорят о соколиной охоте, особо популярной на Руси, имеется в виду именно кречет. Вполне допустимо и правдоподобно, что именно кречет олицетворяет Россию:

«Крупнейший из всех соколов мира, житель Заполярья, кречет - всегда считался птицей выдающейся. Самки этого сокола, иногда достигающие веса 2-х кг, и размаха крыльев почти 1,5 м, соединяют в себе скорость сокола и почти орлиную силу. В старину кречета напускали не только на обычную дичь, но и на других пернатых хищников, причём не только соразмерных соколу канюков, луней, коршунов, но и таких пернатых гигантов как подорлики и орланы.

По скорости пикирования у хищных птиц кречет уступает только вдвое более лёгкому сапсану, но берёт своё за счёт мощи мускулов и костяка, обгоняя сапсана в активном прямолинейном полёте. Так чемпион - тяжеловес в боксе выглядит значительно медленнее своего коллеги, работающего в лёгком весе, но его удар в несколько раз сильнее».

[Falcoresearch.info: портал о изучение ловчих птиц и их практическое применение]: «Кречет»

Т.е. как видим, кречет весьма сильная и бойкая птица, которая может нападать и на остальные «нечистые» птицы, к тому же он ловит преимущественно летающих птиц, и не питается падалью. Способности этой птицы просто уникальны - она может даже в полете убить свою жертву.



«В ловле кречет просто великолепен, глядя на работу этого сокола, понимаешь, почему именно его издревле почитали как царя ловчих птиц. За азартность и жажду схватки кречета в старину называли соколиным ястребом. Скорость прямолинейного полёта у кречета превосходна, он, единственный из наших соколов, способен эффективно ловить дичь при напусках с руки, как ястребы».

[там же]

Сокол (кречет) святого Трифона


Что еще может объединять Россию и кречет? Русь, как известно долго время была языческой и весьма поздно крестилась.

«В христианской религии, где насилие не в чести, пернатый хищник олицетворял зло, жестокость и безбожие, но прирученный сокол персонифицировал обращенного язычника».

[сайт «Магические символы»]: «Сокол»

Второй царь из династии Романовых, Алексей Михайлович был одним из самых великих сокольников - страстный любитель соколиной охоты. Он содержал до 3000 соколов, и говорят, помнил каждого по имени.

«Сэмюэль Коллинз - английский врач при царском дворе - сообщал:

Забава его состоит в соколиной и псовой охоте. Он содержит больше трехсот смотрителей за соколами и имеет лучших кречетов в свете, которые привозятся из Сибири и бьют уток и другую дичь».

[wiki]: «Алексей Михайлович»

Даже в предании о почитаем на Руси Св.Трифоне сохранилась история связанная с кречетом:



«Существует предание, что при царе Иоанне Грозном во время царской охоты улетел любимый царем кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу. Сокольник Трифон объехал окрестные леса, но безуспешно. На третий день, утомленный долгими поисками, он остановился под Москвой, в месте, ныне называемом Марьина роща, и в изнеможении прилег отдохнуть, усердно помолившись перед этим своему святому покровителю - мученику Трифону, прося его о помощи. Во сне он увидел юношу на белом коне, держащего царского кречета, и этот юноша произнес: «Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься». Проснувшись, сокольник действительно увидел неподалеку на сосне кречета. Он тут же отвез его к царю и рассказал о чудесной помощи, полученной им от святого мученика Трифона Через некоторое время на том месте, где было явление святого, сокольник Трифон Патрикеев построил часовню, а затем и церковь во имя святого мученика Трифона».

[pravoslavie.ru]: «Святой мученик Трифон»

Информация насчет того, при каком царе это история случилась, разнится (при Иване Калите, Иване Грозном или том же Алексее Михайловиче), но однозначно, что исходя из того, что нет ничего случайного и во всем есть смысл, не случайно, что эта история произошла именно в России. Только на Руси, Св.Трифон изображается с соколом в руке, и, кто знает, весьма возможно это как-то связанно и с грядущими событиями.

Финист России. Возрождение.


Еще один интересный русский символ, связанный с кречетом (соколом) - весьма популярный некогда персонаж народной сказки - Финист Ясный Сокол. Трудно сказать, с чем связанна такая популярность (этот вопрос требует отдельного исторического изучения), но сказка о Финисте Ясном Соколе, скажем так, просто напичкана непонятными символами, о смысле которых можно только смутно догадываться. Для нашего же случая (противостояния кречета-России и остальных «западных» нечистых птиц), сказка о Финисте интересна самой сюжетной канвой - Финиста увлекла в далекую заморскую страну некая деваха, и любящая невеста отправляется за любимым через болота, тернии, дремучие леса, глухие места с черепами, вызволять своего любимого.

«Увидела баба-яга Марьюшку, зашумела:

- Тьфу, тьфу, русским духом пахнет! Красная девушка, дело пытаешь аль от дела пытаешь?

- Ищу, бабушка, Финиста - ясна сокола.

- О красавица, долго тебе искать! Твой ясный сокол за тридевять земель, в тридевятом государстве. Опоила его зельем царица-волшебница и женила на себе».

«Финист - Ясный Сокол»

Можно прочесть в том контексте, что опоенная западным зельем (ценностями) Россия 90х годов, возвращается к своим православным корням. И не побоимся сказать, что Россию спасает жертвенная любовь Церкви (невеста - красная девушка). [Хотя, если глубже посмотреть в эту сказку - это народное сказание о Христе и Церкви, о Христе, который три дня пребывал в аду и потом воскрес (невеста Марьюшка проходит три этапа пути) - переложение на народный мотив книги «Песня Песней»].

Весьма интересно переложил образ Финиста знаменитый советский кинорежиссер сказочник Александр Роу в его сценарии к одноименному фильму [см.заметку: «[иди и видь]: Сказки А.Роу в свете нынешних событий на Украине. "Финист - ясный сокол". Патриотизм»] - сказка полна недвусмысленных метафор, которые легко читаются особенно в наши дни, как темные (западные) силы хотят поработить Русь (Россию):

[Картауз Рыжий]: Бери богатства мои! Ешь, кушанья сладкие! Пей вина заморские! Только не служи воеводу русскому, а служи МНЕ! МНЕ! Картаузу Рыжему! Ослушаешься

- смерть тебе!

[Финист Ясный Сокол]: Кто за Родину сражается, защищает дело правое, тот бессмертен в доброй памяти! Не боюсь я тебя подлого!

Богатыря Финиста два раза околдовывают - первый раз он превращается в чудище, а после того, как любовь суженной разрушила чары, его заколдовала чужая сварливая жена и его увели в подземелье, к тому самому, заморскому Картаузу Рыжему. Что в принципе и было с Россией - вначале она стала безбожной СССР (чудищем), а когда с нее спала шкура этого огромного чудища, ее тоже заманили«вина заморские, богатства и сладкие кушания», и только сейчас можно видеть настоящее возрождение России, которая возвращается к православным корням, и как говорят многие пророчества - Россия будет последним островом спасения, противостоящим всему этому океану безумства, зараженного западным зельем.

Неудивительно, что образ Финиста был таким популярным - это образ возрождения, образ возрождающейся России.



Интересно еще то, что Финист - это аналог именно птицы Феникс, уникальной мифической птицы, обладающей способностью возрождаться. Тема возрождения - красной линией проходит через все христианское вероучение:

14 а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.

(1Кор.15:14)

Поэтому вполне естественно то, что образ птицы Феникс часто использовался в христианстве:

В христианском мире Феникс означает триумф вечной жизни, воскресение, веру, постоянство; это символ Христа. В раннем христианстве Феникс постоянно встречается на погребальных плитах: здесь его значение - победа над смертью, воскресение из мертвых. На Руси у Феникса были аналоги: Жар-птица и Финист.

[wiki]: «Феникс»

В Египте была похожая птица Бенну, которая олицетворяла воскресение из мёртвых, что является также одним из столпов (догм) христианского вероучения. Другой русский аналог Феникса - Жар-птица, умирала осенью, а весной возрождалась - именно весной православные всего мира отмечают самый главный праздник - Пасху, т.е. Воскресение Господа Иисуса Христа.

Сокол противник ворона. Сокол в русском народном творчестве.


И если Христос есть источник любви, добра, жизни, то в извечной борьбе добра и зла, в русском народе за соколом крепко укрепилась роль представителя добра, а главное - он неизменно противопоставлялся ворону (одному из главных фигурантов всего нашего повествования), который однозначно олицетворял собой зло. У казаков даже есть пословица:

«Где соколы летают, там ворону не пускают».

Более того, как уже отмечалось выше, сокол, в отличии от ворона и других «нечистых» птиц, не питается падалью. Интересный пример из классиков - А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочь» вкладывает в уста Пугачеву калмыцкую сказку об «Орле и вороне»:

«Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-навсе только тридцать три года? - Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст! - Какова калмыцкая сказка?

- Затейлива, - отвечал я ему. - Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину».

Но что интересно, как нам кажется, здесь есть существенная неточность - как раз орел все-таки иногда питается падалью, в отличии от соколов - ни один из видов соколов не питается падалью.

Сказка с таким же сюжетом существует и у других народов бывшего СССР, в том числе и у народов Поволжья [1], также распространена версия, где вместо орла фигурирует именно сокол, а не орел.

Вообще, сокол весьма популярная птица в русском фольклоре:


«… в русском народном творчестве сокол - птица особая. Образом сокола постоянно сопровождается в мужской лирике образ мо́лодца. В некоторых песнях мо́лодец посылает сокола к родным с вестью о себе <…>. Наконец, выражение «ясный сокол» в фольклоре нередко просто заменяет наименование молодого человека. <…> Следует также иметь в виду, что в молодецкой лирике и балладах сокол и орел часто противопоставляются во́рону <…>. Это противопоставление идет из глубокой древности и воспринимается в русском народном творчестве как противопоставление света и тьмы, правды и кривды (как в апокрифическом стихе о «Голубиной книге»), воли и зависимости. Это последнее понимание двух образов отразится у Пушкина позже в «калмыцкой сказке» об орле и во́роне, которую рассказывает Гриневу Пугачев в «Капитанской дочке»‹…›».

Лобанова А.С., "Ворон к ворону летит", [2, С.117-118]

«Донская фольклорная традиция прочно связала воина-казака с символом хищной птицы - сокола или орла. В самом полном сборнике донских былин и песен А.М. Листопадова образ волка не встречается ни разу, в то время как орнитоморфной символикой отмечена буквально каждая страница. Казаки называются в текстах братьями-соколами, противостоящими воронам; детально выписан образ старого орла; сокол и конь предстают в образах состязающихся богатырей. Вообще только конь и может соперничать с образом сокола; его образ в казачьем фольклоре представлен столь же широко и ярко».

Рыблова М.А., "Взвейтесь, соколы, орлами", [3]

Итак: суммируя все вышесказанное, образ сокола, и не просто сокола, но кречета, весьма гармонично и правдоподобно соответствует России с ее историей.

--------------------------------------

(с) Александр Дрэничеру

19 марта 2014г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com
Библиография

[1] Азадовский М. К. Сказка, рассказанная Пушкиным Далю. опубл. в: Пушкин: Временник Пушкинской комиссии №4-5 (АН СССР. Ин-т литературы. - М.; Л.: Изд-во АН СССР), С. 488-490. [Электронный ресурс]. URL: http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/v39/v39-488-.htm (дата обращения: 11.03.2014)

[2] Лобанова А.С. Ворон к ворону летит: Русский источник "Шотландской песни" Пушкина 26 (1995), С. 111-120

[3] Рыблова М.А. Взвейтесь, соколы, орлами: орнитоморфная символика в восточнославянской воинской традиции. опубл. в: Этнографическое обозрение (2007), №2






Рубрика:
"Заметки на полях Библии"
"Апокалиптическая серия"

Св.Трифон, Апокалиптическая серия, Пушкин, история, Заметки на полях Библии, царь, символика, страна/Россия, животные

Previous post Next post
Up