[заметки на полях Библии]: Св.Ипполит Рим (IIв) об образовании Израиля (XXв). Пророчества об Израиле

Feb 18, 2014 11:08



Одним из доказательств Божественности Писания - это сбывшиеся пророчества. Впрочем, сами евреи, как говорил один, то ли раввин, то ли Папа Римский - это уже доказательство существования Бога.

После распятия Христа, Бог рассеял евреев по всему миру, разрушив их Храм, без которого они не могут производить никакого священнодействия, и более того, муж даже не может пожаловаться на изменившую жену, как заповедовал Бог:

12 объяви сынам Израилевым и скажи им: если изменит кому жена, и нарушит верность к нему, <...>
15 пусть приведет муж жену свою к священнику <...>
18 и поставит священник жену пред лице Господне <...>
28 если же жена не осквернилась и была чиста, то останется невредимою и будет оплодотворяема семенем.
29 Вот закон о ревновании, когда жена изменит мужу своему и осквернится, <...>
(Чис.5:12-31)

Евреи, которые считают себя любимчиками Бога, о чем трубят повсеместно, конечно же не признаются даже под пытками, что все эти беды на их "богоизбранную" голову (разрушение Храма, которое никому и в голову не могло прийти, насколько это мега-масштабный комплекс был; потеря страны и рассеяние по всему миру; тот же ужаснейший холокост и т.д. и т.п.) посыпались после того, как распяли Мессию, которого и ждали. Обычная их отговорка, что якобы все это на них свалилось, т.к. отсутствует любовь среди евреев, и при этом они страдают еще за весь мир, т.к. где сейчас найдешь любовь? ну, разве только на православном иконостасе. В общем, выходит, что они (евреи), современные мученики - приносят себя в жертву любви. [Кстати, при этом никак не могут и не хотят принять Жертву Христа за наши грехи - см.заметку: "Краткий ликбез для иудеев (а также атеистам, мусульманам, оккультистам и прочим) о пророчествах в ВЗ. part1"]

И есть целая череда пророчеств в Ветхом Завете, о том, что Бог соберет вновь Израиль [важное примеч.: многие пророчества могут прообразовательно исполниться на каком-то коротком, скажем так, "локальном" этапе истории, но иметь более широкий смысл, цель, именно к последним временам]. Ну, к примеру вот:


10 Слушайте слово Господне, народы, и возвестите островам отдаленным и скажите: "Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его, и будет охранять его, как пастырь стадо свое";
(Иер.31:10)

Писание полисемантично - т.е. имеет несколько значений. Можно понимать буквально, что так и случилось на примере образования государства Израиля в 1948г, но христиане воспринимают Божье Слово прежде всего на духовном уровне. Израиль, для христиан, это Церковь, а Иерусалим - это Небесный Иерусалим, который ждет нас после Второго Пришествия Мессии, и в который не все попадут. Поэтому пророчество это исполнилось еще на много раньше, когда образовалась Церковь (невидимым образом, когда Иисусу Христу пробили ребро и истекли кровь и вода, как источники таинств, по словам отцов Церкви; и видимым образом - на Пятидесятницу, когда снизошел Св.Дух на апостолов).

18 и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;
(Матф.16:18)

Или тот же пророк Иеремия в другом месте опять говорит о том, что Бог соберет Израиль:

3 И соберу остаток стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их во дворы их; и будут плодиться и размножаться.
4 И поставлю над ними пастырей, которые будут пасти их, и они уже не будут бояться и пугаться, и не будут теряться, говорит Господь.
(Иер.23:3,4)

Отцы Церкви толкуют это опять именно, как о Церкви:

"Пророческая речь обращена к пастырям или о пастырях. И так как об Иехонии, предпоследнем царе Иудейском, из племени Давидова, читаем: земля, земля, земля! слушай слово Господне: запиши мужа сего отверженным, или бесплодным, и не будт от семени его мужа, который сидел бы на престоле Давидовом (Иер. 22. 29, 30), чем отнята была всякая надежда на продолжение царства Иудейского: то переходит к начальникам Церкви, и, по оставлении и осуждении синагоги с её пастырями, речь обращается к апостолам, о которых говорится: и поставлю над ними пастырей, и упасут их, не убоятся уже, и не ужаснутся, и ни один не будет разыскиватъся из числа их, говорит Господь. Ибо апостолы с уверенностью и без всякого страха будут пасти стадо Церковное, и остаток народа Израильского из всех земель спасется и обратится к селениям, или паствам своим, и стадо возрастет и размножится. Злых же пастырей, книжников и фарисеев, посетит Господь по лукавству стремлений их. В переносном смыcле можем разуметь это и о церковных начальниках, недостойно управляющих овцами Господними,- что, по отвержении и осуждении их, спасется народ, будучи поручен другим, кои будут достойны, и остаток спасется. Губят овец пастыри, которые учат ереcи; терзают и расточают те, которые производят раcкол; разгоняют те, которые несправедливо отлучают от Церкви; не посещают те, кои не милуют кающихся. Всех таковых Господь помилует, возвращая им прежния пастбища и удаляя злых пастырей".

блаж.Иероним Стридонский

Тот же вышеупомянутый стих о том, что Кто рассеял, Тот и соберет:

"Здесь пророк говорит о благоденствии, какое ожидает его народ по окончании Вавилонского переселения, и описывает блага, какие примет он от Господа.

Но все это по истинному значению пророчества должно разуметь о Церкви Христовой, и ясное доказательство этого представляет нам самое исполнение пророчества. Ибо только Христова Церковь приняла те дары, какие обещает здесь пророк. На ней исполнилось пророчество. А смысл пророческих слов должны мы находить в их исполнении".

Св.Ефрем Сирин (толк. на Иер.31:10)

Но, как же все-таки о буквальном понимании образовании Израиля? Евреи скажут: "вот посмотрите на этих глупых христиан, Бог говорит об Израиле, и пророчество исполнилось, а они носятся со своей Церковью".

Начнем издалека. К примеру, вот еще одно пророчество о том, что Бог соберет всех евреев, на этот раз пророк Михей:

11 Если бы какой-либо ветреник выдумал ложь и сказал: "я буду проповедывать тебе о вине и сикере", то он и был бы угодным проповедником для этого народа.
12 Непременно соберу всего тебя, Иаков, непременно соединю остатки Израиля, совокуплю их воедино, как овец в Восоре, как стадо в овечьем загоне; зашумят они от многолюдства.
(Мих.2:11,12)

На первый взгляд весьма позитивное пророчество для евреев, многие современные комментаторы, так и считали, к примеру, тот же известный комментатор-компилятор Лопухин (или, точнее будет, команда под его руководством), но отцы Церкви все-таки видели в этих стихах пророчества о несчастьях и наказаниях, которые ожидают евреев.

Как известно, русский перевод сделан с Масореты, которая искаженна евреями, особенно в тех местах, где им явно не по нраву. В результате, текст иногда получается каким-то неудобоваримым и несвязанным, как в этом случае в стихе 11. Посмотрим перевод на церковнославянском, который сделан с греческой Септуагинты:


11 прогнастеся ни кимже гоними: дух постави лжу, искапа тебе в вино и пиянство: и будет, от капли людий сих,
12 собираемь соберется иаков со всеми: приемяй прииму оставших израилевых, вкупе положу возвращение его, аки овцы в скорби, яко паству посреде ложа их: изскочат от человек.
(Мих.2:11,12)

[заметьте кардинальное различие в стихе 11 и на "овцы в скорби" в 12-м стихе] Эти строки, Феодорит Кирский комментирует, как о том, что Бог отведет израильский народ в плен, где подвергнет общему наказанию (прим.: правда Феодорит считает, что пророчество исполнилось при царе Седекии). Блаженный Иероним в том же ключе комментирует эти слова Бога:

"...пока они отпали от Меня, Я положу их в скорби и буду утеснять их, и заставлю их оставаться без священника, без алтаря и без пророка, с тем чтобы они поняли чрез наказание то, чего не могли понять чрез благодеяния. <...>после того, как они будут подвергнуты скорби, и исполнится время дни утеснения их, они будут положены в покое, т. е. в месте отдыха своего".

блаженный Иероним

Но, все же, говорили ли отцы о буквальном возрождении государства Израиль? Да, ради этого, впрочем, и начиналась вся эта заметка. Соберутся, но совсем под другим "соусом".

Св.Ипполит Римский об образовании Израиля
Жил-был Ипполит, епископ самого Рима. Жил на рубеже второго и третьего века. Интересный такой епископ - первый антипапа (т.е. незаконный Папа), и при этом, которого Церковь канонизировал во святые:

Святой Ипполи́т Римский (около 170 - около 235) - один из самых плодовитых раннехристианских авторов, мученик, первый антипапа (217/218 - 235). На Западе праздник в его честь отмечается 13 августа, у православных - 30 января (12 февраля).

[wiki]: Ипполит Римский

Как раскольник стал святым, об этом немножко потом, но вот, в известном его труде "Слово о Христе и антихристе", находим интересные строки:

"Он [антихрист] призовет к себе весь народ иудейский от всех стран, в которых он рассеян, усвояя их себе как собственных чад, обещая им возвратить их землю и восстановить их царство и народ, дабы они поклонились ему как богу, как говорит пророк: соберет все царство свое от востока солнца до запада; те, коих звал и коих не звал, пойдут с ним. И Иеремия также, употребляя притчу, говорит о нем так: возгласи ряб (куропатка) собра, ихже не роди, творяй богатство свое не судом, в преполовении дней своих оставит ее, и напоследок дней своих будет безумен (Иер. 17, 11)".

Просто поразительно - второй век, а такое ясное видение того, что случится аж через 17 веков. Итак, еврейский народ, движимый на зов своей наседки-куропатки, сиречь, антихриста, стекается со всего мира, в его сети, где они и коронуют его, т.к. уже устали ждать столько тысячелетий, а Мессия все не идет и не идет, и Бог пророков, почему-то больше не посылает.


"...во всем они (иудеи) преткнулись, оказавшись ни в чем не согласными с истиною: ни в отношении к закону, так как сделались его преступниками, ни в отношении к пророкам, потому что умертвили и самих пророков, ни в отношении к гласу евангельскому, потому что распяли Самого Спасителя; не поверили и апостолам, потому что и их гнали, всюду сделались злоумышленниками и предателями истины, оказались богоненавистники, а не боголюбцы. Они в то время, воспользовавшись случаем, будут просить себе отмщения у человека смертного, восстав на рабов Божиих. А он, надмившись против сих, начнет посылать указы на святых, чтобы всюду умерщвлять всех тех, кои не захотят его почитать и поклоняться ему, как Богу, как говорит Исаия: горе корабельным крилам земли, яже об ону страну рек Ефиопских. Посылали по морю послы в залог, и послания книжная верху воды: пойдут бо вестницы легцы к языку высоку и к людям странным и строптивым на них, язык безнадежен и попран (Ис. 18, 1, 2)".

Св.Ипполит Римский, "Слово о Христе и антихристе"

Интересно, почему в этом месте, согласно Св.Ипполиту, куропаткой назван антихрист - здесь все отцы (Св.Ефрем Сирин, блаж.Иероним) отмечают одну интересную особенность куропатки - она ворует чужие яйца, но когда птенцы подрастают, они все равно узнают голос своего родителя и устремляются к нему - т.е. Бог, как наседка, которая так долго и терпеливо высидела своих птенцов, которых у нее так вероломно украли их, все же дождется, когда ее птенчики вернутся в родное гнездо. Аминь.

"Делу нашему не повредит, если мы покажем и хитрость этой птицы, и что не напрасно пророк так выразил свою мысль, употребив сравнение с животным. Ибо куропатка, будучи тщеславным животным, когда увидит вблизи гнездо другой куропатки, имеющей птенцов, как скоро отец их отлетает для добытия корму, подражая чужому голосу, призывает к себе птенцов. А сии, думая, что это есть их подлинный отец, сбегаются к ней. И она гордится чужими детьми как своими. Когда возвратится действительный отец и закричит собственным голосом, узнав оный, птенцы, оставив обманщицу, идут к истинному отцу. Таким же точно образом, прилагая это к антихристу, пророк говорит о нем, что он призовет к себе род человеческий, стараясь чужих сделать своими и обещая всем освобождение, тогда как сам себя не может спасти".

Св.Ипполит Римский, "Слово о Христе и антихристе"

P.S. Важно все-таки внести ясность, как это вдруг раскольник стал святым. Грех раскола и ереси не смывается даже мученичеством за Христа (яркий тому пример - Ориген) - напомним, это были первые века, когда Церковь была еще едина, и все Папы были православными, т.е. поклонялись Богу в духе и истине (Иоан.4:23). Епископ Ипполит, был видимо весьма неординарной плодотворной личностью - формально латинянином, но по духу грекофилом, т.к. писал по гречески, и мыслил соответственно (есть версия, что оно вообще приехал с Востока). Но видимо епископ Ипполит был большим ригористом, т.к. без обиняков стал обвинять тогдашнего Папу Зефирина в ереси, которого в последствии канонизировали, как святого; такое же непримиримое отношение он сохранил и последующему преемнику Папе Каликсте, которого также в последствии канонизировали, как святого. Более того, почитатели епископа Ипполита избрали его Папой, при живом Папе Каликсте - т.е. по сути, он официально ушел в раскол и оставался в нем при Папах Урбане и Понтиане, оба, которые, в последствии также были канонизированы, как святые. Четыре Папы - всех Единая Церковь признала святыми, а Ипполит с ними не находил общего языка, т.е. находился вне Церкви. Но перед самой смертью, еп.Ипполит все-таки примирился с Церковью:

"Схизма Ипполита продолжалась в течение многих лет при приемниках Каллиста Урбане (223 - 230) и Понтиане (230 - 235) до тех пор, пока император Максимин не изгнал папу Понтиана и антипапу Ипполита на остров Сардиния, где, по-видимому, и произошло примирение св. Ипполита с Понтианом. 28 сентября 235 г. Понтиан отказался от епископского престола, чтобы дать возможность христианам Рима избрать ему приемника. Ипполит также отказался от претензий на римскую кафедру. Группа сторонников Ипполита после этого воссоединилась с Римской Церковью, и объединенная община избрала епископом Антера (235 - 236). Понтиан и Ипполит вскоре приняли мученическую кончину на о. Сардиния. Их тела были перенесены в Рим при приемнике Антера папе Фаби-ане (236 - 250) и похоронены в один и тот же день - 13 августа 236 или 237 г. В этот день Церковь и совершает память св. Ипполита, как человека, не только искупившего грех раскола примирением с Церковью, но и засвидетельствовавшего свою веру мученической кровью. В Латеранском музее Рима сохранилась статуя св. Ипполита, датируемая III веком: он изображен сидящим с книгой в руке на стуле, на котором высечен перечень его сочинений".
Из книги митрополита Илариона (Алфеева) "Oтцы и Учители Церкви III века. Антология"

--------------------------------------
(с) Александр Дрэничеру

18 февраял 2014г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com

Рубрика:
Заметки на полях Библии

Заметки по теме:
"Апокалиптическая серия: Иудеи готовы построить Храм и принять Машиаха".
"Краткий ликбез для иудеев. Часть 2. О том, что Бог заключит новый завет".
"Краткий ликбез для иудеев (а также атеистам, мусульманам, оккультистам и прочим) о пророчествах в ВЗ"

доп.теги:
иудаизм
антихрист
Церковь
пророчества

Конец Света, антихрист, иудаизм, Заметки на полях Библии, евреи, статья, страна/Израиль, Св.Ипполит, цитата, Церковь, пророчества

Previous post Next post
Up