(предыдущая часть
part1)
_______
part2
Современная полемика православных и католиков о догмате Филиокве
Вкратце определившись с вероучительнымии определениями о Филиокве, вернемся к проблеме современной полемике с католиками.
Столкнувшись, с тем, что католики представляют факты искаженными, взваливая всю вину на православных, была предпринята попытка расставить все точки на “I” по пути наименьшего давления, без вовлечения в глубокое Дабы не углубляться в богословские темы (ибо в процессе полемики, это не лучший метод и в основном заканчивается ничем), был выбран, назовем его так, юридически-канонический путь - о правомерности введения добавки Филиокве в Символ Веры в соответствии с канонами Церкви. Церковь на протяжении все своей истории, поэтому и вырабатывала каноны (вероучительные), которым предшествовали богословские дебаты, дабы отмежеваться от ересей и еретиков.
К примеру, точно в таком же ключе проходила полемика о.Даниила Сысоева со старообрядцами (как известно, одна из самых наболевших, уже многовековая, проблема внутри РПЦ), который упирал на то, что старообрядцы исповедают искаженный Символ Веры, что уже по сути есть индикатор ереси:
«Вся реформа Патриарха Никона оправдана тем, что вернула русскую Церковь к неповреждённому Символу Веры, который можно сравнить с ключом. Есть один лишний зубчик, даже правильный, и ключик не откроет. Ведь почему Церковь прервала общение с Римом в 1014 году? Именно из-за того, что был изменён Символ Веры, внесен "филиокве". Русские же справщики самовольно изменили Символ Веры, а это тяжелейший грех, каноническое преступление, которое влечёт за собой извержение из сана для епископов, которые это санкционировали, и влечёт за собой отлучение от Церкви мирян, которые допустили искажение Символа Веры.
Неизменность символа Веры является видимым выражением той единой спасающей веры, благодаря которой мы получаем вечную жизнь. И ещё и ещё повторяю, что без единства веры мы не можем спастись». (о.Даниил Сысоев [3])
Преподобный Амвросий Оптинский также особо отмечал: «Православная Восточная Церковь от времен апостольских и доселе соблюдает неизменными и неповрежденными от нововведений, как учение Евангельское и апостольское, так и предание св. отцов и постановления Вселенских Соборов, на которых богоносные мужи, собиравшись от всей вселенной, соборне составили божественный Символ православной веры, и, провозгласив его вслух всей вселенной во всех отношениях совершенным и полным, воспретили страшными прещениями всякое прибавление к нему и убавление, или изменение, или переставление в нем хотя бы одной иоты. Римская же церковь давно уклонилась в ересь и нововведение. Еще Василий Великий обличал в этом некоторых епископов Рима в послании своем к Евсевию Самосатскому. "Истины они не знают, и знать не желают; с теми, кто возвещает им истину, они спорят, а сами утверждают ересь" (Окруж. посл. § 7)».(Св. Амвросий Оптинский [4])
И дальше Св.Амвросий Оптинский пишет, о том к чему приводит одно искажение веры (добавление «филиокве» в Символ Веры): «Но как одна ошибка, которую не считают ошибкою, всегда влечет за собою другую, и одно зло порождает другое, так случилось и с Римскою Церковию. Едва только успело явиться на западе сие неправое мудрование, что Дух Святой исходит и от Сына, как само породило другие подобные тому исчадия, и ввело с собою мало-помалу другие новизны, большею частию противоречащие ясно изображенным в Евангелии заповедям Спасителя нашего, как-то: кропление вместо погружения в таинстве Крещения, отъятие у мирян божественной Чаши и употребление оплатков и опресноков вместо хлеба квасного, исключение из Литургии божественного призывания Всесвятого и Животворящего и Всесовершающего Духа. Также ввело новизны, нарушающие древние апостольские обряды Соборной Церкви, как-то: устранение крещаемых младенцев от Миропомазания и принятия Пречистых Таин, устранение брачных от священства, признание папы за лицо непогрешительное и за местоблюстителя Христова и проч. Таким образом, низвратило весь древний апостольский чин совершения почти всех Таинств и всех церковных учреждений, - чин, который содержала древняя святая и Православная Церковь Римская, бывшая тогда честнейшим членом Святой Соборной и Апостольской Церкви (Окруж. посл. § 5, пункт 12).
Но главная ересь Римской Церкви, не по существу, а по действию, есть измышленный догмат главенства, или вернее горделивое искание преобладания епископов Рима над прочими четырьмя Восточными Патриархами. Ради сего преобладания приверженцы Римской Церкви поставили своего папу выше правил и учреждений Вселенских Соборов, веруя в его непогрешимость».
Тоже самое единодушно высказали епископы еще в 879-м году на Софийском Соборе:
«Таким образом, имея сообразно уму и проповедуя все это, мы примемлем умом и устами и провозвещаем всем людям сильным гласом Орос чистейшей веры христиан, который пришел к нам свыше, с помощью наших Отцов, ничего не убавляя, ничего не подделывая, поскольку прибавление или убавление (когда бы не появлялась какая бы то ни было ересь по причине коварных замыслов лукавого) становится виновникам отклонений тех, которые не позволяют какого-либо упрека и непростительное нападение согласное с Отцами. Которое для деятельности направленной на изменение Оросов (канонов, определений) Отцов с помощью подделывания слов является ни чем иным как самым худым деянием»[9]
И на этот раз католикам также был поставлен четкий прямой вопрос: не вдаваясь в пустые детали по разъяснению и обоснованию филиоквизма, как они объяснят, почему в противовес всей Церкви и решениям Вселенских Соборов, которые Католическая Церковь сама признает, был изменен Символ Веры, что уже, по сути, является ересью? В дальнейшем аргументация католиков, и в целом вся полемика, пошла по пути, как потом оказалось, уже известному еще со времен Флорентийского Собора. Католики пытались показать, что нет ничего страшного в изменении Символа Веры, нет такого запрета и, в любом случае, иначе православных тоже можно смело отнести к еретикам, т.к. первоначальный Символ Веры потом дополнялся на следующем Вселенском Соборе. На что православные показывали, что тексты канонов недвусмысленно говорят о невозможности изменения Символа Веры, и дополнение к Символу Веры производилось всей полнотой Церкви (на Вселенском Соборе), а не отдельным «местечковым» католическим Собором и запрет был уже наложен после формирования всего Символа Веры. (Ниже, этот сценарий будет представлен более детально).
Мы с удивлением обнаружили, что точной такой сценарий полемики был полностью расписан, как гроссмейстером шахматные этюды, еще Св.Марком Ефесским в его работе «Латинянин, или о прибавлении в Символе» [5], предположительно написанный [6] (стр.177) по следам его блестящей полемики и отстаиванию Православной веры на Ферраро-Флорентийском Соборе 1438г. Этот факт показывает, что, в принципе любой человек, в трезвости ума, без предвзятого суждения и с рассуждением, основываясь на букве закона, как юрист, изучающий законодательство чужой страны, может прийти к однозначному ответу о недопустимости изменения Символа Веры. Т.е. в данном вопросе довлеет не авторитет личности (святой), а буква закона (канон), а когда мнение, исходя из буквы закона (канона), подтверждается мнением авторитета (святого), то верность выработанного мнения вдвойне закрепляется, окончательно как печатью. К тому же, применительно к нашему вопросу, Св.Марк Ефесский дает очень важные дополнения и сильные аргументы, в частности, в плане пока еще малоизвестных в деталях решениях Софийского Собора 879г на котором был осужден филиоквизм и еще раз подтверждён и более ясно и четко заново выражен запрет на любое изменение Символа Веры. (Подробности по этому Собору будут представлены ниже).
Т.е. уже почти шесть веков, в принципе, ничего особенного не изменилось - верующие полемизирует, апеллируя к одним и тем же аргументам и вполне очевидные факты не принимаются католиками, оправдывая свою ересь. Как воистину сказал Св.Игнатий Брянчанинов: «Обращение еретика и раскольника к правоверию - особенная милость Божия - устраивается особенным Промыслом Божиим для избранников, известных Единому Богу. Человеческие средства к обращению раскольников и еретиков бессильны».[8]
Это как результат того, что католики:
- на самом деле лишь на словах признают решения Вселенских Соборов, авторитет, которых ставится ниже авторитета Папы и ради оправдания своей ереси они не видят ничего зазорного и преступного в нарушении Вселенского канона;
- называя свою Церковь католической (кафолической - соборной), на самом деле плохо себе представляют принцип соборности;
- по сути, умалив значимость Св.Духа (см. православное исповедывание выше) в Троице , через добавление «филиокве», католики не понимают, что Вселенские соборы, это - голос самого Духа Святого, живущего в Церкви [7] и принятые ими каноны боговдухновенны и, по сути, католики противятся Самому Богу;
Итак, вернемся к труду Св.Марка Эфесского [5] и кратко представим обычную типовую полемику православных и католиков по поводу добавки «филиокве» в Символ Веры:
П. (православный): Католики нарушили канон Вселенского Собора, прибавлением «филиокве» в Символ Веры.
К. (католик): Обвинение необоснованно, т.к. Второй Вселенский Собор еще более дополнил Символ Веры. (прим.авт.:имеется в виду, что на Втором Соборе Символ Веры расширился, добавлением большой части о Св.Духе и других вероучительных пояснений).
П.: Да, действительно, НО… это дополнение произвел Вселенский Собор Церкви, а не отдельный Папа или местечковый Собор. И до второго Собора не была запрета на изменение Символа. Только на Третьем Соборе был принят канон, что кто изменяет Символ Веры, попадает под анафему. Тем самым католики попадают под анафему.
III-ий Вселенский Собор, канон 7: "По прочтении сего, святый Собор определил: да не будет позволено никому произносить, или писать, или слагать иную веру, кроме определенной от святых отец, в Никее граде, со Святым Духом собравшихся. А которые дерзнуть слагать иную веру, или представлять, или предлагать хотящим обратиться к познанию истины, или от язычества, или от иудейства, или от какой бы то ни было ереси: таковые, Если суть епископы, или принадлежат к клиру, да будут чужды, епископы епископства, и клирики клира; Если же миряне: да будут преданы анафеме. Равным образом: Если епископы, или клирики, или миряне явятся мудрствующими, или учащими тому, что содержится в представленном от пресвитера Харисия изложении, о воплощении единороднаго Сына Божия, или скверным и развращенным Несториевым догматам, которые при сем и приложены: да подлежат решению сего святаго и вселенскаго Собора, то есть, епископ да будет чужд епископства, и да будет низложен; клирик подобно да будет извержен из клира; Если же мирянин: да будет предан анафеме, как сказано".
(прим. авт.: данный канон был введен против Нестория, который проповедовал свой измененный Символ, противоречащий христианским догмам; все авторитетные толкователи канонов (Иоанн Зонар (византийский историк XIIв), Алексей Аристен (византийский
канонист XIIв), Феодор Вальсомон (византийский
канонист XIIв) однозначно относили этот канон к запрету об изменении Символа Веры).
III-ий Собор является первым Собором, который осудил любое изменение Символа Веры и любой Собор, который идет против этого запрета, не является каноническим.
К.: Нет, в этом правиле говорится о том, что нельзя изменять только догматы.
П.: Это противоречит всякой логике. Но и последующие Соборы V-ый, VI-ой, VII-ой анафематствует всех, кто прибавляет или убавляет от Церкви, но дабы не было долгих споров, Софийский Собор 867г (прим.авт.: Греческая Церковь считает его Вселенским), на котором были и папские легаты (прим.авт.: католики со временем отказались признавать Собор), уже совершенно четко, ясно и недвусмысленно запретили изменять Символ Веры и осудили вставку «филиокве», и под этим подписались все папские легаты (подробности будут даны ниже).
К тому же, есть несколько писем и документов, где сам Папа Иоанн VIII подтверждал это и выступал против вставки «филиокве». (прим.авт.: в последствие, Папа был убит, если верить некоторым историкам, по причине именно его политики по единению всех христиан в единстве веры [10] (гл.3 Собор 879-880. "Filioque")).
***
Это основной стержень всей полемики. Важно также отметить, что Св.Марк приводит цитату Св.Кирилла Александрийского, который был председателем III-го Вселенского Собора), которая ставит точку над вопросом, относительно чего гласит 7-ой канон: «Никоим образом мы не допускаем нарушать веру, изложенную Отцами нашими, то есть Символ Веры; ни нам самим, ни иным мы не допускаем изменять ни единого слова его содержания, ни единого даже слога нарушить, памятуя говорящего: "Не прелагай предел вечных, яже положиша Отцы твои", ибо это не они говорили, но через них говорил Дух Бога и Отца, Который от Него исходит, но не чужд же - Сыну, согласно понятию естества» (послание к Иоанну Антиохийскому).
Очень важно, что, когда современные православные богословы, а также в самих альма-матер богословия - православных академиях, боятся прямо назвать католиков еретиками (к примеру, в нашей молдавской теологической академии, некоторые преподаватели-священники покоробились при называния католиков еретиками и посоветовали не спешить с выводами) Св.Марк Ефесский не боялся прямо и гласно обличить католиков на Ферраро-Флорентийском Соборе: «Он заявил, что латиняне не только - раскольники, но и - еретики. Но об этом молчала наша Церковь по той причине, что они - многочисленны; но разве не то ли было причиной, почему Православная Церковь отмежевалась от них, что они - еретики; поэтому мы просто не можем соединиться с ними, если они не согласятся изъять прибавление в Символе и исповедывать Символ так, как мы исповедуем. - На возражение Виссариона, что если некоторые свв. Отцы учили так, как учат латиняне, то и их надо, следовательно, считать еретиками? - Св. Марк ответил: - Конечно. Но они так не учили и книги представленные латинянами вызывают сомнения в подлинности)». (архимандрит Амвросий [6], гл.VI, стр.214)
И примечательно, что на Украине, где особо остра проблема экспансии католиков и униатов, строится новый огромный Собор в Почаевской Лавре с приделом в честь Св.Марка Эфесского, как одно из примеров смелого, одиночного отстаивания чистоты своей веры, на ряду со Св.Максимом Исповедником. И также радует и тот факт, что в наше времена, полные еретических соблазнов, глава РПЦ патриарх Кирилл особо оценил исповеднический подвиг святителя: «Святитель исповедник Марк Эфесский жил в далеком 15 веке и когда православную церковь хотели соблазнить унией, еретическим отступлением от истин православной веры, и когда на этот соблазн откликнулись многие иерархи, Марк Эфесский практически один сохранил веру православную, но с такой силой защитил ее, что благодаря его трудам не произошло того, что могло разрушить православную веру. Взирая на этот образ, вспоминайте то, что я вам рассказал о святителе Марке Эфесском, будьте бдительны, храните православную веру как великую драгоценность». (Патриарх Кирилл, г. Тутаев 11 сентября 2010г). [11]
Как замечал все в том же труде [4] Св.Амвросий Оптинский (XIXв) на вопрос, почему русским духовенством не проповедуется открыто, что спасение только в Православной Церкви: «<…>Русское православное духовенство и получило как бы навык и укоренившееся свойство говорить об этом предмете уклончиво. А может быть некоторые, по той же причине, и от всегдашнего обращения с иноверцами, а более от чтения их сочинений, стали и думать снисходительнее в отношении надежды спасения и прочих вероисповеданий».
part3 (история Филиокве и итоги)