Серафим Роуз о неканонизированных святых. Мариан Мойсе - акафист новомученику Валерию Гафенко.

Dec 22, 2013 23:16


И вновь о комментариях (см. к примеру, трогательный рассказ "У каждого человека есть свой Иоанн Креститель. История одной любви"): на заметку "Акафист о.Даниилу Сысоеву на русском (перевод с румынского)" , появился, скажем так... как бы мягко выразиться... мммм.... забавный, что ли, ответ:

Это даже не самочиние (само по себе качество вполне бесовское), это прямое святотатство: дерзать объявлять человека святым - идти против Церкви! Грех тяжкий и ведущий к погибели. Даже молиться за этих безумцев не дерзну. (с) некий andrej-2006

Очень и очень жаль, так понимаю, мы лишились усиленных молитв праведного (Иак.5:16). Иногда просто удивительно, как кто-то нахватавшись терминов и ничего соображая, бегает с ними, как известный персонаж многочисленных басен, с гранатой, дабы рвануть кого-нибудь. Ну, да Бог им Судья. Если перефразировать В.Маяковского, "я такого не хочу, даже вставить в заметку".


Но это вспомнилось к слову. Просто как-то пришел с воскресной литургии, ткнул наугад у Мариана Мойсе (Marian Moise) (его уже упоминал в своих заметках - один из лучших православных исполнителей) и попал на прекрасный акафист румынскому новомученику Валерию Гафенко, который умер в коммунистических застенках во время политических репрессий режима Георгия Деж (wiki), такую категорию новомучеников, в Румынии даже называют особо - "святые тюрем" (sfintii inchisorilor). Насколько помню, Валерий в тюрьме смертельно заболел лихорадкой, и ему тайно передали спасительные лекарства, но отдал их своему своему сокамернику, известному баптистскому пастору, который также был смертельно болен. Валерий умер, пастор выжил, стал весьма знаменитым, но православным, как хотел Валерий, так и не стал.

И вот, акафист настолько понравился, что решил найти его текст, и пока искал его, словил себя на мысли, что Валерий, как о.Даниил Сысоев, вообще-то тоже еще официально не прославлен, но в Румынии идет просто массовое его почитание, как мученика, даже такие известные румынские старцы, как Ион Пырву, Арсений Папочок, считали, что он обязательно должен быть официально причислен к лику святых. Более того, он уже включен в список представленный на рассмотрение для канонизации от Молдавской Митрополии (Валерий Гафенко уроженец Молдавии).

Но видимо, православные румыны, тоже уже привыкли к таким неофитам в штанишках, которые бегают с гранатами, как маленькие террористы, что к акафистам еще непрославленных новомучеников, прикрепляют интересную информацию, к примеру, отрывок из письма Серафима Роуза священнику Алексею Янгу. К сожалению, на русском в сети не нашел письмо, только маленький отрывок, который выделил синим, поэтому перевожу (не особо тщательно) с румынского (предполагаю, что в письме идет речь о канонизации Св.Иоанна Шанхайского)):

Не «греки» не канонизировали владыку Иоанна. Канонизация это дело епископов, которые ставят печать последнюю и официальную, на местном почитании какого-либо святого человека. То, что сделал монастырь [Бостон] - составил вечерню для Владыки Иоана (или, возможно, перевел уже имеющуюся службу какого-нибудь старостильного монастыря, что является обычным для них, называть святым владыку Иоанна) - это весьма нормальная практика, обычная для русских, как в случае со Св.Иоанном Кронштадтским, так и в случае с блаженной Ксенией, для которых составили службу еще за много лет до их канонизации. Эти службы неканонизированных святых совершаются в частном виде (или частным лицом или монастырем), пока епископы, не разрешат, чтобы вся Церковь в целом, проводила их публично.

Молитвы любому святому, ушедшему из этой жизни, в любом случае должны твориться в частном порядке, но в некоторых случаях, святость святого настолько очевидна, что к нему обращаются с молитвами более или менее публично, еще задолго до того, как он будет канонизирован. В случае владыки Иоанна, епископы, которые служили на его похоронах, уже открыто обращали к нему свои молитвенные прошения, намеренно вставив в некоторые части панихиды, синтагму «его святыми молитвами».

Если отец Никита [из Сиэтла] действительно имеет икону с владыкой Иоанном, то нет ничего в том плохого, что использует ее келейно, и не публично, и в данном случае никто не должен чувствовать себя хоть малость обиженным, т.к. это вполне нормальная практика, а также, в виду того, что враги владыки Иоанна создадут некоторые проблемы из-за этого.

И вместе с тем, много русских будут счастливы ее увидеть, даже не мечтая сделать ее публичной, т.е. официальной. Один русский епископ, которого я знал, переполнился радости, когда узнал, что существует греческая служба, посвященная владыке Иоанну, и просил, чтобы она была переведенная немедленно на славянский язык! Не думаю, что «греки», в принципе, более заняты, чем другие в плане ситуации по открытому почитанию неканонизированного святого; скорее всего, причина в множестве ревнителей, как среди греков, так и среди русских, которые занимаются этим; и поэтому, благодаря им, епископы и решили его канонизировать. В случае с владыкой Иоанном, как и русские, так и греки (слава тебе Боже!) стали «виновниками» в этом деле, явление весьма нормальное в истории Церкви. (Одна высокопоставленная русская монахиня, умоляла нас написать службу для владыки Иоанна сразу после его смерти!) Тем не менее, совершенно ясно, что такое почитание не должно быть «форсированно», но должны быть оставлено, дабы росло и развивалось естественным образом, пока оно в конечном итоге не созреет в тот великий день канонизации.

Православная Церковь ни в коем случае не запрещает молиться «непрославленным» святым. Вообще прославление только делает официальным то, что уже существует неофициально: народ уже молится святому до того, как Церковь окончательно объявляет о его всеобщем почитании, когда служба ему и икона его одобрены и т.д. Кстати, келейной молитвой каждый может молиться любому усопшему православному христианину, как мы просим молитв у живых православных христиан - ибо во Христе все живы; а тем более тот, чья святость жизни или мученичество явно были благоугодны Господу нашему Иисусу Христу, так что он может слышать наши молитвы и ходатайствовать за нас. Поэтому если сердце ваше подвигается на такую молитву, то, конечно, молитесь священномученику Серафиму (Угличскому. - Ред.). Также нет ничего предосудительного, если вы вырежете его фотографию и поставите ее в красном углу - не на главном месте, но со стороны, так сказать, с краю. Многие так поступали с изображениями св. праведного Иоанна Кронштадтского и преп.Германа задолго до того, как они были прославлены.
15/28.05.71

о.Серафим Роуз
(оригинал на рум. - комментарий к акафисту новомученику Валерию Гафенко; взят из писем о.Серафима, опубликованных на рум. в книге "Ne vorbeste parintele Serafim Rose - Scrisori")
(синим цветом, отрывок найденный в сети - перевод из книги:
"Письма отца Серафима Роуза" (возможно аналог румын.варианты, что представлен выше)
Издатель: Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль )

Ну, как бы все. Кругом одно сплошное безумие... Как раз время послушать прекрасный акафист в прекрасном исполнении и успокоиться:

image Click to view



P.S. Страшно представить реакцию таких гаврошей, когда они в некоторых монастырях увидят на стенах, росписи с ликами еще не прославленных современных подвижников. Кстати, лик Св.Николая II был впервые нарисован в сербском храме еще задолго до его прославление, и это было явно по Божьему промыслу, о чем в своих рассказах, кажется, упоминает Св.Николай Сербский.

P.P.S Представляю себе такую картину: вечерняя православная школа, молодежь уткнулась в покаянные каноны, на стенах цитаты из Пидальона, в красной рамке Осипов. Идиллия. Вдруг вбегает епископ и дает отмашку:

- Всё! Канонизировали! Официально! Теперь, с этой минуты, всем можно его почитать и любить, в обязательном порядке. Всем!
Дружно раздается:
- О! Мы тебя любим, святый новомученик! Радуйся!

Тут же зашуршали мольберты, раздались хлопки раскрываемых баночек красок -  все срочно кинулись рисовать иконы. Теперь можно. Ребят с гранатами, которые следили за порядком, сняли с оцепления.

--------------------------------------
(с) Александр Дрэничеру

22 декабря 2013г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com

Рубрика:
"Персоналий"
"Байки из склепа"

Заметки по теме:
"Акафист о.Даниилу Сысоеву на русском (перевод с румынского)"
"Старец Иустин Пырву: наши мучения, были легкими в сравнении с тем, что еще предстоит пройти вам".
"Персоналий: "Воспоминания "смертника" о пережитом" (новомученик, о.Михаил Чельцов)"
"Икона: "Ангел с кадилом"("Голубой Ангел"). Святая новомученица Мария (Скобцова)".

доп.теги:
новомученики
Marian Moise

страна/Румыния, байки из склепа, коммунизм, гонения, музыка, святые, новомученики, персона, история, мученичество, о.Серафим Роуз, Валерий Гафенко, маразм, аудио, мой перевод, marian moise, канозицаия

Previous post Next post
Up