Без крещения спасения нет: "Крещение младенцев", "Крещение младенцев - апостольское предание" (Гл.5)

Sep 26, 2013 12:05



см. Оглавление и ссылки на другие части

прим.:
*если находите ошибки (а они есть) или есть замечания и предложения - буду признателен;

P.S. Решил несколько изменить порядок публикования в ЖЖ - основную 4-ую часть выложу после.

« …я наперед заявляю, что нельзя считать факт крещения младенцев
настолько малозначительным, чтобы его не стоило исследовать.
Об этом предмете или совсем не нужно поднимать вопроса,
считая для нашей веры достаточным знать,
куда мы пойдем после благочестивой жизни,
если даже и не будем знать, откуда явились;
или же, если разумная душа стремится знать о себе и это,
пусть отбросит дерзость утверждения, запасется тщанием исследования,
смирением прошения и постоянством того стучания, благодаря которому «откроется»;
так что если она может объяснить нам это,
то умение дает ей Тот, кто лучше нас знает, что требует для нас объяснения,
т.е. Тот, кто дает даяния блага чадам Своим (Мф. VII, 7,11)».

Св.Августин Аврелий, [109, Книга X Гл.XXIII, С.580]

5.     Крещение младенцев

38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.
(Деян.2:38)

Итак, кажется, вроде бы уже не должно оставаться никаких сомнений в отношении сотериологического аспекта Святого Таинства Крещения, а именно того, что без Крещения, в виду множества причин, человек просто не может спастись, и естественно и логично, даже нужно сказать - несомненно, это касается всех категорий людей и всех возрастов без исключения:
  • ·        «Мы же, пришедшие чрез Него к Богу, приняли не плотское обрезание, но духовное, которое соблюдали Енох и другие; его мы приняли по милосердию Божию чрез крещение, так как были грешны, равно и всем можно принять его подобным образом» Св.Иустин Философ и мученик, [110, Гл.43, С.199] [1]
  • ·        «Церкви предано, чтобы мы крестились все». Ориген, цит.по: А.Алмазов, [111, Глава XXIV «Лица крещаемые во отношении их возраста», С.581]




В том числе это касается и детей и младенцев, которых крестят, прежде всего, из страха вечной смерти, в случае, если дитя преждевременно умрет, не сподобившись святого таинства. Но вновь, в виду того, что людям свойственно мерить божественное своими ограниченными человеческими мерками, словно не Бог спасает людей, а они сами себя, и тем самым дерзают оспорить то, что сказал Сам Господь, передвинуть межи, который установили отцы: «Нет необходимости крестить младенцев, т.к. они ни в чем не согрешили, и еще не имеют веру.  Бог милостив - некрещеные дети, преждевременно умершие, попадают сразу в рай». Как говорил Св.Августин Блаженный по отношению к другой категории людей, которые оспаривали вечность мучений: «мне кажется, обманываются какой-то человеческой благожелательностью». В наше время, когда текут просто реки крови абортируемых детей, такая благожелательность только дает весомый богословский карт-бланш ужасным и смертным преступлениям - немного будет цинично, но можно сказать тогда, что абортарии - это фабрики, которые занимаются благим делом, оправляя души убиенных детей во чреве матерей, прямиком в рай. Как пишет протоиерей Георгий Городенцев в своей замечательной статье о посмертной участи некрещеных детей:
  • ·        «Для женщины-христианки прошлых времён потеря ребёнка некрещёным - страшное, сугубое горе. Если ей в таком состоянии брякнуть: «Твоё дитя пошло в ад», - это её окончательно убьёт. На мой взгляд, по этой нравственной и душепопечительной причине святые и Церковь осторожно и не так явно проповедовали эту догматическую истину.
  • Ныне ситуация кардинально изменилась, и осторожность сейчас даже вредна. Современная женщина, далёкая от Церкви, не боится смерти своих детей, если речь идёт об абортах, и её мало волнует, что они не были крещены. Значит, её надо не утешать, а обличать. Если в древности, из-за слабого развития медицины, выкидыши были делом достаточно обычным, а убийство детей во чреве редким - то в наше время наоборот, последние бывают гораздо реже, ибо медицина усовершенствовалась, а вот аборт стал делом заурядным. Поэтому нам, священникам, необходимо обличать современную женщину тем, что её убитые во чреве дети не только тут пострадали, но и там душой пойдут во ад. Тогда, может быть, некоторые из этих женщин принесут достойный плод покаяния в виде своих молитв за несчастных деток.
  • Увы, отдельные батюшки проповедуют, что некрещёные убиенные во чреве младенцы идут в рай, ибо сами не совершили греха. Такая проповедь имеет нравственно разрушительный характер. Абортов от неё меньше не станет, к покаянию никого она не приведёт, да и за убиенных деток если и будут молиться, то без сокрушения и покаяния». протоиерей Георгий Городенцев, [2]

Евангельское обоснование практики крещения младенцев, в православной апологетике хорошо развито, благодаря полемике с протестантскими сектами, в виду того, что это является одним из типичных обвинений, которые выдвигают протестанты против православных. Одним из заметных последних трудов на эту тему, можно назвать диссертацию священника Вячеслава Рубского «Православие - протестантизм. Штрихи полемики» Священник Вячеслав Рубский, [113] (см.главу «Крещение детей»), которая отличается простотой логики и доступным изложением, и, в основном, в контексте выбранной темы, затрагивает все аспекты этого вопроса.  Отметим из нее один редко используемый логический контраргумент, на то, что детей нельзя крестить, т.к. у них нет веры:
  • ·        «Младенцы же, не имея веры, не имеют и неверия. Поэтому их нельзя считать неспособными к принятию благодати лишь по причине отсутствия у них веры. Если же мы отнесём требования Христа (Мф. 28,19) и ко взрослым и к детям (как это делают протестанты), то эта палка о двух концах очень больно ударит по малышам. Получится, что все они осуждены. Кто не будет веровать, осуждён будет (Мк. 16,16). Неверующий уже осуждён потому, что не уверовал во имя Единородного Сына Божия (Ин. 3,18). Верующий в Сына (взрослый) имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына (ребёнок?!) не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём (Ин. 3,36). Абсурд? Значит, речь тут не о детях, и ссылаться на повеление Спасителя: учить и крестить взрослых как на аргумент против крещения детей весьма недальновидно. Христиан спасает не учение, а благодать Божия. Поэтому независимо от осознания ребенок нуждается в единении со Христом». [Священник Вячеслав Рубский, там же, 113]

И даже в этой замечательной работе, после рассуждений, о том, что первородный грех является помехой для соединения человека с Богом, повествование спотыкается о непреодолимый камень для «благожелательных» православных, когда речь заходит об участи преждевременно умерших некрещеных детей:
  • ·        «Говоря о месте детского крещения в православной догматике, нельзя не отметить, что Православная Церковь далека от буквальной Августиновской интерпретации Ин. 3,5 с его ужасными выводами ("некрещёные младенцы идут в ад!"). Крещению младенцев есть место в православном богословии, но это не означает его абсолютной обязательности».[Священник Вячеслав Рубский, там же, 113, Крещение детей]

Вопросу о посмертной участи некрещеных детей, будет уделено пристальное внимание в подразделах ниже, здесь лишь вкратце (т.к. вопрос выходит за рамки исследования) отметим аспекты обоснования крещения младенцев:
  • - в Евангелии указывается, что крестились целыми домами, т.е. всей семьей и слугами, в том числе и детьми (темничный сторож (Деян.16:33), Лидия из города Фиатир (Деян.16:15), Стефан (1Кор.1:16));
  • -  упоминаются «верные», т.е. крещеные дети (Тит.1:6);
  • - призыв креститься каждому, т.е. обетование принадлежит и детям (Деян.2:38,39);
  • - Сам Христос говорит, чтобы не препятствовали младенцам  приходить к Нему (Лук.18:15), ибо малые тоже верят в Него (Матф.18:6), и Христос негодует на тех, кто препятствуют этому (Марк.10:14);
  • - в Ветхом Завете, ребенок входил в завет с Богом через обрезание, уже на 8-ой день, к тому же, обрезание это прообраз крещения (Кол.2:11-12) (см. детально §1.3.1. «Печать Божия на челах избранного народа. Ветхий Завет»);
  • - Крещение - это заповедь Спасителя, а кто не исполняет заповеди, тот подлежит осуждению (Марк.16:16), (Матф.28:19);
  • - младенец подвержен прародительскому греху, и это является препятствием  для входа в Царствие Небесное (см. детально  §1.2 «Ничто нечистое не войдет в Царствие Небесное»);
  • - без крещения нет усыновления и невозможно приобщения к Богу и увидеть Его (Иоан.3:3-8) (см. соответствующее подразделы §3);


5.1.        Крещение младенцев - обычная практика со времен апостолов

Последнее время, в современной православной публицистике, утвердилось странное мнение, что крещение младенцев, это исключение из общего правила, которое приемлемо лишь в исключительных, экстренных случаях, но, к сожалению, на протяжении последних веков, эта практика приобрела всеобщий характер, и поэтому с ней приходится мириться. Некоторые, к примеру, тот же профессор А.Осипов, открыто противостоит ей, даже не боясь анафемы Поместного Карфагенского Собора (419г), утверждая, что эти каноны не касаются всей Вселенской Церкви (хотя 1-ый и 2-ой канон VI-го и VII-го Вселенского Собора соответственно, говорят обратное); вводит слушателей в соблазн, говоря, что Поместные Соборы имеют тенденцию ошибаться,  не делая акцент на том, что такие волчьи Соборы осуждены Церковью; и даже дерзает говорить, что в виду этого несуразного канона, Св.Отцы сами должны быть преданы анафеме, т.к. крестились в зрелом возрасте (хотя, на самом деле, канон анафематствует тех, кто против крещения младенцев, а не тех, кто крестился в возрасте).[114]

Тот же о.Петру Прутяну, не дерзает оспорить решение Церкви, но пытается вновь почему-то разделить Церковь (как в случае со Св.Отцами, деля их на Отцов до XIVв, которые не говорили того, что говорят святые уже после XIVв), утверждая, что Восточная Церковь переняла практику крещения младенцев у Западной, и это стало всеобщей практикой для нее лишь к IX веку (это утверждает также и профессор А.Осипов), и опять же - с ней приходится просто мириться. [115]

Церковь - есть единый организм, есть Тело Христа, движима Св.Духом во все времена и на всем каноническом пространстве. Св.Дух говорит устами святых и до XIVв и также и после. И вводить разделение, когда дело касается вероучительных вопросов, догм, Предания есть кощунство - это попытка вести разделение в Тело Христа, это по сути отрицание действия Св.Духа и хула на Него. Один из главных критериев определения соответствия православному вероучению, это соответствие Преданию. Напомним главные принципы определения Предания, озвученные еще Св.Викентием Лиринским:
  • ·        «В самой же вселенской Церкви всеми мерами надобно держаться того, во что верили повсюду, во что верили всегда, во что верили все: потому что то только в действительности и в собственном смысле есть вселенское, как показывает и само значение этого слова, что, сколько возможно, вообще все обнимает. А этому правилу мы будем, наконец, верны, только если будем следовать всеобщности, древности, согласию. Следовать всеобщности значит признавать истинной только ту веру, которую исповедует вся Церковь на всем земном шаре. Следовать древности значит ни в коем случае не отступать от того учения, которого несомненно держались наши святые отцы и предки. Следовать, наконец, согласию - значит в самой древности принимать только те вероопределения и изъяснения, которых держались все, или, по крайней мере, почти все пастыри и учители». Св.Викентий Лиринский, [116]

Не будем в этой работе подробно рассматривать историю развития практики крещения младенцев, упомянем лишь монографию авторитетного церковного историка Александра Алмазова [3] «История чинопоследований крещения и миропомазания»А.Алмазов, [111], как, наверное, один из самых фундаментальных и тщательных трудов по вопросу истории развития чинопоследования крещения и, в частности, по вопросу крещения младенцев (см. Гл.XXIV «Лица крещаемые во отношении их возраста»). На базе исследования, профессор утверждает:
  • ·        «...на основании представленных данных, очевидно, что около V-го века, крещение в младенческом возрасте стало практиковаться вместо крещения над взрослыми и стало всеобщим обычаем церковной практики». [А.Алмазов, там же, 111, Гл.XXIV «Лица крещаемые во отношении их возраста», С.592]

И это мы находим подтверждение у отцов, если сам преподобный Иоанн Лествичник, который жил в VI-м веке в Византии, пишет:
  • ·        «Крещение приняв в младенчестве, мы все осквернили его, а слезами снова очищаем его». Св.Иоанн Лествичник, [65, СЛОВО 7 О радостотворном плаче, С.51]

Более того, в правилах Святого Патриарха Иоанн Постника (входят в канонический свод правил под разделом «Дополнительные правила»), жившего в VI-м веке, уже есть строгое наказание нерадивым родителям, из-за небрежения которых, младенец умрет без крещения:
  • ·        «Правило 37. Если, вследствие небрежения родителей, умрет младенец без крещения, то они отлучаются от причастия на три года, довольствуясь за это время сухоядением и умилостивляя Бога коленопреклонениями, плачем и посильною милостынею. Если младенец семи дней от рождения умрет без крещения, тогда родители лишаются причастия до сорока дней, причем должны ограничиться, в течение этого времени, сухоядением и творить ежедневно сорок поклонов. (Карф. 72)». [117, С.565-566]

Комментируя это правило, епископ Никодим (Милаш) называет его древним, и добавляет, что оно также распространяется и на священников, по вине, которых это случилось.

Нас же в нашей работе больше интересует то, что практику крещения младенцев мы приняли от самих апостолов и древних учителей Церкви. В «Апостольских постановлениях» (не путать с «Апостольскими правилами»), приписываемых Св.Клименту Римскому (†101), встречаем наказ о том, что необходимо крестить младенцев:
  • ·        «А крестите вы и младенцев своих, и воспитывайте их в учении и наставлении Божием; ибо «пустите, говорит, детей приходить ко Мне, и не препятствуйте им»». Св.Климент Римский, [118, Книга 6. правило 15.]

Хоть сами постановления, по последним исследованиям датируется 380г, а 7-ой Трульский Собор признал их поврежденными еретиками, но нет сомнения, что значительная часть постановлений содержит в себе нормы, сохранявшиеся в церковной практике со времен апостолов, но, в любом случае, видим, что как минимум, уже в IVвеке, крещение младенцев было что-то обычным.

Сами Святые Отцы и церковные писатели, ссылались на то, что крещение младенцев это апостольское предание:

Св.Августин (354 - 430гг):
  • ·        «…обычай матери-Церкви крестить младенцев ни в коем случае не следует <…> ни отметать, ни считать излишним, а надо воспринимать его не иначе, как апостольское предание. Ибо и этот малый возраст имеет значение свидетельства, так как он первый удостоился пролить за Христа свою кровь». Св.Августин Аврелий, [109, Книга X, Глава XXIII, С.580]

Ориген ( 185-254гг):
  • ·        «Церкви предано, чтобы мы крестились все» [4];
  • ·        «…по заповеди  церкви, крещение преподается и младенцам, когда крещение преподается во отпущение грехов? Если бы ничего не было во младенцах такого, что бы требовало отпущения и крещения, то благодать крещения казалась бы для них излишней» [5].
  • ·        «…младенцы крещаются в отпущение грехов - Каких грехов? или когда они согрешили? и каким образом  может быть для них нужна купель крещения, если не в том смысле, о котором мы только что сказали: «никто же чист будет от скверны, аще и один день жития его на земли». И поелику через таинство крещения очищаются скверны рождения, то крещаются и младенцы» [6].  цит.по: А.Алмазов, [111, Глава XXIV «Лица крещаемые во отношении их возраста», С.581]

Т.е. заметим, что Ориген, который жил на рубеже второго-третьего века, богословски обосновывает крещение младенцев и при этом ссылается на то, что это заповедовала Церковь, т.е. древнее Предание. Т.е. можно делать вывод, что уже во времена Оригена, во втором веке,  практика крещения младенцев является чем-то обычным.

Св.Ипполит Римский (см. стр.30, сноску 14) живший в конце второго, начале третьего века, в своем труде «Апостольское предание», который вновь открыли в относительно недавно в XIX веке,  писал о практике крещения в его время:
  • ·        «Облачитесь в одежды и в первую очередь крестите детей. Все те, которые могут говорить о себе, пусть говорят. За тех же, которые не могут говорить о себе, пусть говорят их родители или кто-нибудь из родственников». [56, 21. О предании святого крещения].

Нужно отметить, что Св.Ипполит был одним из самых плодовитых раннехристианских авторов, но в его трудах, во всяком случае, дошедших до наших времен, мы не находим рассуждения о том, что нужно или не нужно крестить детей, он просто описывает практику крещения детей, т.е. можно сделать вывод, что это было весьма обычное явление для его времени, и оно могло прийти не как  иначе, как от апостолов, как и отмечали другие святые мужи.

Это утверждает и другой раннехристианский автор, современник апостолов и ученик апостола Павла - Св.Дионисий Ареопагит (†96) (см. стр.27 , сноску 13), также знакомый с апостолом Климентом, упомянутым выше. Ценно его повествование еще тем, что он упоминает неразумных насмешников, которые потешаются над крещением младенцев:
  • ·        «11. Что же касается детей, еще не способных разуметь божественное, то, когда они бывают причастниками священного богорождения и священнейших символов приобщения Богоначалию, это, как ты сказал, несвященным кажется достойным здорового смеха, когда неспособных слышать иерархи научают божественному и не разумеющим наобум передают священные предания, и что еще смешнее, - когда вместо них другие произносят отречения и священные исповедания. Следует же твоему иерархическому сознанию не затрудняться заблудшими, но благоговейно, ради их световодительства, с любовью отвечать на выставляемые ими возражения, прибавив и это, по священному уставу, - что не все божественное умещается в нашем разуме, и много нами неведомого имеет богоподобающие причины, нам неизвестные, но доступные познанию лучших, чем мы, чинов. Многое же и от высочайших сущностей сокрыто и в точности ведомо одному только всемудрому и мудротворящему Богоначалию. Впрочем, и об этом скажем то, что наши боговидные священносовершители, наученные старинными преданиями, довели до нас». Св.Дионисий Ареопагит, [52, Глава 7. О совершаемом над усопшими. Ч.3. Рассмотрение. п.11, С.733-735]

Как уже отмечалось в подразделе §2.1 о названиях таинствах (см. стр.26), у Св.Дионисия свое уникальное наименование таинства крещения. Св.Максим Исповедник, который не сомневался в авторстве святого, комментирует эти строки:
  • ·        «Заметь, что говорит отец о крещении младенцев. Он написал это, потому что его спросил об этом святой Тимофей, как это ясно из того, что он и первые и другие слова написал в ответ на вопросы».
  • ·        «Заметь, что и тогда были смеющиеся над нашим таинственным, как, например, при крещении младенцев, которые не умеют говорить, когда приносящие их отрекаются вместо них и возлагают [символы]. За шутки он извиняется, добавив, что не все всем известно. Заметь, что и ангелы всего не знают». [52, см.тамже причечания]

Даже, если это не Св.Дионисий,  а псевдо-Дионисий, анонимный автор V-го века, как пытаются доказать современные исследователи, в любом случае имеем еще одно утверждение из авторитетного источника (а труды, приписываемые Св.Дионисию имели в Церкви, несомненный  авторитет на протяжении многих веков), о том, что младенцев крестили и это древнее Предание [7]. У Св.Дионисия, кстати, находим и упоминание и обоснование значимости восприемников.

Еще одним свидетельством того, что крещение младенцев было обычной практикой в древней Церкви, находим у Тертуллиана (154-220гг), правда он единственный, кто призывает воздержаться от раннего крещения, но ценен сам факт упоминания:

·        «… учитывая особенности, характер и даже возраст каждой личности (persona), полезнее помедлить с крещением, особенно маленьких детей. Зачем же, если в этом нет такой уж необходимости, подвергать опасности крестных родителей, которые и сами могут не выполнить своих обещаний, будучи смертными, или могут быть обмануты проявлением дурных наклонностей своих восприемников?» [54, С.26-27]

Нужно добавить, что противники крещения младенцев, ссылаясь на Тертуллиана, почему-то забывают добавить, что он также был и против крещения  "безбрачных <...> взрослых девиц и <...> безмужних вдов, пока они или не вступят в брак, или не укрепятся в воздержании" [см.тамже], что явствует собой исключительно частное мнение самого Тертуллиана, которое не нашло какого-либо приятия в Церкви.

Из письма Св.Киприана, мы узнаем, что Карфагенский Собор 252-го года постановил крестить всех, без исключения (и опять напомним, что вопрос не ставился о крещении младенцев, как таковых, а можно ли крестить их до 8-го дня):

•       «не должно нам никого устранять от крещения и благодати Бога. Если этого надобно держаться по отношению ко всем, то особенно, как мы думаем, надобно соблюдать это по отношению к новорожденным младенцам, которые уже тем заслуживают преимущественно нашу помощь и милосердие Божие, что с самого начала своего рождения они своим плачем и слезами выражают одно моление». Св.Киприан Карфагенский, [102, Письмо 46: к Фиду, о крещении детей, С.190]
Итак, как видим Церковь переняла практику крещения младенцев от апостолов, и именно так понимал и воспринял это и наш современник Св.Иустин Попович, ссылаясь в своем учебнике по догматики, на те же слова Оригена (цитируемые нами в начале подраздела) и называя его в этом вопросе мудрым:

·        «Еще с апостольских времен существует священный обычай Церкви крестить детей во оставление грехов (είςαφεσιν αμαρτιών), о чем свидетельствуют святые отцы и постановления Соборов». [101, §39. Преемственность первородного греха, С.246]

[1] В переводе А.Алмазова: «Приняли же оное по милосердию Самого Бога чрез крещение, будучи грешниками, и потому всем равно подобает принимать оное». [111], С.579

[2] протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, преподаватель Одесской Духовной семинарии

[3] Александр Алмазов: (1859 - 1920 гг.) - профессор, доктор церковного права; российский канонист, литургист, церковный историк. Автор многочисленных трудов по православному богословию и богослужению.

[4] «Толкование на Послание ап. Павла к Римлянам», Lib. V, cap. VI. «Ecclesisiis traditum, omnes baptizati simus in aquis istis visibilis». Curs. Compl. Patrolog. Ser. Graec. XIV, col. 1038;

[5] In, Levitie. hom. VIII, Palrolog. Ser. Graec. Tom XII, col. 496;

[6] In, Levitie. hom. XIV. Curs. Compl. Patrolog. Ser. Graec. Tom XIII, col. 1834-1835

[7] Кстати, это был один из доводов противников атрибуции трудов Св.Дионисию, якобы современник апостолов не мог ссылаться на древнее Предание  - эти все доводы были известны и много веков назад, и тому же Св.Максиму Исповеднику, а патриарх Св.Фотий, отмечает в своих рукописях, что читал труды одного священника, который опровергает все доводы, возводимые против авторства Св.Дионисия, в том числе и этот аргумент;

(с)Александр Дрэничеру

Рубрика:
"Реферат"

доп.теги:
крещение

26 сент. 2013г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com

ересь, спасение, таинства, статья, реферат, академия, Христос, цитата, о.petru pruteanu, Осипов, дети, Святые Отцы, крещение, Ориген, учеба, богословие

Previous post Next post
Up