via:
makarovalexiy Икона "Спас Ярое око"
Середина XIV века. 100×77. Успенский собор в Московском Кремле [956 соб/ж-128].
Икона "Спас Ярое око" написана в 40-х годах XIV в. греческим художником, работавшим в Москве.
Иконографический тип отличается особо строгим, проницательным выражением глаз.
"Всевидец Господь в одном акте Божественного ви́дения видит все века и всех людей, всю их жизнь со всеми помыслами, чувствами, намерениями, делами, словами. Страшное око, от которого ничто утаиться не может!"
Св.Иоанн Кронштадтский.
"Христианская философия".
Цитата:
"Представленный на иконе иконографический тип "Спаса оглавного", с перекрестьем за головой, по-видимому, повторяет образ Христа, который в VI веке был изображен над главным входом в Большой императорский дворец в Константинополе и являлся одним из палладиумов города. В этом своем значении он близок к "Спасу Нерукотворному", образу которого также придавался охранительный смысл.
Эпитет "Ярое око" подобные изображения получили в достаточно позднее время, в среде старообрядцев. Он указывал на грозное Второе пришествие Христа, грядущего судить грешное человечество. Икона относится к числу выдающихся произведений московского искусства.
Для образа свойственны мягкий и плавный силуэт головы, изысканные сочетания темно-красного и серо-голубого цветов в одеждах и на перекрестии нимба, тонкая светотеневая моделировка, объемная лепка лика. Эти черты роднят икону с группой произведений, написанных в Москве в конце XIV - начале XV века".
Сайт:
"Музеи Европы О художниках и картинах" Конец XIV - начало XV века.Дерево, паволока, левкас, темпера.107,2 х 78,3 х 3
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Зал 3
Спас Ярое Око. XIV в. Москва
Иконы часто еще просто относят к типу "Господь Вседержитель (оплечный)" (прим.: т.е. по плечи)
ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ
(СПАС оплечный)
Россия, XIX в..
Эстония, частное собрание.
Просто изумительная икона.
Рубрика:
Икона доп.теги:
Христос 23 августа 2013г
"Записки мирянина"dralexmd.livejournal.com